Шпаргалка по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономике"

Файлы: 1 файл

ME.docx

— 399.88 Кб (Скачать файл)

2) товарное производство  – такая организация производства, при которой результаты труда  предназначены для обмена, экономические  отношения между людьми проявляются  через рынок. Общими основами  товарного производства являются:

а) общественное разделение труда – необходимое, но недостаточной  условие для существования товарного  производства, т.к. при наличии общественного  разделения товарного хозяйства  может не быть. (Например, в пределах одной общины результаты труда принадлежали всей общине, и продукты потреблялись, не поступая в эквивалентный обмен);

б) экономическое обособление  производителей друг от друга, при котором  они имеют экономическую независимость  и отчуждены друг от друга. Это  обособление возникает объективно вследствие развития особенных форм разделения труда, сосуществования  в множества производителей схожей продукции.

Товарное производство в  сравнении с натуральным хозяйством в значительной мере способствует прогрессу  производительных сил, производства и  повышению его эффективности, так  как основывается на общественном разделении труда, обеспечивает успешное внедрение  научно-технического прогресса, товаропроизводители  заинтересованы в результатах производства.

 

30. Виды товарного  производства. Общие черты и различия  между ними.

1. Простое ТП (ТП неразвитого  рынка) – это такое хозяйство,  при котором продукты произв-ся  для обмена сам-ми мелкими произв-ми  для удовл. потр. Оно основалось  на частной собственности на  ср-ва произв-ва и на личном  труде; на рынок поступало лишь  часть; не могло охватывать  эк-ку.

2. Капиталистическое ТП  – ТП свободного рынка –  это хоз-во хар-ся свободной  конкуренцией; почти полное отсутствие  вмеш-во гос-ва в эк-ку.

Общ. черты: они однотипны  т.е имеют частную собств-сть  на ср-ва произв-ва. Оба хозяйства  работают на рынок

Различия: При ПТП все  формы произв-ва принадлежат работнику; При КТП работник лишен их. При  ПТП  - личный труд, при КТП –  наемный труд. При ПТП раб. сила не яв-ся товаром, при КТП – превращается в товар. ПТП мирно сосуществует, КТП – разоряет народное хозяйство.

3. ТП регулируемого рынка  (социализированное ТП)

Отл-ся наличием в эк-ке частного сектора высокой долей к-ого  из них во всех стадиях воспроизводства. Гос-во активно вмешивается в  эк-ку. Гл формами яв-ся (гос-ого регулирования): законодательная, налоговая, финансовая. Хар-на для смешанной эк-ки.

4. ТП деформированного (советский  тип) 

Предполагает развитую систему  общественного труда, постоянное регулирование  нац-ой эк-ки, подавление свободных  рын-ых отношений

 

31. Товар и его  свойства.

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей.

Субъективно оцениваемая  полезность во многом зависит от редкости самих благ и объема их потребления. Известно, что по мере насыщения  потребностей (в отношении ограниченного  круга предметов первой необходимости, таких, например, как вода, хлеб) человек  может чувствовать убывающую  полезность каждой дополнительной порции товара. Одно дело, скажем, первый глоток газированной воды в жаркий день и  иное – пятый и десятый. Правда, такой тенденции не наблюдается, когда человек приобретает товары длительного пользования с улучшенными  характеристиками, например, компьютер  нового поколения взамен морально устаревшего.

Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали “потребительная стоимость”).

Потребительная  стоимость – свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

условия, при которых полезная вещь становится товаром.

Первое. Товаром признается продукт, на который затрачен человеческий труд. Даровые продукты природы – вода, дикорастущие плоды и т.п. – товарами не являются.

Второе. Товарами являются полезные вещи, созданные для других людей, а не для собственного потребления, или, другими словами, общественные полезности.

Третье. Товарами являются общественные полезности, передаваемые на рынке  потребителям не безвозмездно, а путем эквивалентного(равноценного) обмена на другую вещь.

Значит, товар – продукт труда, произведенный для продажи.

Из данного определения  видно, что товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях (соотношениях).

Такие обменные операции можно  представить в алгебраическом виде:

хА = уВ = zC,

где А, В, С – полезные вещи;

х, у, z – количественные пропорции обмена.

Общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах.

Таким образом, товар имеет  два свойства: полезность и стоимость.

 

32. Двойственный  характер труда, воплощенного  в товаре.

Труд является одновременноконкретным и абстрактным.

Конкретный  труд – это труд конкретных производителей в его качественно определенной форме. Это полезный труд определенного вида, специальности, качества. Конкретный труд одного вида отличается от конкретного труда другого вида, как производимые ими потребительные стоимости. Как и потребительная стоимость, конкретный труд является вечным и естественным условием жизни общества независимо от формы производства. Совокупность качественно разнородного полезного труда является общественным разделением труда. Разные виды труда не только отличаются один от другого, но и имеют общее – затраты рабочей силы, мускулов, нервов, мозга.

Труд производителей, который рассматривается как  затраты рабочей силы вообще, называетсяабстрактным.Абстрактный труд создает стоимость товара. При ее определении следует абстрагироваться от качественных отличий конкретных видов труда. Если нет товарного производства, нет товара с его двумя свойствами, нет абстрактного труда и порождаемой им стоимости. Это общее, что присуще многим видам конкретного труда. Абстрактный труд отражает отношения товаропроизводителей и присущ лишь товарному производству.

В условиях частной  собственности конкретный труд выступает  как частный труд. В то же время труд отдельных производителей приобретает скрытый общественный характер (производство не для себя, а для других). Но признание труда, как необходимого обществу, происходит через обмен, опосредствованно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Общественно  необходимые затраты труда. Величина  стоимости товара.

Общественно-необходимые  затраты труда — затраты труда, необходимые для изготовления товара при общественно нормальных (типичных) условиях производства, т.е. при уровне техники, интенсивности труда и  квалификации работников, при к-рых  создается подавляющая часть  товаров данного вида. Согласно закону стоимости, О.-н.з.т. служат, по К. Марксу, измерителем обществ, стоимости  товара, а ед. измерения О.-н.з.т. является час труда, затраченный при общественно  нормальных производств, условиях. Это  означает, что производитель, обладающий средней квалификацией, при средней  интенсивности и технич. оснащенности труда за час работы создает стоимость, равную одному общественно необходимому часу. Если производств, условия, качество труда лучше или хуже нормальных, созданная за час труда стоимость  будет соответственно больше или  меньше общественно необходимого часа. Иными словами, ед. О.-н.з.т. является час труда (эталонный час), затраченный  при типичных производств, условиях. Т.о., более производит, труд за одинаковый промежуток времени создает большую  стоимость, чем менее производит.

Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимыми затратами (существует разная квалификация производителей) - средние условия  производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая  оснащенность. Общественно необходимые  затраты совпадают с индивидуальными  затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода

ВС зависит от производительности труда.

Производительность  труда - эффективность, результативность труда, измеряется:1.затратами труда (рабочего времени) на единицу продукции;2.количеством продукции за единицу рабочего времени.ПТ зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основным фактором повышения ПТ является использование НТП. 2 - квалификация, 3 - организация производства.

Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени. Простой труд - не квалифицированный, сложный - квалифицированный, требует специальной подготовки.

 

34. Закон стоимости  и его функции.

Закон стоимости - Производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно-необходимыми затратами труда.Действие закона обнаруживается в том, что все затраты труда сводятся к средним, общественно-необходимым. Сведение это происходит на рынке, посредством общественных контактов всех товаропроизводителей и покупателей, через механизм спроса и предложения.

Условия действия закона: обмен товаров перестает быть случайным; товары производятся в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей в них; отсутствует любая естественная или искусственная монополия, которая давала бы возможность продавать товары выше или ниже стоимости. Необходимо, чтобы спрос и предложение свободно взаимодействовали, влияя на обмен и производство товаров, предопределяя конкуренцию между товаропроизводителями.

Основные функции закона стоимости. Закон стоимости является: 1) регулятором товарного производства. Данную функцию закон стоимости выполняет не самостоятельно, а в сочетании с другими экономическими законами. Так, он действует в единстве с законами соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, роста производительности труда и др.; 2) движущей силой развития производительных сил. В условиях товарной формы производства товаропроизводители постоянно вынуждены совершенствовать новую технику, технологию, улучшать качество продукции, повышать производительность труда, снижать индивидуальные затраты производства. Кто не делает этого, может быстро обанкротиться. Поэтому при данной форме организации общественного производства значительно ускоряется прогресс в развитии производительных сил; 3) основой дифференциации производителей. Постоянное колебание цен, изменения в рыночной конъюнктуре приводят к разорению и вытеснению с рынка массы мелких производителей. В современных условиях этот процесс затрагивает мелкие, средние и даже крупные фирмы, приводит к усилению их имущественной дифференциации.

 

35. Рыночное равновесие. Рыночная равновесная цена и  ее функция.

Чтобы выяснить, как же рынок  определяет цену продуктами количество, которое реально покупается и  продается, необходимо свести вместе кривые спроса и предложения на одной  диаграмме. В этом случае они пересекутся  только в одной точке, которая  представляет собой рыночную, или  равновесную, цену. При этой цене величина спроса равна величине предложения.

График показывает, что  при пересечении кривых предложения  и спроса равновесная цена будет в точке А.Только при этой цене (в точке А) произведенное количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В точке пересечения А величина предложения и величина спроса уравновешиваются. Эта цена называется равновесной.Равновесная, или рыночная, цена устанавливается постепенно. Способность конкурентных сил устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и куше синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.  

Рыночное равновесие – это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизмы равновесной цены.

Цена равновесия – это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают.

Все, кто согласен платить  цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Это и есть платежеспособный спрос.

Если рыночная цена выше цены равновесия, то это означает избыток  товара на рынке, так как интересы продавца ставятся выше интересов покупателя, а снижение ниже цены равновесия приводит к возникновению дефицита, так  как продавцам невыгодно выносить товары на рынок.

Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали  друг с другом решения о предложении  и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы  устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном  случае могли бы возникать.

Функции цены:

  1. учетная - сводится к учету и измерению общественно- необходимых затрат труда в сфере производства и обращения;
  2. стимулирующая - заключается в воздействии ее на темпы развития и эффективность общественного производства, на обновление ассортимента, повышение качества продукции и т.д.;
  3. распределительная - состоит в том, что с ее помощью осуществляется распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, национального дохода;
  4. сбалансированная - проявляется при сбалансировании спроса и предложения.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономика"