Шпаргалка по Микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:48, шпаргалка

Описание работы

1. Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением рационального поведения отдельных хозяйствующих субъектов в условиях особых рыночных структур. Сфера осуществления экономич.деятельности, ее инфракструктура, организация, составные элементы называются экономикой. Главной ячейкой экономики явл.отдельный хозяйствующий субъект.Именно поэтому предметом изучения микроэк.является относительно обособленная самостоятельная эконом.единица, которая является основным звеном и системообразующим элементом эконом.системы

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 257.20 Кб (Скачать файл)

1. Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением рационального поведения отдельных хозяйствующих субъектов в условиях особых рыночных структур.  Сфера осуществления экономич.деятельности, ее инфракструктура, организация, составные элементы называются экономикой. Главной ячейкой экономики явл.отдельный хозяйствующий субъект.Именно поэтому предметом изучения микроэк.является относительно обособленная самостоятельная эконом.единица, которая является основным звеном и системообразующим элементом эконом.системы. Основ.принципы и законы;экономико-математич.модели,в виде таблиц,аналич.формул,графиков;система совокупных ,средних(удельных) и предельных(маржинальных) величин и показателей;особый понятийно-категориальный аппарат:рынки,цены,микросубъекты;абстрагирование,историзм,психологизм.Границы микроэк.теории:-теория спроса и рационального поведения покупателя;-т.предложения и рыночного поведения фирмы;-т.совершенной и несовер.конкуренции;-т.ресурсных рынков и факторных доходов;т.общего эк-го равновесия;т.внешних эфектов;ассиметрич.информации на рынке;рынок общественных благ;т.обществен.выбора.

 

2.Целью любой эконом.науки является сбор, анализ и обощение информации о явлениях и процессах эконом.жизни для принятия оптимальных решений.Для этого эк.наука использует определенные методы исследования. В микроэк.используются методы научного абстрагирования,экономич.анализа и моделирования.Широко применяются три метода анализа: предельный(маржинальный),функциональный и графический.Предельный анализ представляет собой способ исследования динамики эконом.показателей: прироста,сокращения,изменения.Термин «предельный» здесь следует понимать как дополнительный, добавочный.Сущность предельного анализа состоит в том, что экономич.величины, выясняются ее характеристики и таким образом определяются тенденции изменения всей совокупности в целом.Функиональный анализ состоит в установлении и исследовании зависимостей одних эконом.величин от других.Функциональная зависимость задается математически. Независимая величина (аргумент) назыв.экономич.фактором. Микроэк.анализ широко использует статистические данные.

 

3.Полезность ,под которой понимают способность блага удовлетворять какие-либо потребности потребителя.Эконом.наука выделяет два подхода к оценке полезности благ:-кардиналистский (количественный) ,отвечающий на вопрос На сколько больше (меньше)полезности извлекает покупатель при покупке каких-либо благ? Условная ед.полезности :ЮТИЛЬ.оперирует следующ.рабочими понятиями:-благо-это объект потребительского выбора, способный повысить уровень благосостояния покупателя;-совокупная (общая) полезность благ, обозначается TU ,показывает прямую связь коллективным потреблением единого блага и уровнем общего благосостояния покупателя. РИС Маржинальная (предельная) полезность (MU), которая показывает, как изменяется общая полезность при потреблении дополнительных единиц блага.

 Ординалистский подход к анализу полезности позволяет ранжировать (определять место, значение) потребительских предпочтений. Здесь от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения.Достаточно лишь ,чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».

Общим у кардиналистов и ординалистов является следующее:- учитывается полная упорядоченность покупательских предпочтений;

- учитываются бюджетные  ограничения покупателя;- изучается  поведение рационального покупателя;- не исследуются вопросы ценообразования.

 

4.Ординалистских подход  к упорядочению потребителем  товарных наборов по степени  их предпочтения базируется на след.4 аксиомах:а)полной упорядоченности предпочтений(т.е.предположении о сравнимости).Если существуют наборы благ А и В, то покупатель может упорядочить свое отношение к ним с помощью понятия:предпочтения(>) и безразличия (~);б)аксиома транзитивности (согласованности о совершении покупок).Суть её в след.: если товар А> товара В, а товар В> товара С, то товар А> товара С; в)аксиома ненасыщенности  ( любой набор благ предпочтительней , если он включает большее количество покупаемых благ) А>В;г)аксиома независимости потребителя, т.е.уровень удовлетворенности одного покупателя не зависит от удовлетворенности другого покупателя)Это значит , что ему не знакомы чувства зависти и сострадания.Кривая безразличия показывает все комбинации (наборы) потребления товаров,которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность. Свойства КБ:-КБ,лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров;-КБ имеют нисходящий вид;-КБ имеют вогнутую форму.Отрезок КБ А и В называется зоной субститута одного товара другим в рамках возможной замены покупаемых благ. Границы в рамках зоны субституции определяются показателем предельной нормальной субституции (MRS)

MRS показывает угол наклона прямой безразличия к горизонтальной оси.

-КБ никогда не пересекаются, ибо наборы товаров на более  высокой КБ

Всегда предпочтительнее наборов кривой, лежащей ниже.

-через любую точку пространства  товаров можно провести лишь  одну КБ.РИС

 

5.Бюджетные ограничения,потребительский или личный, бюджет – это денежный доход потребителя в пределах которого может быть предъявлен спрос на отвечающие его запросам блага и услуги.При рыночном выборе покупатель сталкивается с рядом ограничений,как со стороны рыночной цены,так и со стороны дохода. В связи с этим линию бюджет.ограничений покупателя можно выразить формулой:X+Py*Y РИС.Если при фиксированных ценах благ изменяется бюджет потребителя,

то происходит паралельный сдвиг БЛ.Наклон БЛ не изменится.

Равновесие покупателя определяется накладыванием карты безразличия  на БЛ покупателя.РИС

Равновесие покуп.означает,что он не имеет стимула поведения на рынке,т.е. к изменению

объемов покупок.Это происходит, когда покупатель достигает максимальное удовлетворение

 от совершенной покупки  при миним.затратах на нее, т.е равновесная комбинация принадлежитБЛ.

Один из трех наборов,лежащих на БЛ (Е) будет отвечать условию равнов.покупателя.В т.Е

выровнялись два углов.коэффиц-КБ U2 и БЛ, то условие равновесия можно записать в сл.виде:

 

6.Кривая « доход-потребления» показывает ,как при фиксированных ценах меняется потребление индивида по мере роста его бюджета.Изменение в цене товара соответств.движению вдоль кривой спроса. Т.к.каждая кривая спроса соответствует определенному уровню дохода,то любое изменение в доходе ведет к смещению самой кривой спроса.Кривая «д-п» позволяет определить тип эконом. благ. Кривая «д-п» для нормальных, некачественных и нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон. Кривая «д-п» для норм.благ имеет положительный наклон,поскольку с увелич.дохода увелич.потребление обоих благ.Кривая «д-п»для некачественных благ имеет отриц.наклон.Кривая «д-п» для нейтральных благ вертикальна. РИС

Кривая ,связывающ.все т.равновесия потребителя при изменении в

цена, представляет собой  кривую «цена-потребления» РИС.

Кривая «ц-п» ,показывает различные равновесные наборы,достижимые

при неизменном доходе и изменившийся цене на 1из покупаемых благ.

Если с падением цены на одно благо величина спроса на другое благо 

растет, то это «товары-комплементы»,кривая имеет положительный наклон.

При отриц.наклоне товары А и В –субституты.Когда величина спроса на

Товар В не реагирует на изменение цены на товар А,они не зависимы и кривая

 горизонтальна. Если  кривая «ц-п» имеет отриц.наклон, а кривая спроса положит,

 то рече идет о некачест-ом товаре.Товар ,для которого положит.наклон кривой

спроса сочетается с некачественностью, называется товаром Гиффена.

 

7.Под экономической конкуренцией понимают соперничество эконом.субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).Выделяют конкуренцию:а) по отраслевому признаку: внутриотраслевую, межотраслевую; б) по состоянию рынка: совершенную (чистую), несовершенную, регулируемую; в) по способам соперничества: ценовую,неценовую. Выделяют 4 модели конкурентной борьбы:- совершенную(чистую) конкуренцию;-монополистическую конкур.;-олигополию;-чистую монополию. Реакция фирм на те или иные действия конкурента определяется рыночной структурой, под которой понимают основные характерные черты рынка:а)число фирм ,оперирующих на рынке и их размеры; б) характер производимого фирмой продукта ( однородный или разнородный ; в) условия вступления в отрасль,т.е. наличие или отсутствие барьеров на входе в рынок и на выходе из него;г) контроль над ценами; д) участие фирмы в неценовой конкуренции,т.е. конкуренции качества и потребительских свойств товара; доступ к рыночной информации, возможность извлечения прибыли в долгосрочном периоде, возможность достижения производст.и социал.эффективности.

 

8. Совершенная или чистая конкуренция характеризуется большим числом продавцов,конкурирующих между собой,которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям.

Признаки рынка совершенной  конкуренции:1. На рынке оперирует  множество малых, иногда средних  фирм (пространство малых деловых  единиц). Модель совершенной конкуренции  предполагает наличие в отрасли 1000 и более производителей.

2. Фирмы производят однородный (недифференцированный) продукт (рынок  сельскохозяйственной продукции,  фондовый рынок, рынок иностранной   валюты).3. Отсутствие барьеров для  вхождения в отрасль и выхода  из неё.4. Конкурентная фирма не осуществляет контроль над рыночной ценой, выступая на рынке в качестве “прайс-тейкера“, то есть принимает ту рыночную цену, которая установлена независимо от неё с помощью спроса и предложения. 5. Отсутствует неценовая конкуренция. Поскольку продукция стандартная, нет различий ни в дизайне, ни в качестве продукции, то неценовой конкуренции не существует.6.Все субъекты рынка имеют полную информацию о рыночных условиях.И покупателям и продавцам известны цены на продукцию, прибыли, величина спроса и предложения.7. Неспособность конкурентной фирмы удержать экономическую прибыль в долгосрочном периоде по причине полной открытости рынка.

 

9. В краткосрочном периоде  возможно несколько равновесных  предложений, в зависимости от  того, какой уровень рыночной  цены будет установлен.Логика такова: при повышении уровня цены фирма уравновешивает положение, увеличивая объемы производства. Равновесие определяется по правилу: MR = MC .

Рынок может задать фирме  различные из указанных цен, которые  должны быть

 сопоставлены с издержками  производства.  Цены P1 и P3 являются критическими.

А именно по любой цене ниже P1 предложение прекращается (закрытие фирмы).

При любой цене выше P3 фирма извлекает экономическую прибыль,

максимизирует  её. При цене P2 фирма минимизирует убытки производства.

При цене P3 и объёме продаж Q3 для фирмы наступает ситуация 

безубыточности, когда фирма не получает экономической прибыли,


извлекая лишь нормальную прибыль.Получается, что, начиная с цены P1 и выше, фирма наращивает объёмы выпуска с Q1 до Q4 , достигая равновесия, соответственно, в точках от  E1 до E4. Таких равновесий в краткосрочном периоде может быть, как минимум, четыре.

 

10.В долгосрочном периоде для отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками. Выход с рынка конкурентной фирмой осуществляется, когда на этом рынке установлена низкая цена, которая ставит фирму в ситуацию убытков. Вхождение в рынок типично в случае высоких цен и извлечении экономической прибыли. В случае низких цен механизм совершенной конкуренции действует в сторону их повышения, а в случае высоких цен – в сторону их понижения. Предположим, что по данной цене P1 фирма не имеет экономической прибыли, довольствуясь лишь нормальной.P1 = ATC (безубыточность и нормальная прибыль).Предположим, что произошло увеличение рыночного спроса до D2. Формируется увеличение цены до P2. При цене P2 фирма извлекает экономическую прибыль(P2 > ATC). Но экономическая прибыль, появившаяся в краткосрочном периоде из-за увеличения рыночного спроса, в долгосрочном периоде фирмой не сможет быть удержана, так как:1. Информация об экономической прибыли достигнет всех заинтересованных фирм.2. Возможен массовый приток на данный рынок новых фирм.3. Произойдет увеличение рыночного предложения с S1 до S2.4. Рыночная цена снизится до уровня P1.5. Экономическая прибыль, которая появилась у фирмы при объеме Q2 , исчезнет, фирма снизит объёмы выпуска до Q1, достигнув безубыточности и сохранив только нормальную прибыль. Рассмотрим ситуацию убытков на конкурентном рынке: Предположим, что на рынке произошло уменьшение спроса из положения D1 в положение D2. Цена стала низкой,  и при этой цене фирма не покрывает совокупных издержекP1 = ATC – безубыточность, фирма получает нормальную прибыль;P < ATC – убытки.Появившиеся при цене Р2 убытки в долгосрочном периоде не могут быть сохранены, так как:1. Произойдет массовый отток фирм с рынка.2. Уменьшится рыночное предложение с S1 до S2.3. Новое равновесие в точке Е3 при более высокой цене P1.4. Повышение цены вызвало исчезновение экономических убытков.Массовый отток фирм с рынка вызвал восстановление долгосрочного равновесия в точке E1 при объеме Q1 и цене P1.Таким образом, в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции возможно лишь одно равновесное положение: равновесие при безубыточности и нормальной прибыли. Pe (MR) = min ATC = MC– уравнение долгосрочного равновесия на рынке совершенной конкуренции

 

11.Модель совершенного конкурентного рынка обеспечивает производственную и распределительную эффективность. Равенство цены и минимальных средних издержек  ( Pe (MR) = min ATC ) на рынке совершенной конкуренции – это условие производственной эффективности. Достижение производственной эффективности требует, чтобы товар производился с наименьшими издержками. Производственная эффективность также предполагает:1 – фирма использует наиболее дешёвые технологии  производства 2 – использует наиболее производственное оборудование;3 – применяет оптимальную схему разделения труда и производства, в том числе и управленческого;4 – совершенствует организацию производства. 

Равенство цены и предельных издержек ( Pe (MR) = MC)на рынке совершенной конкуренции – это условие социальной эффективности. При данном равенстве ни одна из фирм не получает преимуществ в том, чтобы получить ресурсы.  Эффективность распределения ресурсов предполагает, что ограниченные экономические ресурсы распределяются между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы потребителям.В долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции возникает ситуация «ни прибыли, ни убытков»  («парадокс прибыли»), которая называется оптимальностью по Парето. Оптимум Парето существует тогда, когда имеет место такое распределение ресурсов и товаров, при котором отсутствует вариант их перераспределения, улучшающий положение, по крайней мере, одного индивида, но не ухудшающий положение других.Рынок совершенной конкуренции также имеет свои недостатки:Совершенный конкурент не способен эффективно распределять доходы, причём доводит дифференциацию в доходах до крайности (социальная несправедливость).

Отсутствие контроля на рынке за внешними эффектами (эктерналиями).

Неспособность рынка производить  и предлагать общественное благо.

Неспособность финансировать дорогостоящие  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки (НИОКР).

Рынок не способен обеспечить покупателям  широкий диапазон покупательского  выбора, так как предлагает однородный продукт.

 

 

12. Чистая монополия – рыночная модель, представленная единственным производителем уникального продукта.

Основные  черты:- Оперирует единственный производитель, размеры которого разные;-отсутствие товаров-близких заменителей;-Рынок защищён барьерами, то есть вход на рынок заблокирован по многим причинам: патентная защита рынка, защита авторского права производителя, собственность фирмы на уникальное сырьё и др;- Монополист способен оказывать воздействие на рыночную цену;- Неценовая конкуренция для рынка нетипична, за исключением расходов по поддержанию имиджа (статуса);- Ограниченный доступ к рыночной информации;- Способность монополиста удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Различают 3 основных вида монополии:Естественная.Закрытая.Открытая.Организационная и простая. Естественная – предприятия общественного пользования (водо-, газо-, электроснабжающие компании, минимизирующие издержки при условии существования в данной отрасли одного производителя. Закрытая – монополия, защищённая законными барьерами в виде патентов, лицензий, авторских прав.   Открытая – краткосрочная монополия производителя, не защитившего специальными барьерами своё положение на рынке. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.

Информация о работе Шпаргалка по Микроэкономике