Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:48, шпаргалка
1. Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением рационального поведения отдельных хозяйствующих субъектов в условиях особых рыночных структур. Сфера осуществления экономич.деятельности, ее инфракструктура, организация, составные элементы называются экономикой. Главной ячейкой экономики явл.отдельный хозяйствующий субъект.Именно поэтому предметом изучения микроэк.является относительно обособленная самостоятельная эконом.единица, которая является основным звеном и системообразующим элементом эконом.системы
3. Рынок защищён
барьерами, из которых
4. Олигополисты способны воздействовать на цены. При этом склонность к совместным действиям в процессе ценообразования делает олигополистические цены более стабильными и неизменными, чем на любом другом рынке.
5. Олигополисты, производители дифференцированного продукта, активно занимаются неценовой конкуренцией, как правило, связанной с реальным совершенствованием продукта, технологий и т.д.
6. Доступ к рыночной информации закрыт, несвободен.
7. Олигополисты способны извлекать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.
Из всех особенностей можно выделить 3 самые основные:1. Стратегическое взаимодействие фирм.2. Относительная стабильность олигополистических цен.3. Отсутствие единой (общепринятой) модели олигополии.
20.1(1838 г.) – теория олигополии Курно. Частный вариант т.Курно-это т.(дуополии)-анализ ценового поведения двух фирм. Он предполагал:-Каждый олигополист стремится продать объём продукции, максимизирующий его прибыль.
-Для любого рынка существует
определённое и стабильное
-Уровень цены продаж
определяется количеством
Достоинство модели: сама постановка вопроса об олигополистической взаимосвязи между фирмами.Недостаток модели: предположение, что конкуренты не реагируют на ценовые изменения, предпринимаемые одной из фирм в отрасли.
2. подход (1939 г.) – теория олигополии под названием “Теория изгибающейся кривой спроса” (Холл, Хитч, Суизи). Авторы изучали рынок олигополии, предполагая, что конкуренты обязательно реагируют на ценовые изменения в отрасли. При этом, как правило, поддерживалось любое понижение цен и не поддерживалось повышение цен. Достоинство модели: предположение о реакции олигополистов на ценовые изменения.Недостаток модели: она не объясняет, каким образом первоначально устанавливается цена на рынке.
3. 1944 г. – Теория игр (Нейман, Моргенштерн).Теория игр – это теория, моделирующая в виде игры выбор, осуществляемый взаимозависимыми субъектами с различными интересами из определённого набора поведенческих стратегий, учитывающих реакцию их соперников.
4. Теория (модель) тайного сговора Явный сговор (картель)имеет место, если его участники сговариваются между собой относительно цены, объёмов производства, разделения рынков сбыта, структуры и использования производственных мощностей, закупки ресурсов и др.
Картели возникают при соблюдении целого ряда условий:1. Небольшое количество фирм на рынке (до 10).2. Примерно одинаковый уровень издержек у всех отраслей.3. Отсутствие дифференциации продукции.4. Неэластичный спрос по цене со стороны покупателя на продукт олигополиста.5. Отсутствие избыточных производственных мощностей у фирм.6. Существование высоких барьеров на входе в рынок.7. Стабильность отрасли либо состояние экономической депрессии.
Главным препятствием на пути явных сговоров являются антимонопольные законы, поэтому во многих странах получили развитие тайные сговоры.
5. Модель ценового лидерства – ситуация на рынке, когда фирма-лидер, имеющая наибольшую рыночную долю, самостоятельно устанавливает рыночную цену, максимизирующую её прибыль. Остальные олигополисты определяют объёмы выпуска, при которых максимизируют свою прибыль.
6.Устанавливая цену, олигополисты могут действовать по принципу “издержки плюс”.
Модель «издержки плюс»: P=AVC + m(AVC), где AVC – средние переменные издержки, m – процент надбавки, m(AVC) – накладные расходы фирмы
21. Ломаная кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста:
Кривая спроса предст.на ломаной Д2Д1 с точкой перегиба Е. Т.Е соотв.оптимальн.отраслевой цене P0,она опред.оптимальный Vвыпуска прод-ии Q0.Спрос на отр.ЕД2 очень эластичен по цене.Отрезок пологий и показ.,что при незначит.увелич.цены,резко уменьш.оптим. Vвыпуска.При увелич.цены выше P0 покупатели перестанут покуп.прод-ию данной фирмы,а приобретут у конкурента.На отр. ЕД1 кривая крутая,т.е.спрос на прод-ию уменьш.в меньш.степени,чем уменьш-ая цена.Это приведет к снижению цены и у фирм-конкурентов.
Кривая MR(предельн.дохода)с разрывом и кривая предельн.изд.-ек/MC на рис.Разрыв MK(пред.дохода)соотв.излому кривой спроса.При Vвыпуска меньше Q0 MR близок к оптимальной цене, в след.того,что при фиксир-ых ценах конкурентов для увелич. V спроса фирмы-олигополиста требуется небольш.снижение цены.При V, превыш-их Q0 и MR гораздо меньше оптимальной цены,поск.для увелич. V спроса в сит.,когда соперники идут по пути снижения цены, требуется значит.сокращение цены для данной ф-олигополиста.
В усл.,когда сущ.перегиб кривой спроса,кривая предельных изд-ек MC будет проходить ч/з разрыв кривой MR,даже при изменении величины изд-ек,оптимальной ценой будет оставаться Q0,а Vвыпуска-Q0. То есть и при более низких, и при более высоких издержках фирма максимизирует прибыль по правилу MR = MC.Недостаток модели ломаной кривой спроса: отсутствие объяснения, откуда берётся текущий уровень цен и как он устанавливается.
22. Олигополия (О)—ситуация на рынке, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Обычно о ней говорят, когда малое число фирм господствует на рынке однородного или дифференцированного продукта (обрабатывающая, нефтеперерабатывающая, добывающая пром-ти и др.). Достоинством О рынка явл. его техническая и технологическая эффективность и прогрессивность. При этом олигополисты находятся в ситуации мощной конкуренции, что заставляет олигополиста внедрять новые технологии в новую технику. Олигополист имеет средства для внедрения новшеств. В отличие от чистого монополиста олигополисты заинтересованы обновлять продукцию. Олигополисты склонны к сговорам, поэтому гос. власти, осуществляющие контроль над ними, используют антимонопольное законодательство.
Практика выработала 2 точки
зрения определения эффективности
О.рынка: 1)О. по своей сути является монополией,
поэтому принципы и последствия их действий
примерно аналогичны, согласно этого О
для получения максим.прибыли утверждает
высокие цены за счет огранич.объема выпуска
продукции.Поскольку для О характер.барьеры
для вступл.в отрасль нов.фирм,она не стремит.к
нововвед,тех.прогрессу.2)
23. Монополистическая – власть производителя и продавца. Ее источником явл доминирующее положение на рынке, значительная доля фирмы в общей массе поставляемой продукции.
Монопольной властью обладают фирмы-чистые монополисты, а также олигополисты, сумевшие между собой договориться.
Монополизм – это тип экономических отношений, при кот отдельные субъекты хозяйствования обладают рыночной властью и используют ее для получения монопольной прибыли. Для того, чтобы определить, имеет ли место монополизм на рынке, используется индекс Лернера, а также индекс Харфинделя-Хиршмана, используют коэффициенты концентрации, измеряющие долю фиксированного числа ранжированных по размеру предприятий в отрасли.
Индекс Лернера (L):
L изменяется от 0 до 1. На рынке СК L=0, и чем дальше индекс отстоит от 0, тем выше степень монополизации рынка.
Основой антимонопольного регулирования явл.антимонопольное законодательство, представляющее собой совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономич.субъектов,возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.
24. Спрос на ресурсы имеет производный/вторичный характер. Спрос зависит от спроса на товар, в пр-ве кот используется данный ресурс. Концепция предельной доходности ресурса помогает понять, какформируется спрос на ресурс.
Ресурсные рынки обладают целым рядом особенностей:
1. Владельцами и основными
поставщиками экономических
2. Цена на ресурсы является
важным социально-
3. Ресурсные рынки перенасыщены
институциональными факторами
4. Спрос на любой экономический ресурс является производным, вторичным и зависит:
от производительности самого ресурса,
которая выражается показателем
предельного продукта ресурса.MPрес
= ,
где – дополнительная единица ресурса
цена готовой продукции (Ртов), произведенная при помощи данных ресурсов.
Следовательно, спрос на ресурсы является производным и выражается величиной MRP, который показывает, как изменяется совокупный доход фирмы при использовании дополнительной единицы ресурса.
MRP = = MP * Pтов.
Предельная доходность ресурса (MRP) – не единственный фактор, определяющий спрос на ресурсы. Не менее важным фактором является показатель предельных издержек ресурса (MRC), который показывает, как изменяются совокупные издержки при использовании дополнительных единиц ресурса.
MRC =
Таким образом, покупатели ресурса всегда сопоставляют два показателя: предельную доходность ресурса (MRP) и предельные издержки ресурса (MRC). Правило использования ресурсов:Дополнительно вовлекать в производство ресурс имеет смысл до тех пор, пока MRP не сравняется с MRС (MRP= MRС), где MRP – предельная доходность ресурса, MRС – предельные издержки ресурса
MRС – прирост общих издержек фирмы, вызванный использованием дополнительной единицы ресурса
.25. Главное отличие рынка труда от рынка других ресурсов в том, что его товар – труд – является формой жизнедеятельности человека и поэтому неотделим от него. Иначе говоря, товар на этом рынке представлен не самостоятельно, а теми живыми людьми, чьи способности к труду он отражает.Различают 4 модели рынков труда:
1) модель конкурентного рынка труда;
рынки труда с несовершенной конкуренцией
2) модель монополии;
3) модель рынка труда с участием профсоюзов;
4) рынок труда с двусторонней монополией;
Основные характеристики модели конкурентного рынка труда :большое количество покупателей и продавцов на рынке, в силу чего никто из них не оказывает индивидуального воздействия на цену труда (ставка зарплаты);
PL
= W
соискатели труда, профсоюзы,
однородны;работники являются мобильными,
то есть работники могут свободно перемещаться
с одного места на другое. Равновесие на совершенно конкурентных
рынках труда характеризуется тем, что
равновесная ставка заработной платы
равна предельной доходности ресурса W = MRCL
и одинакова для всех фирм данной отрасли.
Вне зависимости от числа занятых работников
ставка заработной платы остается неизменной.
Поскольку предложение труда абсолютно
эластично, то фирма, максимизирующая
прибыль, будет нанимать работников до
тех пор, пока предельный доход от ресурса
не станет равным его предельным издержкам:MRCL
= MRCL.
27 Заработная плата – вознаграждение за труд или цена труда, признанная рынком.
Принято различать номинальную и реальную заработную плату.Номинальная заработная плата – заработная плата в денежном выражении, выплачиваемая за использование труда.Реальная заработная плата – это покупательная способность номинальной зарплаты, откорректированная посредством инфляции, то есть уровнем цен на товары и услуги. Реальная зарплата показывает, сколько реально экономических благ вы можете приобрести.
Чем выше уровень инфляции в стране, тем больше отличается реальная зарплата от номинальной.
Формы устанавливают зависимость зарплаты от полученного результата труда: если результат труда выражается отработанным временем, то говорят о повременной форме зарплаты; если результат труда измеряется объемом произведённой продукции или выполненной работой, то используется сдельная форма оплаты труда.Система оплаты труда – это конкретный способ оплаты результатов труда.Различают: простые и сложные, индивидуальные и коллективные, поощрительные, принудительные системы оплаты.Повременная форма заработной платы может быть простой и повременно-премиальной.
При простой повременной системе заработной платы размер её зависит от тарифной ставки или оклада и отработанного времени.
При повременно-премиальной системе оплаты труда работник сверх зарплаты (тарифа, оклада) за фактически отработанное время дополнительно получает и премию. Она связана с большей результативностью того или иного подразделения или предприятия в целом, а также с вкладом данного работника в общие результаты труда. По способу начисления зарплаты данная система подразделяется на три вида: почасовую, подённую и месячную.Сдельная форма конкретизируется следующими системами оплаты:сдельная прямая (за работу – твёрдый тариф), сдельно-премиальная (сдельная расценка + премия),
аккордная система, когда оплата производится за весь выполненный объем работы.
26. Монопсония на рынке труда – это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, то есть один работодатель. . В кач-ве монопсониста часто выступает гос-во.
Особенности рынка монопсонии:
монопсонист – наниматель, обладает абсолютной монополией на стороне спроса на труд;
количество занятых на данном предприятии (градообразующем) составляет основную часть всех заняты, каким-либо конкретным видом труда;