Шпаргалка по Микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:48, шпаргалка

Описание работы

1. Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением рационального поведения отдельных хозяйствующих субъектов в условиях особых рыночных структур. Сфера осуществления экономич.деятельности, ее инфракструктура, организация, составные элементы называются экономикой. Главной ячейкой экономики явл.отдельный хозяйствующий субъект.Именно поэтому предметом изучения микроэк.является относительно обособленная самостоятельная эконом.единица, которая является основным звеном и системообразующим элементом эконом.системы

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 257.20 Кб (Скачать файл)

 

13. перед монополистом всегда встаёт специфическая задача, не возникающая у совершенного конкурента, – выбор уровня цены, который необходимо не только назначить, но и подольше удержать. Поэтому так важно, во-первых, определить объём производства, а также сознательное его ограничение, поскольку с ростом продаж снижается цена; во-вторых, разработать и реализовать стратегию ценообразования. Цена монополиста Pm:1.Не самая высокая из всех возможных цен. Есть гораздо более высокие цены, обеспечивающие более высокие размеры П1.Однако главная цель установления цены монополистом – максимизация П, а не П1.

Цена монополиста зависит от эластичности спроса по цене ( ).P↓ E > 1→ TR ↑ – интерес монополиста.

Цена монополиста всегда принадлежит  высокому ценовому диапазону.

Цена монополиста зачастую используется монополистом как дополнительный барьер, защищающий рынок от потенциальных  конкурентов.

 

14. Экономические последствия монополии можно выявить, сравнивая рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии при разном соотношении издержек производства на этих рынках.

1. ATCm = АТСC .

2.АТСm < АТСC .

3.ATCm > ATCC.

Pm > PC                                                              

Qm < QC                                                             

Итак, рынок чистой монополии  отличается от рынка совершенной  конкуренции недопроизводством  продукции (Qm< QC) и завышенностью цен ( Pm > Pc ). Это стратегия любого монополиста на любом рынке.Второе сравнение рынков требует учёта анализа эффекта масштаба производства (ЭМП).ЭМП – различный характер связей между увеличением объёма выпуска и изменением динамики долгосрочных средних издержек. ЭМП            ОЭМ (↑ Q ↑ ATCL);


                       НЭМ (↑ QATCL = const).

 

ПЭМ ( ↑Q ↓ATCL);


 Qm > Qc;

ATCm < ATCc .

Монополист  в полной мере реализует положительный эффект масштаба.При третьем сопоставлении учтём:“Х-неэффективность” ;рекламные расходы .“Х-неэффективность” – положение на рынке, при котором фактические издержки оказываются выше максимально допустимых при данном объёме выпуска. Главная причина – отсутствие либо незначительная конкуренция на рынке.

“Х-неэффективность” в большей степени присуща  рынку монополии, чем рынку совершенной конкуренции.Рекламные расходы осуществляет монополист, желающий напомнить о себе для продления лицензионной деятельности. Речь идёт о рекламных расходах не продукта, а репутации, имиджа, добрых намерений самого монополиста.

Рекламные расходы  – фактор завышенных издержек и  цены.  Естественная монополия подлежит регулированию с помощью следующих инструментов:1. Фиксирование цен на продукт монополиста, а именно: установление “ножниц цен” (фиксирование верхнего и нижнего уровней цен); правила ценообразования; законодательное определение структуры цены; использование повышающих или понижающих коэффициентов к ценам и др.2. Квотирование производства – законодательное определение объёма выпуска или объёма продаж.3. Определение географических границ рынков сбыта.4. Контроль государства за слияниями, поглощениями в отрасль, покупка-продажа ценных бумаг.

Фиксирование  цен – самый активный инструмент регулирования.Р1 , Q1 – цена и объём, нерегулируемые монополистом.

P1 → MR = MC→ Пmax (недопроизводство).Р2 = ATC → Пн (безубыточность).Р3 = MC, Р3 < ATC → У.

Выбор государства  между ценами  Р и Р3 называется дилеммой регулирования. Этот выбор зависит от многих факторов:1. Особенности рынка, на котором функционирует монополист.2. Уровень развития национальной экономики.3. Состояние государственного бюджета (дефицит или профицит).

4. Уровень  государственного долга и платежей  по нему.

Р2 – справедливая, не обеспечивает оптимального распределения ресурсов. Р3 – приводит к убыткам, однако обеспечивает оптимальное распределение

ресурсов.

 

15.Системный анализ поведения на рынке чистой монополии позволяет сделать вывод об ее эффективности и экономич.последстий господста. Они могут быть как негативными, так и позитивными. К негативным сторонам функционирования чистой монополии можно отнести то,что :-монополия нарушает соответствие интересов производителей и потребителей в пользу первых.Происходит снижение общественного благосостояния, усиление неравенства в обществе;-монополия может стать причиной фиаско рынка,если объем продаж окажется меньше того при котором предельные издержи равны установленной цене;-недоиспользуются ресурсы,ибо монополия для поддержания высокой цены сдерживает наращивание объема производства;-у монополиста снижаются стимулы к техническому совершенствованию производства, повышению качества продукции, ибо он огражден от конкуренции. Тем не менее, несмотря на потери для общества, монополия играет и позитивную роль в развитии экономики. К позитивным сторонами чистой монополии можно отнести то,что:-монополия способствует развитию экономики через совершенствование техники и технологии. Полученная ею сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские работы, изучать общественные потребности, оплачивать услуги, обеспечивающие эконом.безопасность;-монополист имеет возможность идти на больший риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь чрезмерно высоких инвестиций в отрасль.  Отмечая позитивные и негативные стороны функционирования чистой монополии, следует признать, что в некоторых отраслях экономики наиболее эфективна организация производства на базе единственной фирмы.

 

16. Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, состоящая из  множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющих свободный вход и выход с рынка.  Монополистическую конкуренцию отличает производство дифференцированного продукта и наличие неценовой конкуренции. Рынок схож с совершенной конкуренцией по большому количеству производителей, с монополией  – по возможности воздействия на рыночную цену в своем ценовом сегменте.

Чертами, отличающими монополистическую  конкуренцию от других видов конкуренции, являются: дифференциация продукции, наличие  множества продавцов, конкуренция  по неценовым  показателям. Монополизм в данной модели основан на дифференциации продукта, но ограничен большим числом конкурентов.

Признаками структуры  монополистической конкуренции  являются:1. На рынке оперирует большое количество малых, средних и крупных производителей  (меньше 20).2.  Фирмы производят неоднородный, дифференцированный продукт, то есть многообразные товары-субституты. Дифференциация продукта – это разнообразие потребительских условий и качеств сбыта товара, включающего в себя стиль, упаковку, условия реализации, услуги, сопутствующие продажи, пространственное местонахождение продавца,  стимулированность сбыта посредством рекламы. Дифференциация позволяет обеспечить известную степень обособленности рынка для отдельной фирмы за счет разницы в цене субститутов и создать, тем самым, предпосылки для контроля над ценой (рынки обуви, одежды, рынки моющих средств, гостиницы и др.).3.  Рынок не защищён специальными барьерами, однако затруднения на входе в рынок могут сформировать: известные торговые имена, фабричное клеймо, торговая марка, известный бренд, знакомый логотип.  4.Фирма способна оказывать воздействие на рыночную цену в той степени, в которой она сумела узко отдифференцировать свой продукт, то есть предать ему неповторимое качество, свойство.5.  Типичным явлением для рынка становится неценовая конкуренция, которая может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • реальное совершенствование качества и потребительских свойств продукта;
  • предоставление более привлекательных условий покупателям при продаже, например, рассрочка, кредит, свободный доступ;
  • предоставление сервисных услуг покупателям: гарантийный и постгарантийный;
  • широкая рекламная компания: брендинг, обслуживание;
  • более выгодное местоположение фирмы относительно рынков сбыта и т.д.

Доступ к информации свободен. Из-за открытости  рынка, равновесие  в долгосрочном периоде достигается  при  безубыточности, однако, не исключается  возможность получения экономической  прибыли в ходе неценовой  конкуренции.

17.Для любого рынка несовершенной конкуренции спрос на продукт фирмы является нисходящим. Однако нисходящий график спроса на рынке монополистич.конкуренции более эластичен на рынке монополии , так как на данном рынке оперирует большое колич.проиводителей. Первый шаг анализа модели монополистической конкуренции – исследование процесса принятия решений отдельной фирмой. Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция её отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. Монополистически конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли и выбирает объём выпуска, при котором придельный доход равняется предельным издержкам (MR = MC), а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объёму.Фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периодемогут получать прибыль или нести убытки.

Если фирмы в краткосрочном  периоде получали экономическую  прибыль, то это стимулирует ко входу на рынок новых фирм-конкурентов, что приводит к увеличению видов предлагаемой продукции и снижению спроса  для всех соперничающих фирм. По мере того как спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает, происходит снижение цены и, следовательно, уровня экономической прибыли. Убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. Так как часть фирм покидает рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается; уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того как спрос на продукцию оставшихся фирм растёт, убытки сокращаются.

В долговременном периоде  существует тенденция к получению  нормальной прибыли или, другими  словами, к безубыточности. В условиях монополистической конкуренции и силы установления равновесия долгосрочного периода не так сильны, как в условиях совершенной конкуренции, потому что, во-первых, некоторые фирмы могут создать и запатентовать продукт с уникальными свойствами, получив при этом преимущество над конкурентами на достаточно долгое время. Во-вторых, отдельные фирмы могут размещаться в географически выгодном для своего бизнеса месте, что позволит им устойчиво получать экономическую прибыль (мотели, станции техобслуживания, рестораны, торговые центры и т. д.). В-третьих, инновации и использование передовых технологий могут позволить фирме на долгое время получить конкурентное преимущество. Наконец, барьер для входа на рынок новых фирм может быть повышен засчёт дополнительных финансовых инвестиций, связанных с дифференциацией продукции и стимулированием сбыта.Дифференциация- это суть неценовой конкуренции. С другой стороны, условия, при которых фирма получает прибыль ниже нормальной, могут существовать долгое время. Поэтому рыночные силы в условиях монополистической конкуренции недостаточно велики, чтобы всё время удерживать цены в соответствии с краткосрочными и долгосрочными средними издержками. Однако эти силы способны определять тенденцию ограничения и в долгосрочном периоде сдерживать потери монополистически конкурентных фирм. Фирмы будут предпринимать усилия, чтобы улучшить положение и получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде благодаря использованию неценовой конкуренции. Методами неценовой конкуренции являются:- дифференциация продукта и его совершенствование;- реклама.

 

18. Для того чтобы экономический анализ был корректным, следует сопоставить уровень цен рынка монополистической конкуренции (Pc) и уровень цен совершенно конкурентного рынка (Pmc).Pc = min ATC     (условие производственной эффективности);

Pmc  ≠  min ATC ,    где min ATC – средние постоянные издержки;

Pc = MC       (условие социальной эффективности).

На основе проведённого анализа  можно сделать следующие заключения о негативных характеристиках рынка монополистической конкуренции:

1. На рынке не достигается  производственная эффективность,  так как Pmc  ≠ min ATC, что свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов в отрасли.2. Pmc ≠ MC , то есть не достигается социальная эффективность, отсюда следует, что неэффективно распределяются ресурсы в отрасли, причина этого: наличие рыночной власти у монопольного конкурента. 3. На рынке имеют место потери эффективности из-за излишних производственных мощностей, которые свидетельствуют о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо; меньшее количество фирм в отрасли могло бы предложить объем выпуска Qmc по гораздо более низким ценам.

Сильные стороны монополистической конкуренции:

1. Предоставление покупателю  широкого диапазона выбора дифференцированного  продукта.

2. Позитивные оценки рекламы  неценовой конкуренции сторонниками  проконкурентного подхода.

 

 

 

 

 

 

19. Олигополия(от греч. “oligos” – несколько, “poleo” – продаю) – такая рыночная модель, в которой несколько производителей осуществляют стратегическое взаимодействие, демонстрируя кооперативное или некооперативное поведение, особенно в области ценообразования.Основные признаки:1. На рынке оперирует несколько (от 2 до 20) крупных и очень крупных производителей.     Так как фирм немного, то:

  • На рынке обязательно присутствует стратегическое взаимодействие между фирмами – склонность к совместной деятельности, особенно в    области ценообразования. При проведении своей конкурентной линии, монополист должен учитывать поведение и реакцию конкурентов.
  • Склонность монополистов к совместной деятельности делает олигополистические цены достаточно стабильными.
  • По степени взаимозависимости олигополисты могут осуществлять как кооперативную стратегию (вступать в сговоры), так и некооперативную (не вступать в сговоры).

2. Олигополисты могут предлагать как однородные (производство никеля, нефти, газа), так и дифференцированные продукты (производство телевизоров, компьютеров, холодильников, автомобилей и т. д.)

Информация о работе Шпаргалка по Микроэкономике