Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:34, шпаргалка

Описание работы

Абсолютная величина – известна также под названием модуля. Величина переменной без учёта её знака. Абсолютная величина положительного числа равна этому числу, а абсолютная величина отрицательного числа рана этому же числу, умноженному на минус единицу.
Абсолютная ликвидность денег – способность денег в любой момент быть использованным для осуществления любого платежа.
Абсолютное преимущество в издержках – понятие, относящее к тем преимуществам, которыми обладают фирмы, действующие в данной отрасли в течение многих лет и способные вследствие этого независимо от объёма производства поддерживать более низкие средние общие издержки, чем новые предприятия.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 190.67 Кб (Скачать файл)

Экономическая теория – наука, изучающая использование редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей; наука об эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов с целью максмального удовлетворения потребностей людей, помимо рационалистического включает также социально-экономический аспект, т. е. исследует отношения между людьми в процессе их деятельности по эффективному использованию редких ресурсов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ – теория, авторы и сторонники которой используют подход к трактовке собственности и её использованию в качестве методологической и общетеоретической основы экономического анализа, своеобразие которого состоит в следующем: 1) в своих исследованиях они оперируют не понятием «собственность», а используют термин «право собственности»; 2) феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости, или ограниченности ресурсов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — в рыночной экономике — целесообразность использования средств для достижения поставленных целей. Основным критерием оценки того или иного действия, как эффективного или неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Критерий Калдора—Хикса утверждает, что экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ — субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Те, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере хозяйственной (экономической) деятельности практические мероприятия. Среди них принято различать прежде всего домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство, нередко – некомерческие организации.

Экономические законы – объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ – издержки, равные сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования затрачиваемых ресурсов.

Экономические интересы – объективные, определяемые экономическими отношениями существенные и устойчивые связи, которые обусловливают необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихся материальных потребностей общества, класса, социальной группы, коллектива или личности.

Экономические категории – формы осознания экономических явлений, отражённые в понятиях (терминах) науки.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – относительные и абсолютные величины, используемые для характеристики тех или иных явлений или процессов экономической жизни.

Экономические потребности — недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Потребности в товарах и услугах.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ — все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ — цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы, общество в целом.

Экономические эксперименты – искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР — выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает АНАЛИЗ ВЫГОД И ИЗДЕРЖЕК.

Экономический кругооборот – круговое движение реальных экономических благ («ресурсы – продукция»), сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. Модель взаимосвязанного движения продуктов и денег в масштабе национального хозяйства, представленного в виде одного хозяйственного цикла.

Экономический либерализм – доктрина, защищающая максимально возможное использование рынков и конкуренции для координации экономической деятельности. Она оставляет государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (например, производство общественных благ (public goods)), а также функции, необходимые для создания структуры, в рамках которой частные предприятия и р ынки могли бы эффективно функционировать, например, законодательства, определяющего права собственности и юридически закрепляющего антимонопольную политику, выполнение договорных обязательств.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ – расширение производственных возможностей общества в результате увеличения количества используемых ресурсов либо совершенствования технологиии.

Экономическое благо — средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на продукты и услуги.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ - способность индивидов или институтов принимать рациональные или целенаправленные решения, основывающиеся на учете выгод и издержек, которые могут явиться следствием их действий.

Экономия — первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемента воспитания достойных граждан, считалась полезной для общества в отличие от хрематистики – искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой которого, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.

ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА – эффективность крупного производства по сравнению с мелким. Различают следующие виды экономии от масштаба:

возрастающая – увеличение объема продукции более быстрыми темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастет на 30%;

постоянная – увеличение объема продукции теми же темпами, что и увеличения затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства также возрастет на 20%;

убывающая – увеличение объема продукции более низкими темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает только на 10%.

Эластичность – степень реакции одной величины в ответ на изменение другой.

Эластичность предложения по цене – степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены. Выделяют три степени эластичности предложения:

- неэластичное предложение – изменение цены не приводит к существенному изменению продаж;

- предложение с единичной  эластичностью – изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объёма продаж;

- эластичное предложение – при незначительных изменениях цены объём продаж значительно изменяется.

Эластичность спроса – зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов; важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость относительного изменения величины спроса (или предложения) в зависимости от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Степень реакции одной экономической величины на изменение другой.

Эластичность спроса перекрёстная – зависимость изменения спроса на один товар под воздействием изменения цены другого товара.

Эластичность спроса по цене — показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

EPS = DQ/Q : DP/P.

Эластичность спроса по цене – зависимость изменения спроса на товар под воздействием изменения его цены; показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

EPD = ½DQ/Q : DP/P½ = ½D Q в %/ DР в %½

Принято различать три уровня ценовой эластичности спроса:

- неэластичный спрос – изменение цены не производит к существенному изменению продаж;

- спрос с единичной  эластичностью – изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объёма продаж;

- эластичный спрос – при незначительном снижении цены объём продаж значительно возрастает.

Эластичность спроса по доходу — отношение изменения величины спроса на товар (в процентах) к изменению доходов потребителей (в процентах). EI = DQ/Q : DI/I.

Эмпирическое доказательство - доказательство, основанное на результатах эксперимента или наблюдения и имеющее важное значение для подтверждения справедливости той или иной теории.

ЭФФЕКТ – результат какой-либо деятельности.

ЭФФЕКТ ВЛАДЕНИЯ - люди гораздо выше оценивают то, чем они владеют, чем то, что пока им не принадлежит.

Эффект дохода - изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Эффект замещения – изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменение цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА – выигрыш, получаемый в результате снижения средних издержек производства на единицу продукции по мере увеличения ее выпуска.

ЭФФЕКТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ — эффект, отражающий изменения частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.

ЭФФЕКТ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ - привлекательность определённых исходов для людей оказывается непропорционально выше, чем неопределённых.

ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

ЭФФЕКТ СНОБА – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.

ЭФФЕКТ ТОЧКИ ОТСЧЁТА - человек в большей степени будет склонен идти на риск, если повышается притягательность возможного исхода.

ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ — сочетание факторов производства во времени и пространстве, позволяющее максимизировать полезность.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ — понятие, характеризующее соотношение объема произведенных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат): производство данного объема благ с минимальными издержками; производство максимального объема благ при данных ресурсах.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫПУСКА – выпуск будет эффективным, если он одновременно будет максимизировать полезность покупателей и не выходить за пределы имеющихся ресурсов, т. е. лежать на границе производственных возможностей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА — достигается тогда, когда уже невозможно перераспределять наличные ресурсы, чтобы увеличивать выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого (Парето-оптимальное распределение ресурсов).

ЭФФЕКТИВНЫЙ РЫНОЧНЫЙ СИГНАЛ - сигнал, который с большей степенью вероятности могут подавать продавцы высококачественных, нежели низкокачественных товаров.

Эффекты потребительского поведения – воздействие на индивидуальный спрос каждого человека поведения окружающих людей. Выделяют три эффекта:

- эффект демонстративного  поведения (эффект Веблена) – возникает, когда индивидуум покупает блага, недоступные по цене для других, что делает эти товары престижными и подчёркивает социальный статус их владельца;

- эффект присоединения  к большинству – проявляется, когда поведение потребителя диктуется желанием «не отставать» в потреблении от других;

- эффект сноба – имеет место в тех случаях, когда потребитель движим желанием не быть похожим на других.

Я

ЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ – расходы фирмы на оплату используемых факторов производства (природных ресурсов, труда, капитала, предпринимательских способностей), не являющихся собственностью фирмы.

«ЯЩИК ЭДЖУОРТА» – модель, представляющая собой диаграмму полезностей двух контрагентов и помогает выявить условия достижения оптимального распределения экономических благ, при обмене которыми достигается максимальная полезность участников обмена.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"