Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 15:58, шпаргалка
2. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
Ограниченность экон ресурсов и неограниченность человеческих желаний порождают фундаментальную экон проблему - проблему выбора. Человек вынужден выбирать направления и способы распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Р. Х. Франк, автор популярного учебника по микроэкон анализу, даже определил микроэкономику как учение о выборе людей в условиях дефицита.
Кривая предложения с постоянной эластичностью – это график степенной функции. Для предложения: Qs=BxP, гдеB=const>0.
Ɛsp=Вх(P/ВхР)=1. Для любой линии, выходящей лучом из начала координат, эластичность предложения по цене равна 1 в каждой точке: Ɛsp=1. В точке (0,0) эластичность предложения по цене неопределенна и не имеет экономического смысла.
Для линейной функции предложения эластичность предложения является переменной величиной и зависит от расположения линии предложения относительно осей координат.
Ɛsp=∆Qs/∆PxP/Qs=(P/Q):(∆P/∆Q)
Делимым Tgα=BG/OG=P/Q,
Делителем Tgβ=BD/CD=∆P/∆Q,
Когда прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось цен, то угол наклона проведенной из начала координат в точку прямой (OB) будет больше угла наклона кривой предложения Tgα>Tgβ, значит (P/Q)>(∆P/∆Q) и Ɛs>1, т.е. предложение будет эластичным.
Если прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось Q, то угол наклона кривой предложения Tgα<Tgβ. (P/Q)<(∆P/∆Q) и Ɛs<1, т.е. предложение будет неэластичным.
В очень коротком (мгновенном) периоде под предложением принято понимать то количество товара которое может быть произведено материальных и трудовых ресурсов. В этом случае все факторы являются постоянными.
Это различие отражается на эластичности:
Предложение менее эластично в короткий период, чем в долгосрочный.
9. Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Цена равновесия-цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
Под равновесным качествомподразумевается такое количество товара, при котором цена спроса равна цене предложения. При равновесной цене рынок устойчив.
Равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предложения, цена спроса равна цене предложения: Qd=Qs;Pd=Ps.
При данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели (цена спроса Pd)совпадает с ценой, минимально приемлемой для продавцов (цена предложения Ps), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены P*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.
Для любой цены выше равновесной объем предложения превышает объем спроса, таким образом возникает избыток товаров на рынке, то есть избыточное предложение. Величина избыточного предложения=Qs1(P1)-Qd1(P1)
Для любой цены ниже равновесной объем спроса превышает объем предложения и приводит к избыточному спросу. Величина избыточного спроса=Qs2(P2)-Qd2(P2)
Для определения параметров равновесия необходимо: 1.) приравнять друг к другу функции спроса и предложения и решить полученное уравнение относительно цены; 2.) подставить полученное значение цены в функцию спроса или в функцию предложения.
Qd=a-bP, Qs=c+dP
a-bP=c+dP
P*=(a-c)/(b+d)
Q*=(bc+ad)/(b+d)
Изменение рыночных условий
Последствия гос. регулирования рыночного цнообразования.
Основными средствами гос. воздействия являются:
- установление «потолка цен». Если потолок цен Pgустановлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).
- установление «пола цен». «Пол
цен» связывается с
3. Регулирование количества. Политика протекционизма – гос-во может квотировать (ограничивать кол-во продаваемой продукции) объем продаж на рынке. Данная политика может привести к сокращению объема продаж до установленного в квоте Q2* и росту цены на рынке, так как ограниченное кол-во будет продано по максимально возможной цене P2*.
10. Конкуренция: понятие, условие, формы и методы.
Четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.
Рынок совершенной конкуренции.
В каких условиях конкурируют фирмы в данной отрасли?
Условие максимизации прибыли для конкурентной фирмы.
Тогда кривая спроса на продукцию отдельной фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, является при рыночной цене абсолютно эластичной (прямая P=const, параллельная оси абсцисс), хотя спрос на продукцию отрасли в целом имеет обычный отрицательный наклон. (Рис.1) отрасль
(Рис.2) фирма
Прибыль=TR-TC
Прибыль увеличивается, если P>MC, и уменьшается,
если P<MC.
Условие максимизации прибыли для конкурентной
фирмы: P=MC
(Рис.3)
1.Фирма на (Рис.4)
имеет положительную экономическую прибыль, когда цена больше средних затрат, при оптимальном объеме выпуска.
P>AC,π>0.
2. Фирма на (Рис.5)
имеет нормальную прибыль, то есть экономическая прибыль равна нулю, а цена равна средним издержкам.
P=AC,π>0
3. Фирма на (Рис.6)
при сложившейся цене покрывает лишь переменные затраты и часть постоянных затрат, и несет убытки в размере постоянных затрат, то есть цена меньше средних издержек, но больше средних переменных.
AVC<P<AC, π<0
В этой ситуации убытки меньше, чем они могли быть, если бы фирма вообще приостановила выпуск продукции.
4. Фирма на (Рис.7)
при сложившейся цене покрывает лишь переменные затраты и несет убытки в размере постоянных затрат, то есть цена равна средним переменным издержкам.
P=AVC, то есть TR=VC, убытки = FC
5. Прекращение производства для
уменьшения убытков в
Кривая предложения конкурентной фирмы.
Кривая предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль в условиях совершенной конкуренции, совпадает с возрастающей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных затрат.
Монополия.
Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок товара, не имеющего близких заменителей.
Барьеры вступления фирм в отрасль:
Ограничения с которыми сталкивается монополист
Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон.
Монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем покупателям.
Условие максимизации прибыли для монополии.
Рис. 10
Предельная выручка меньше цены при всех условиях выпуска. MR<P
Для монополиста такая цена всегда выше предельных издержек. P>MC
Рис. 11
Рынок монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции.
Основные характеристики данной рыночной структуры.
Олигополия.
Наиболее важная черта олигополии состоит в том, что на рынке действует всего несколько фирм, поэтому специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые действия конкурентов. Высокие барьеры затрудняют вход новых фирм. Можно выделить различные примеры поведения фирм на олигополическом рынке.
11. Пределы возможностей рыночного механизма. Роль государства в рыночной экономике. Смешанная система.
Рыночный механизм– это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынков. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.
Рыночный механизм – механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.