Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 15:58, шпаргалка

Описание работы

2. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
Ограниченность экон ресурсов и неограниченность человеческих желаний порождают фундаментальную экон проблему - проблему выбора. Человек вынужден выбирать направления и способы распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Р. Х. Франк, автор популярного учебника по микроэкон анализу, даже определил микроэкономику как учение о выборе людей в условиях дефицита.

Файлы: 1 файл

ответ.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

Кривая предложения с постоянной эластичностью – это график степенной функции. Для предложения: Qs=BxP, гдеB=const>0.

Ɛsp=Вх(P/ВхР)=1. Для любой линии, выходящей лучом из начала координат, эластичность предложения по цене равна 1 в каждой точке: Ɛsp=1. В точке (0,0) эластичность предложения по цене неопределенна и не имеет экономического смысла.

Для линейной функции предложения эластичность предложения является переменной величиной и зависит от расположения линии предложения относительно осей координат.

Ɛsp=∆Qs/∆PxP/Qs=(P/Q):(∆P/∆Q)

Делимым Tgα=BG/OG=P/Q,

Делителем Tgβ=BD/CD=∆P/∆Q,

Когда прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось цен, то угол наклона проведенной из начала координат в точку прямой (OB) будет больше угла наклона кривой предложения Tgα>Tgβ, значит (P/Q)>(∆P/∆Q) и Ɛs>1, т.е. предложение будет эластичным.

Если прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось Q, то угол наклона кривой предложения Tgα<Tgβ. (P/Q)<(∆P/∆Q) и Ɛs<1, т.е. предложение будет неэластичным.

В очень коротком (мгновенном) периоде под предложением принято понимать то количество товара которое может быть произведено материальных и трудовых ресурсов. В этом случае все факторы являются постоянными.

Это различие отражается на эластичности:

  1. для мгновенного предложения, когда продукт уже произведен, его количество является величиной постоянной Ɛsp=0. Продавцы не способны отреагировать на изменение цены.
  2. В котором периоде предложение может приспособиться к изменившейся цене, и на значительной части кривой предложения Ɛsp>0.
  3. В длительном периоде возможности приспособления еще шире, а эластичность больше, чем в коротком.

Предложение менее эластично в короткий период, чем в долгосрочный.

 

9. Рыночное равновесие. Равновесная цена.

Цена равновесия-цена, при которой объем спроса равен объему предложения.

Под равновесным качествомподразумевается такое количество товара, при котором цена спроса равна цене предложения. При равновесной цене рынок устойчив.

Равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предложения, цена спроса равна цене предложения: Qd=Qs;Pd=Ps.

При данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели (цена спроса Pd)совпадает с ценой, минимально приемлемой для продавцов (цена предложения Ps), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены P*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.

Для любой цены выше равновесной объем предложения превышает объем спроса, таким образом возникает избыток товаров на рынке, то есть избыточное предложение. Величина избыточного предложения=Qs1(P1)-Qd1(P1)

Для любой цены ниже равновесной объем спроса превышает объем предложения и приводит к избыточному спросу. Величина избыточного спроса=Qs2(P2)-Qd2(P2)

Для определения параметров равновесия необходимо: 1.) приравнять друг к другу функции спроса и предложения и решить полученное уравнение относительно цены; 2.) подставить полученное значение цены в функцию спроса или в функцию предложения.

Qd=a-bP, Qs=c+dP

a-bP=c+dP

P*=(a-c)/(b+d)

Q*=(bc+ad)/(b+d)

Изменение рыночных условий

  1. Реакция на изменение спроса. Спрос вырос=>равновесная цена и равновесный объем продаж вырастут, и наоборот.
  2. Реакция на изменение предложения. Спрос вырос=>равновесная цена упадет, а равновесный объем продаж увеличится, и наоборот.
  3. Реакция на одновременное изменения спроса и предложения. Предложение и спрос выросли одновременно=>равновесный объем продаж увеличится, равновесная цена-неизвестно. Предложение и спрос упали одновременно-уменьшится равновесный объем продаж, равновесная цена-неизвестно. Предложение падает, а спрос одновременно растет-равновесная цена увеличится, равновесный объем-неизвестно. Предложение растет, а спрос одновременно падает-равновесная цена уменьшится, равновесный объем продаж-неизвестно.

Последствия гос. регулирования рыночного цнообразования.

Основными средствами гос. воздействия являются:

  1. Налоги и дотация. В результате введения налога (акциза) в размере T единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величины налога от S1кS2. Так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителю на T единиц дороже. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения. Дотация приводит к росту предложения. Тогда равновесная цена падает, а равновесный объем продаж растет. Воздействие гос-ва на процесс рыночного ценообразования посредством налогов и дотаций снижает экономическую эффективность функционирования рынка. Посредством налогов и дотаций гос-во осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.
  2. Директивные цены (установление верхних и нижних пределов цен)

- установление «потолка цен». Если  потолок цен Pgустановлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).

- установление «пола цен». «Пол  цен» связывается с необходимостью  гос. поддержки отраслей. При установлении директивной цены выше, чем равновесная, возникает избыток предложения, поэтому гос-во во избежание появления «черного» рынка с ценой ниже директивной, должно закупить все избыточное предложение Qs(Pg)-Qd(Pg), либо выплачивать дотацию на каждую единицу продукции, проданную сверх минимального объема Qd, либо ограничивать объем производства на уровне Qd, соглашаясь на чистые потери об-ва.

3. Регулирование количества. Политика  протекционизма – гос-во может квотировать (ограничивать кол-во продаваемой продукции) объем продаж на рынке. Данная политика может привести к сокращению объема продаж до установленного в квоте Q2* и росту цены на рынке, так как ограниченное кол-во будет продано по максимально возможной цене P2*.

 

10. Конкуренция: понятие, условие, формы и методы.

Четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

Рынок совершенной конкуренции.

В каких условиях конкурируют фирмы в данной отрасли?

  1. На рынке присутствует одновременно множество фирм и покупателей. Действия одной фирмы не оказывают влияния на рыночную цену.
  2. Конкурентная фирма является «ценополучателем», который не может повлиять на цену своего продукта.
  3. Фирмы в данной отрасли производят однородную продукцию (стандартизированную).
  4. Отсутствуют барьеры для входа фирм в отрасль и выхода из нее.
  5. Все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на ресурсы, необходимых для производства. Все покупатели осведомлены о характеристиках товара. Все продавцы располагают равной информацией о технологии производства.

Условие максимизации прибыли для конкурентной фирмы.

Тогда кривая спроса на продукцию отдельной фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, является при рыночной цене абсолютно эластичной (прямая P=const, параллельная оси абсцисс), хотя спрос на продукцию отрасли в целом имеет обычный отрицательный наклон. (Рис.1) отрасль

(Рис.2) фирма

Прибыль=TR-TC

Прибыль увеличивается, если P>MC, и уменьшается, если P<MC. 
Условие максимизации прибыли для конкурентной фирмы: P=MC

(Рис.3)

1.Фирма на (Рис.4)

имеет положительную экономическую прибыль, когда цена больше средних затрат, при оптимальном объеме выпуска.

P>AC,π>0.

2. Фирма на (Рис.5)

имеет нормальную прибыль, то есть экономическая прибыль равна нулю, а цена равна средним издержкам.

P=AC,π>0

3. Фирма на (Рис.6)

при сложившейся цене покрывает лишь переменные затраты и часть постоянных затрат, и несет убытки в размере постоянных затрат, то есть цена меньше средних издержек, но больше средних переменных.

AVC<P<AC, π<0

В этой ситуации убытки меньше, чем они могли быть, если бы фирма вообще приостановила выпуск продукции.

4. Фирма на (Рис.7)

при сложившейся цене покрывает лишь переменные затраты и несет убытки в размере постоянных затрат, то есть цена равна средним переменным издержкам.

P=AVC, то есть TR=VC, убытки = FC

5. Прекращение производства для  уменьшения убытков в краткосрочный  период. Если цена опускается  ниже средних переменных издержек, то в этом случае лучшим  выходом для фирмы является  временная приостановка производства. P<AVC,Q=0

Кривая предложения конкурентной фирмы.

Кривая предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль в условиях совершенной конкуренции, совпадает с возрастающей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных затрат.

Монополия.

Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок товара, не имеющего близких заменителей.

  1. На рынке единственная фирма осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену.
  2. Монополист осуществляет контроль над ценой.
  3. Продукт монополии уникален.
  4. Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль.

Барьеры вступления фирм в отрасль:

  1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Такие отрасли называются естественными монополиями. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат вплоть до полного насыщения отраслевого спроса.
  2. Легальные барьеры: патенты и лицензии.
  3. Владение уникальными природными ресурсами.
  4. Директивный запрет заниматься некоторыми видами деятельности (государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции).
  5. Высокий начальный капитал, когда необходимо осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть.

Ограничения с которыми сталкивается монополист

Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон.

Монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем покупателям.

Условие максимизации прибыли для монополии.

Рис. 10

Предельная выручка меньше цены при всех условиях выпуска. MR<P

Для монополиста такая цена всегда выше предельных издержек. P>MC

Рис. 11

Рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции.

Основные характеристики данной рыночной структуры.

  1. На рынке действует множество фирм. Каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не находиться в существенной зависимости от действий других.
  2. Барьеры для входа фирм в отрасль относительно невелики.
  3. Товар дифференцированный, то есть товар одной фирмы несколько отличается от товара конкурентов.

Олигополия.

Наиболее важная черта олигополии состоит в том, что на рынке действует всего несколько фирм, поэтому специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые действия конкурентов. Высокие барьеры затрудняют вход новых фирм. Можно выделить различные примеры поведения фирм на олигополическом рынке.

  1. Сговор или картель фирм. Он предполагает явное или молчаливое соглашение между фирмами, чтобы установить цены и объемы выпуска.
  2. Нескоординированная олигополия. При отсутствии сотрудничества между олигополистами поведение фирмы становится непредсказуемым. Рыночная цена будет колебаться между ее конкурентным и монопольным уровнями. Олигополистическая взаимозависимость может принимать различные формы.
  3. Лидерство в ценах. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным правилам. Лидерство в ценах стоит в том, что все крупные изменения цен проводит одна фирма (обычно самая крупная), а остальные фирмы следуют за лидером.

 

11. Пределы возможностей рыночного механизма. Роль государства в рыночной экономике. Смешанная система.

Рыночный механизм– это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынков. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.

Рыночный механизм – механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"