Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Микроэкономике".
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Микроэкономика – это одна из частей экономической теории. Приставка «микро» означает, что речь идет о поведении в экономике малых хозяйственных единиц. к малым хозяйственным единицам относятся «домашние хозяйства» и «фирмы».
Как правило, в экономике функционируют сотни тысяч домашних хозяйств, фирм, государственных органов. Каждая из этих микроединиц принимает решения. Микроэкономика – это наука о принятии решений малыми хозяйственными единицами. Она позволяет понять, как принимаются предпринимательские решения, и делается индивидуальный выбор, а также как влияет принятие тех или иных решений государственными органами на поведение малых хозяйственных единиц.
Микроэкономика изучает выборы, которые совершают малые хозяйственные единицы в условиях ограниченности ресурсов. Иначе говоря, она изучает решения, принимаемые в экономике при распределении дефицитных ресурсов между различными (альтернативными) вариантами их пользования. Сам микроэкономический анализ направлен на то, чтобы выяснить способы эффективного использования данных ограниченных ресурсов для наращивания объема производства в соответствии с потребностями. Выводы из него полезны, как правило, для бизнесмена, домашнего хозяйства, а также должны приниматься в расчет и государственными органами.
В микроэкономическом
анализе широко используются предельные
величины, что дает возможность применять математи
в микроэкономическом
анализе широко используется ме
Определенную роль в микроэкономике играет функциональный анализ. Например, из математики мы знаем, что существуют функции типа у = f (x). Задача экономиста установить, какая из «переменных» служит причиной (х), а какая – «следствием» (у).
Как в микроэкономике, так и в макроэкономике, при изучении взаимодействия хозяйственных агентов (домашних хозяйств, фирм, правительства) используется метод определения равновесия. Равновесие характеризует состояния, при котором существует баланс интересов всех хозяйственных агентов – участников данного экономического явления, и не существует тенденции к изменению достигнутого баланса. Равновесие достигается при определенных условиях, которые являются ограничениями для данной ситуации. При изменении условий (ограничений) меняется ситуация и возникает новое равновесие.
Микроэкономическая теория изучает экономическую деятельность людей, устанавливая ее существенные закономерности на конкретном уровне проявления (групп потребителей, фирм, отрасли). Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей и поэтому включает такие компоненты, как потребности, ресурсы, технологии, продукты и их использование.
Экономические субъекты – участники общего экономического процесса (хозяйственные индивидуумы, группы, сообщества), занимающиеся либо преобразованием одних объектов в другие (производители), либо их использованием для собственных нужд (потребители).
Экономические действия потребителей и производителей характеризуются как принятие ими определенных решений и их осуществлений, поэтому предметом микроэкономики является принятие экономическими субъектами экономических решений по поводу экономических благ. Микроэкономика дает обоснование правил равновесия, рационализма или оптимума в процессе решения экономических проблем.
Микроэкономический анализ (методы, черты, подходы) основан на следующих принципах:
1. Экономический атомизм. Поведение любых совокупностей экономических субъектов микроэкономика трактует как равнодействующую поступков отдельных экономических единиц – атомов экономической деятельности.
2. Экономический рационализм. Определение экономическими субъектами выгод от принятия и осуществления решения и затрат, необходимых для достижения выгод; их сопоставление с целью максимизации результата (общей полезности – для потребителя; общего дохода и прибыли – для производителя).
3. Маржинализм (предельный анализ). Его сущность заключается в исследовании и оценке экономических явлений в постоянном изменении, т. е. с позиции не только общих или средних величин, но и их изменений (приростов). Рациональный экономический субъект, совершая экономическую операцию, сопоставляет не только общий уровень выгод и затрат, но и дополнительный (предельный). Продолжение экономического действия рационально до тех пор, пока предельная выгода не только будет превышать предельные затраты, но станет равной им, что означает получение полной отдачи (максимизацию TU, TR, ТР) от вложенных затрат.
4. Функциональный анализ. В экономическом явлении выделяется характерная черта и влияющие на нее факторы; устанавливается способ их взаимосвязи – функция. Выявление функциональных взаимосвязей – основа для установления причинно-следственной направленности и графического или формализованного ее выражения.
5. Равновесный подход к исследованию динамичных экономических явлений и процессов. Выявление и изучение в постоянно меняющейся экономической действительности состояний стабильности; определение внутренних и внешних факторов и условий, приводящих систему (явление) в устойчивое или неустойчивое равновесие; обоснование правил и рекомендаций по установлению равновесных состояний, либо переходу от одного равновесия к другим.
6. Экономическое моделирование – метод исследования экономического явления на базе построения модели (вербальный, формализованный, аналитический).
Экономическая модель – упрощенное представление об экономической действительности (явлений, процессе), абстрагированное от деталей, несущественных для понимания основных свойств и взаимосвязей в анализируемом явлении. Построение и обоснование модели, особенно формализованно-аналитической, базируется на функциональном анализе. При этом используется два типа экономических переменных: экзогенные и эндогенные. Значения экзогенных переменных вводятся извне, задаются до начала работы или анализе модели (это исходная информация).
В результате анализа получают выводы о свойствах модели, т. е. определяют значения экзогенных переменных, образующихся внутри модели. По сути, экзогенные переменные – результат моделирования. Любого рода модели предполагают допущения “при прочих равных условиях”, что обусловлено ограниченностью выражения многофакторных явлений (в меньшей степени – в формализованно-аналитических моделях, в большей степени – в графических).
Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилях. Следует отметить, что количественные оценки товара, имеют исключительно индивидуальный характер. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого. Оценки полезности субъективны, поэтому нельзя складывать ютили, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Но каждый отдельный потребитель проводит с оценками полезности все математические операции, которые применимы к числам. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности.
Кардиналистская теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку полезности любого потребительского блага, которая может быть выражена в виде функции общей полезности (TU), т.е. совокупной полезности всех потребляемых благ в течение определенного периода времени: TU = F (Qa, Qb, …, Qn), где TU –общая полезность данного товарного набора, Qa, Qb,…, Qn – объемы потребления товаров a, b, …, n соответственно в единицу времени.
Используя количественную теорию полезности, можно охарактеризовать предельную полезность (MU) как прирост общей полезности товарного набора при увеличении потребления данного товара на одну единицу в течение определенного периода времени.
С увеличением количества потребляемых единиц блага общая полезность возрастает до определенного предела. Однако возрастает она убывающими темпами, т.е. от потребления каждой дополнительной единицы блага потребитель получает все меньший ее прирост. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает все более медленно. С увеличением количества потребляемого блага предельная полезность каждой последующей единицы этого блага меньше предельной полезности предшествующей единицы
().
С увеличением объема потребления товара понижается предельная полезность товара. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (предельная полезность блага отрицательная), то общая полезность снижается.
Закон убывающей предельной полезности не является универсальным. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь, затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ.
Правило максимизации полезности: потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность., ,.
В итоге потребитель
выберет такую структуру
3. Ординалистский (порядковый подход к оценке равновесия потребителя). Свойства кривых безразличия. MRS (пределная норма замещения).
Ф.Эджуорт, В.Парето, И.Фишер. В 30-х г. ХХ в. Р.Аллен и Дж.Хикс
Согласно ординалистскому подходу предельную полезность измерить невозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. С практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого.
Ранжирование наборов благ основывается на ряде предположений относительно свойств, присущих предпочтениям потребителя. Эти предположения получили название аксиом потребительского выбора. Среди экономистов нет единого мнения относительно количества и названия этих аксиом.
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений (аксиома сравнимости). Для любой пары наборов А и В или А > В (А предпочтительнее В), или В > А (В предпочтительнее А), или А ~ В (А и В равноценны). Потребитель, совершающий покупку, всегда может назвать, какой из двух наборов благ лучше другого или признать их равноценными.
2. Аксиома транзитивности
3. Аксиома рефлексивности. Каждый набор, по меньшей мере, не хуже себя самого. А ~ А.
4. Аксиома ненасыщения, именуемая «чем больше, тем лучше» состоит в том, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя (например, загрязнение воздуха).
5. Аксиома независимости
В ординалистской теории полезности используются кривые безразличия и карта кривых безразличия
Кривая безразличия – показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Любой набор на кривой безразличия обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора A к набору B.
Множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя называются картой кривых безразличия.
Рис.2.2. Кривая безразличия
Кривые безразличия обладают следующими свойствами: