Шпаргалка по "Мировая экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:35, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и сущность мирового хозяйства и МЭО.
Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных мировыми хозяйственными отношениями на основе МРТ с целью наиболее эффективного использования производственных ресурсов. На этой основе между странами возникают МЭО, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.

Файлы: 1 файл

shpory_mirovaya_ekonomika.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

42. Экономические  организации и система ООН: ЭКОСОС, ПРООН, ЮНИДО.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ООН

Ежегодно Ассамблея утверждает бюджет на следующий финансовый год. Государства-члены покрывают затраты бюджета в соответствии со своей платежеспособностью. Шкала взносов государств-членов варьируется от 0,04% для небольших стран, например Исландии, до 30% для США. Однако механизмов принуждения к уплате взносов нет. Несмотря на частичную выплату долгов в начале 1990-х, США остаются должны сотни миллионов долларов в счет регулярных платежей и специальных платежей на миротворческие операции.

Состав Экономического и социального совета (ЭКОСОС – ECOSOS) сначала ограничивался 18 членами. В 1966 их число увеличилось до 27, а позже достигло 54. Члены Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Ежегодно его состав обновляется на треть. ЭКОСОС обычно проводит две сессии в год. Его решения принимаются простым большинством голосов.

ЭКОСОС призван способствовать:

a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям 
экономического и социального прогресса и развития;

b) разрешению международных проблем в области экономической, 
социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному 
сотрудничеству в области культуры и образования; и

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.  
11 ноября 2003 года Генеральная Ассамблея ООН избрала 18 новых членов ЭКОСОС на трехлетний срок, начинающийся с 1 января 2004 года. Ими стали Армения, Бангладеш, Бельгия, Белиз, Индонезия, Италия, Канада, Колумбия, Намибия, Нигерия, Маврикий, Панама, Польша, Республика Корея, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты, Танзания и США.  
ЭКОСОС несет ответственность перед Генеральной Ассамблеей и часто выступает в качестве комитета Ассамблеи со специальными функциями. Его задача – изучение путей развития международного сотрудничества в экономической и социальной сферам. С этой целью он составляет проекты соглашений для представления Ассамблее и готовит международные конференции. ЭКОСОС также дает рекомендации Ассамблее по экономическим и социальным программам, заслуживающим рассмотрения ООН.

Поскольку ЭКОСОС не является оперативным органом, большая часть его работы заключается в координации деятельности многочисленных комиссий и комитетов, находящихся под его контролем. Они занимаются вопросами статистики, народонаселения, социального развития, прав человека и защиты прав меньшинств, положения женщин и контроля за наркотическими средствами.

Программа развития ООН (ПРООН) была создана в 1965 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2029 (ХХ) на основе объединения Специального фонда ООН и Расширенной программы технической помощи. Штаб-квартира ПРООН находится в Нью-Йорке.

Основная цель Программы заключается в обеспечении устойчивого человеческого развития, т.е. в искоренении бедности, увеличении занятости и повышении уровня жизни населения, улучшении системы образования, защите и восстановлении окружающей среды. ПРООН является основным каналом предоставления многосторонней технической и прединвестиционной помощи развивающимся странам. Эта помощь осуществляется в виде направления консультантов, поставки оборудования, подготовки национальных кадров путем предоставления стипендий.

Программа действует фактически по всем направлениям социально-экономического развития, включая земледелие, животноводство, рыболовство, лесоводство, горное дело, обрабатывающую промышленность, энергетику, транспорт, связь, жилищное строительство, торговлю, туризм, здравоохранение, образование и профессиональную подготовку, экономическое планирование и государственное управление.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) была учреждена в 1966 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2152 (ХХI) для осуществления координации деятельности ООН в области промышленности. Государствами-членами ЮНИДО являются 169 стран. Штаб-квартира Организации находится в Вене (Австрия).

ЮНИДО является специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами промышленного развития в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Цель Организации – содействие строительству конкурентоспособных и экологически безопасных промышленных предприятий и развитию международного промышленного сотрудничества.

ЮНИДО оказывает помощь странам-участницам во внедрении международных принципов и норм в области промышленности путем реализации программ технического сотрудничества.

Генеральная конференция определяет руководящие принципы и политику Организации, рассматривает доклады Совета по промышленному развитию, Генерального директора и вспомогательных органов Конференции, одобряет программу работы и регулярный бюджет.

Совет по промышленному развитию проводит обзор выполнения одобренной программы работы и регулярного бюджета, докладывает Конференции на каждой очередной сессии о его деятельности. Совет состоит из 53 стран-членов Организации, которые избираются Генеральной конференцией: 33 члена – из числа развивающихся стран, 15 – развитых стран, остальные 5 определяются Уставом Организации.

Секретариат возглавляется Генеральным директором Организации. Генеральный директор назначается на четырехлетний период и координирует работу Секретариата.

43. Европейская  валютная система.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - организационно-экономическая форма отношений ряда стран Европейского Союза (Бельгия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ) в валютной сфере, действующая с марта 1979 г.: направлена на стимулирования интеграционных процессов, уменьшение и взаимоувязку колебаний курсов национальных валют, постепенное превращение ЕС в зону валютной стабильности, базирующуюся на собственных валютностоимостных инструментах, ограничение роли доллара США в международных расчетах стран ЕС, т.е. в перспективе - на создание предпосылок для формирования валютно-финансовой сферы единого внутреннего рынка стран-участниц ЕЭС. Располагает специальной европейской расчетной единицей - ЭКЮ, которая является полноценной коллективной международной валютой.

Основные этапы создания:

  1. Решение о создании ЕВС вступило в силу 13 марта 1979г.

Основные цели ЕВС: повышение стабильности внутри ЕС; сближение экономик и финансовых политик стран-участниц. В 1997г. страны-участницы: Германия, Франция, Италия, Бенилюкс + Финляндия, Швеция, Норвегия. механизм действия ЕВС образуют 3 элемента:

  • ЭКЮ – специальная расчетная денежная единица - европейская валютная единица - ЭКЮ (Eropean Currency Unit - ECU)
  • Механизм валютных курсов и интервенций - режим совместного колебания валютных курсов - „суперзмея“ : Для каждой денежной единицы стран-членов Сообщества к началу действия ЕВС был установлен исходный центральный курс по отношению к ЭКЮ, на основании которого определены двусторонние паритеты всех валют, участвующих в системе.
  • Механизм кредитования - Европейский фонд валютного сотрудничества: Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных интервенций повлекло за собой создание системы краткр- и среднесрочного кредитования. Краткосрочное кредитование проводится центральными банками без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.

Исторические заслуги ЕВС:

    • До 1992г. в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов ( в течение с 1987 по 1992 гг. курсы валют не изменились, в то время как доллар успел потерять и снова набрать до 30% своей стоимости)
    • ЕВС увеличила степень взаимопроникновения и взаимозаменяемость экономики западно-европейского комплекса
  1. Валютный экономический союз ВЭС – 7 февраля 1992г. – Маастрихтское соглашение, которое положило основу создания валютного экономического союза в Европе.

4 этапа:

  1. 1 января 1999г. 11 государств - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция – вступают в валютно-экономический союз. Позже присоединяется Греция. Создается Европейский Центральный Банк.
  2. 1 января 1999г. вводится единая валюта – евро. Новая валюта заменяет ЭКЮ 1:1. 4 января 1999г. во Франкфурте состоялась первая валютная операция с евро
  3. с 1 января 2002г. вводятся в обращение банкноты и монеты евро – законное платежное средство наряду с национальной валютой
  4. с 1 июля 2002г. национальные валюты были изъяты из обращения и евро – единственное платежное средство стран-участниц.

Евро заменило ранее действующую валюту ЕС - ЭКЮ, которая работала только при проведении безналичных расчетов, ничуть не умаляя достоинства национальных валют. Евро же существует и в налично-денежной форме: купюр и монет.  
Введение новой валюты проводилось в два этапа. Первый начался 1 января 1999 года, и в течение трех лет евро использовалось в безналичной форме - в банковских операциях. В обращении же новые купюры и монеты появились в самом начале 2002 года.

Со своими национальными денежными единицами решили расстаться одиннадцать государств: Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия. Дания, Великобритания и Швеция пока воздерживаются. Курс евро к каждой из ныне действующих национальных валют стран-членов "зоны евро", был определен как курс ЭКЮ к данной валюте по состоянию на момент закрытия торгов 31 декабря 1998 года и более не изменялся. Все расчеты, инициируемые в национальных валютах стран-участниц "зоны евро", производились только по этому курсу вне зависимости от характера операции и страны ее совершения. ЭКЮ обменивалось на евро по курсу 1:1.

Плюсы и минусы  
Большинство европейских сторонников общей валюты считают, что евро:

  1. Закрепит успехи создания в Европе свободного от границ и таможен экономического пространства;
  2. Еще больше сплотит 370 миллионов европейцев;
  3. Станет мощным соперником американского доллара, что позволит привлечь в Европу огромные капиталы из других регионов мира;
  4. Поможет, в конечном счете, ускорить темпы роста Старого Света и выведет его из положения отстающего.

Противники нововведения считают, что Европе достаточно и открытых границ. Но даже посмеиваясь над скептиками-консерваторами, надо признать: введение евро - не дешевое удовольствие. По утверждению специалистов Национального банка Парижа, только пересмотр всей системы бухгалтерского учета, введение нового порядка резервирования средств, модернизация программного и технического обеспечения стоило почти 600 млн долларов.

Дело техники  
В мае 1998 года во французском городке Пессак близ Бордо прошла церемония чеканки первой монеты евро. Во всех странах евро имеет единый дизайн оборотной стороны, а на лицевой стороне монеты изображен символ данной страны: у Австрии - Моцарт, у Финляндии - два лебедя над озером, у Франции - дерево жизни, у Германии - орел, у Италии - рисунки Леонардо да Винчи, у Португалии - печать 1100 года с изображением замков и гербов, у Испании - король Хуан Карлос. На монете 1 евро в Бельгии изображен король Альберт, в Ирландии - ирландская арфа. Люксембург и Нидерланды еще не решили, какой символ украсит их евромонеты.

44. Интеграционные  процессы в Латинской Америке (ЛААИ, Карикон, Меркоср).

В Латинской Америке Боливия, Бразилия, Чили, Парагвай, Уругвай и Аргентина образуют экономическую организацию Рынок Южного конуса — Mercado Comu’n del Cono Sur1, сокращенно Меркосур (1991г.). Полноправными членами Меркосур являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами — Чили и Боливия. В свое время (начало 60-х годов) здесь планировалось создать "зону свободной торговли", а затем образование Центральноамериканского общего рынка - ЦАОР. Однако политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира.

Эта региональная группировка ставит своей задачей содействовать развитию взаимной торговли и снижению зависимости от колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры. Сейчас страны Меркосур стоят перед необходимостью разработки и принятия общего оперативного соглашения, регулирующего импорт-экспорт природного газа в пределах блока (в сфере электроэнергии подобное соглашение уже есть), и выработки механизма распределения достигнутой выгоды от реализации межнациональных проектов в области энергетики. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе. 
В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение является показателем того, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать. Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия; желание и умение идти на компромиссы.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировая экономика"