Шпаргалка по "Мировая экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:35, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и сущность мирового хозяйства и МЭО.
Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных мировыми хозяйственными отношениями на основе МРТ с целью наиболее эффективного использования производственных ресурсов. На этой основе между странами возникают МЭО, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.

Файлы: 1 файл

shpory_mirovaya_ekonomika.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после четырех присоединений (1973: Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия; 1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов.

Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.

Основными целями Союза являются:

  • Создание европейского гражданства
  • Обеспечение свободы, безопасности и законности
  • Содействие экономическому и социальному прогрессу
  • Утверждение роли Европы в мире

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:

  • Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
  • Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
  • Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
  • Суд (соблюдение закона);
  • Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).

Еще пять органов составляют часть институциональной системы:

  • Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);
  • Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);
  • Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);
  • Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);
  • Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).

Ряд агентств и органов завершают систему.

Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции.

Ожидается, что 10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) станут членами ЕС 1 мая 2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны - Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.

После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время Европейский Союз завершает новый - самый крупный этап. Расширение ЕС является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.

Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и культур.

Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС еще не начал с этой страной переговоры о вступлении.

После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур ратификации и проведение народных референдумов.

В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического расчета.

В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской Комиссии Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе предусматривает, что любое европейское государство, уважающее основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме». Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано в такой перспективе». В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС «не может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС – и, прежде всего, с Россией. Цель состоит в создании Большой Европы с единым экономическим и социальным пространством.

«Копенгагенские критерии» для получения членства в ЕС

Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и политические условия, известные как «Копенгагенские критерии», и в соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:  
- Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств;  
- Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;  
- Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

27. Природно-ресурсный  потенциал мирового хозяйства.

Природные ресурсы включают энергетические, земельно-почвенные, водные, лесные, биологические, минеральные, климатические, рекреационные ресурсы.

Минеральное сырье и топливо: уголь, нефть, газ, руды. По мнению некоторых ученых запасов нефти хватит на 45 лет, для России – 20 лет.

Крупнейшие запасы нефти:

  • Саудовская Аравия – 25, 4%
  • Ирак – 1%
  • ОАЭ – 9,5%
  • Кувейт – 9,3%
  • Иран – 3%
  • Венесуэла – 6, 8%
  • РФ – 4,8%
  • Китай – 2,4%
  • США – 2,3%

Природного газа хватит на 70 лет. Самые большие запасы в России – 405, далее Иран, США, Алжир, Туркмения, Норвегия и др.

Уголь: Китай, США, РФ

 

Водные ресурсы: структура водного потребления в мире:

 

В мире

В России

С/х

69%

20%

Промышленность

21%

55%

Коммунальное хозяйство

6%

19%


 

Природные ресурсы влияют на развитие страны.

В современных условиях НТП воздействие природно-ресурсного фактора на экономику страны ослабевает: НИС, Япония. Тем не менее, наличие богатых природных ресурсов дает определенные преимущества: страны Ближнего востока, РФ, Китай и др. Практически ни одна страна мира не обладает всем необходимым для современной экономики запасом сырья, поэтому не может обойтись без импорта:

    • США импортирует 15% в стоимостном выражении минерального сырья
    • Страны ЕС вынуждены ввозить 70-80%
    • Япония – лидер импорта (90-95%)
    • Россия импортирует олово, бокситы, марганец.

 

Неравномерное распределение минеральных ресурсов и место потребления:

 

Население мира

Минеральные ресурсы

Потребление

Развивающиеся страны

70%

35%

16%

США

4,5%

20%

40%

Западная Европа

9%

20%

30%

Россия

2,5%

25%

4%


 

Основные проблемы потребления природных ресурсов:

  • Проблема исчерпаемости
  • Проблема воспроизводимости
  • Проблема неэффективного использования (1/3 природных ресурсов для ведения с/х земель использует человек)
  • Дефицит пресной воды
  • Загрязнение воздуха

ФАО – продовольственная и с/х организация

28. Внешняя задолженность России и пути ее разрешения.

Активность России на мировом рынке ссудного капитала во второй половине 90-х годов способствовала резкому увеличению ее внешней задолженности. К сентябрю 1998 г. внешние долги России оценивались в 151,5 млрд. $. Значительная часть внешнего долга (более 100 млрд. долл.) досталась от бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя соответствующие обязательства. Тем не менее, внешние заимствования в 1996-1998 гг. увеличились в 2 раза, прежде всего за счет заимствований у международных организаций (МВФ, Всемирный банк) и выпуска еврооблигаций.

Внешний долг России условно можно разделить на следующие составляющие:

  • займы международных организаций и реструктурированный долг СССР;
  • кредиты и займы российских банков;
  • кредиты и займы российских компаний;
  • валютные облигации внутреннего займа;
  • еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы: кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов. Совокупный долг им без процентов составляет около 80 млрд. долл. 
Сейчас Россия имеет дело с двумя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб; и коммерческими банками, или их представителем – Лондонским клубом. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии обоих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

На 2002г. внешний долг РФ составил 105 млрд. $ (2-е место после Бразилии), в 2003г. – выплата 15,5 млрд. $.

Значительные масштабы внешней задолженности отрицательно влияют на платежеспособность России и, соответственно, – на ее имидж среди международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного риска.

Система мер по управлению внешним государственным долгом:

  • списание части долга;
  • выпуск новых обязательств;
  • реструктуризация задолженности;
  • взаимный учет требований;
  • ужесточение фискальной политики;
  • формирование специального стабилизационного фонда;
  • переговорный процесс;
  • долги за инвестиции;
  • продажа дебиторской задолженности;
  • продажа части собственности за рубежом;
  • продажа экологических квот.

Большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования.

Министерство финансов РФ планирует снизить внешнюю задолженность России к 2005 году до 40% от ВВП.

Концепция Минфина по долговой стратегии России на 2003-2005 гг.: во-первых, частично рефинансировать внешнюю задолженность за счет увеличения заимствований на внутреннем рынке, во-вторых, правительству предлагается меньше средств изымать из экономики для обслуживания внешних долгов, ориентируясь преимущественно на операции с различного рода долговыми инструментами, а также на поступления от приватизации. По словам премьер-министра Михаил Касьянова, нынешний объем внешнего долга России «не представляет угрозы для ее экономики». Объем задолженности перед иностранными кредиторами удалось радикально сократить – со 100% ВВП в 2000 г. до 40% к началу 2003 года. В 2003 г., «пиковом» с точки зрения абсолютного объема внешнедолговых платежей, расходы бюджета составили около 5,5% ВВП. Проблема заключается в том, что обслуживание внешней задолженности препятствует более быстрому и радикальному снижению налогов, что в свою очередь, сдерживает экономический рост. Объем выплат России по внешнему долгу в январе 2003г. составил 1 млрд 86 млн долл. Всего по внешнему долгу в 2003г. предстоит выплатить около 17,3 млрд долл. Ожидается, что в 2004 году Россия выплатит по внешнему долгу 14,5 млрд долл., а в 2005г. - 17,2 млрд долл.

29. Трудовые ресурсы  мирового хозяйства.

2000 лет назад  проживало 200 млн. человек, в настоящее время – 6,3 млрд.

Распределение численности населения к концу 20 века:

  • Европа – 720 млн. чел.
  • Азия – 3 млрд. чел.
  • Африка – 800 млн. чел.
  • Америка – 760 млн. чел.
  • Океания и Австралия – 32 млн. чел.

Страны, обладающие высокой плотностью населения:

  • Бангладеш
  • Южная Корея
  • Япония
  • Шри-Ланка
  • Мальдивы
  • Индия
  • Филиппины

Информация о работе Шпаргалка по "Мировая экономика"