Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:35, шпаргалка
1. Понятие и сущность мирового хозяйства и МЭО.
Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных мировыми хозяйственными отношениями на основе МРТ с целью наиболее эффективного использования производственных ресурсов. На этой основе между странами возникают МЭО, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.
В рамках создания зоны свободной торговли проводятся мероприятия по ускорению процессов согласования тарифной номенклатуры, таможенной оценки; установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур; согласование товарных стандартов. Работа по стандартизации продукции нацелена на то, чтобы снизить издержки ее производства путем выравнивания стандартов стран-членов с международными стандартами, взаимного признания требований, предъявляемых к проверке продукции и выдачи соответствующих сертификатов.
Базой для сотрудничества в этой сфере являются соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схема промышленного сотрудничества (АИКО).
Высшим органом АСЕАН является Встреча Глав Государств и Правительств АСЕАН. Этот саммит проводится каждые три года, а в промежутках между ними проводятся неформальные встречи. Встречи Министров иностранных дел проходят ежегодно. Также проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли: сельское хозяйство, рыболовство, энергетика, окружающая среда, финансы, информатизация, инвестиции, труд, юстиция, искоренение бедности, наука и технологии, социальное обеспечение, международная преступность, транспорт, туризм и пр. В АСЕАН работает 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 4 00 мероприятий.
АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС; проводятся совместные учения. В 1994 году на 27-й конференции министров иностранных дел стран-членов АСЕАН был принят флаг АСЕАН.
В ноябре 2002 года в столице Камбоджи прошёл саммит лидеров АСЕАН и их партнёров по диалогу – руководителей правительств Китая, Республики Корея, Индии и Южной Африки, главным пунктом которого стала проблема борьбы с терроризмом. Массовые теракты, имевшие место в странах региона в конце года, подорвали доверие к туристической отрасли большинства стран АСЕАН, где туризм всегда оставался значительной статьёй доходов в государственных бюджетах, а также обеспечивал миллионы жителей этих стран рабочими местами.
Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. В настоящее время АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных держав, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.
Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор вступил в силу в 1997 г.).
В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.
Диалоговые отношения России и АСЕАН
Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с 1991 года. В 1993 году министр иностранных дел России выразил желание оформить отношения с АСЕАН. России было предложено стать членом АСЕАНовского Регионального Форума (АРФ), и, таким образом, была признана ее роль стратегически важного государства в регионе. В апреле 1995 года в Москве прошел семинар по принципам безопасности и стабильности в АТР, который стал вкладом России в обеспечение мира и процветания в регионе.
В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами.
Министр иностранных дел Российской Федерации регулярно принимает участие во встречах стран АСЕАН с диалоговыми партнерами, проводимых ежегодно в конце июля по завершении Совещаний министров иностранных дел Ассоциации в рамках т.н. "Постминистерских конференций" (ПМК).
Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. В 1989 г. в северной части африканского континента был образован Союз Арабского Ма-гриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга рынков.
Стремление других африканских стран
к экономической интеграции означает
попытку отсталых, практически не имеющих
между собой экономических связей государств
создать в отдельных субрегионах Африки
подходящие условия для развития промышленности,
ориентированной на удовлетворение основных
потребностей внутреннего рынка. Образовывая
экономические и таможенные союзы, африканские
страны планировали на основе скоординированной
политики развивать взаимные экономические
связи. В результате предполагалось создавать
в отдельных регионах относительно емкие
внутренние рынки как базу для модернизации
экономики. Интеграция рассматривалась
как альтернативный путь развития, во
многом как способ достижения прогресса
в "опоре на собственные силы". Концепция
"опоры на собственные силы" предполагает,
что структурная перестройка экономики
может быть достигнута за счет использования,
прежде всего, местных ресурсов, всемерной
мобилизации внутренних факторов развития.
Эта идея присутствует и в планах организации
Африканского единства по созданию к 2025
г. африканского экономического сообщества.
Практика интеграционных процессов в
Африке, реализуемость провозглашаемых
руководителями африканских государств
направлений углубленного сотрудничества,
показывают, что, в основном, все эти цели
и задачи остаются лишь благими пожеланиями.
Экономическое сотрудничество бедных
и отставших стран, в традиционных его
формах, не ведет к выходу из "порочного
круга бедности", не обеспечивает сколько-нибудь
ощутимый прогресс. Вместе с тем, идея
африканского общего рынка, несмотря на
все неудачи его создания, по-прежнему
популярна на континенте.
Сообщество развития Юга Африки (САДК/SADC
- Southern African Development Community) создано в 1980 г.
первоначально как Конференция по координации
развития Юга Африки (САДКК). В настоящее
время эта организация объединяет 13 государств
(Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, ДРК,
Лесото, Маврикий, Малави, Мозамбик, Намибия,
Свазиленд, Танзания, ЮАР). Договор о САДК
был подписан в Виндхуке (Намибия) в августе
1992 г.
САДК является одним из крупнейших и наиболее влиятельных субрегиональных объединений Африки. Общая численность населения стран-членов САДК составляет около 200 млн. чел., суммарный ВВП оценивается в 170 млрд. долл. США (2000 г.).
Исполнительный секретариат САДК находится в Габороне (Ботсвана). Исполнительным секретарем является в настоящее время представитель Маврикия Прега Рамсами.
Принята Программа действий САДК, включающая совместные проекты экономического и социального характера. Предпринимаются шаги по созданию благоприятного инвестиционного климата внутри САДК, унификации экономического и юридического пространства. Предусматривается создание Зоны свободной торговли (ЗСТ).
С 1996 г. существует Орган САДК по вопросам политики, обороны и безопасности (ОПОБ), главная задача которого - способствовать предотвращению и урегулированию внутри- и межгосударственных кризисов в субрегионе.
39.
Бреттон-Вудская валютная
Бреттон-Вудская ВС 1944-1978гг.
Причины создания:
На конференции ООН в Бреттон-вудсе (США) в июле 1944 года были выдвинуты следующие принципы мировой ВС:
Эта система характеризовалась тем, что обеспечивала сочетание национальных интересов с международными требованиями: относительная самостоятельность государств в проведении внутренней политики обеспечивалась системой международного кредита.
Исторические заслуги системы:
Причины краха:
40. ВТО
см. вопрос №22
Всемирная торговая организация (ВТО)
была основана в 1995 году. Она является
продолжателем Генерального соглашения
о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного
в 1947 году.
ВТО - это одновременно и организация,
и комплекс правовых документов, определяющих
права и обязанности правительств в сфере
международной торговли товарами и услугами.
Правовую
основу ВТО составляют:
1. Генеральное соглашение о торговле товарами
(ГАТТ) в редакции 1994 года.
2. Генеральное соглашение о торговле услугами
(ГАТС).
3. Соглашение о торговых аспектах прав
интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Главные
задачи ВТО - либерализация международной
торговли, обеспечение ее справедливости
и предсказуемости, создание благоприятной
среды для экономического роста и повышения
экономического благосостояния людей.
Высшим руководящим органом ВТО является
Конференция министров. Она созывается
не реже одного раза в два года, как правило,
на уровне министров торговли или иностранных
дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает
полномочиями принимать решения по наиболее
принципиальным вопросам, касающимся
новых раундов многосторонних переговоров.
Текущее управление деятельностью и наблюдение
за действием соглашения и министерских
решений осуществляет Генеральный совет.
Он собирается несколько раз в год в Женеве.
В Генеральный совет обычно входят послы
и главы представительств членов ВТО.
В функции Генерального совета также входит
разрешение торговых споров между странами-участницами
ВТО и проведение периодических обзоров
их торговой политики.
Генеральный совет контролирует деятельность подчиненных органов:
Кроме вышеперечисленных органов, в составе
ВТО действуют рабочие и экспертные группы
и специализированные комитеты. Их функции
заключаются в рассмотрении вопросов
выполнения отдельных частей многосторонних
соглашений, а также других вопросов, представляющих
интерес для стран участниц, к примеру,
касающихся правил конкуренции, инвестиций,
действия региональных торговых соглашений,
торговых аспектов защиты окружающей
среды и приема новых членов.
В настоящее время, 145 стран являются членами
ВТО, около 30 - наблюдателями. Наблюдатели
- это в основном страны, которые ведут
переговоры о вступлении в ВТО и намерены
вступить в эту организацию в ближайшие
годы.
Всемирная торговая организация имеет
следующие характерные
черты:
1. ВТО - это, в первую очередь, организация,
созданная для обеспечения более свободной
международной торговли. Действия ВТО
направлены на устранение торговых барьеров
между странами.
2. ВТО не является каким-либо высшим органом,
решения которого обязательны для выполнения
правительствами всех стран-участниц
этой организации.
3. Страны-участницы ВТО договариваются
между собой по вопросам международной
торговли, но с соблюдением правил ВТО.
4. Членство в ВТО не запрещает устанавливать
таможенные пошлины на определенные виды
товаров. Однако обычный размер таких
пошлин не превышает в среднем 5-7%.
5. ВТО - демократичная организация, где
решения принимаются на основе консенсуса
и только в исключительных случаях (а такие
были только в практике ГАТТ) - большинством
голосов.
6. Все страны-участницы ВТО равны между
собой, независимо от их размера и уровня
экономического развития.
7. В соглашениях ВТО содержатся положения,
позволяющие правительствам стран-частниц
принимать меры по охране окружающей среды,
по защите жизни и здоровья людей, животных
и растений.
Переговоры о вступлении России во Всемирную
торговую организацию зашли в тупик, и
есть опасность того, что они будут отложены
на год. На переговорах в Брюсселе обозначились
две проблемы - энерготарифы и использование
российской газотранспортной системы.
Еврокомиссия требует от России в качестве
условия для вступления в ВТО единовременно
повысить внутренние тарифы на нефть и
газ до уровня общеевропейских. Вторая
проблема заключается в использовании
российской газотранспортной системы.
41. Ямайская валютная система.
Ямайская валютная система 1976г.
Кингстон, Ямайка
Основные принципы создания:
2 фактора, которые влияют на колебание валют: