Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 10:35, шпаргалка
1. Понятие и сущность мирового хозяйства и МЭО.
Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных мировыми хозяйственными отношениями на основе МРТ с целью наиболее эффективного использования производственных ресурсов. На этой основе между странами возникают МЭО, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.
Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле.
В то же время НАФТА содержит некоторые
исключения из режима свободных экономических
отношений. Так, сохраняются право Мексики
на запрет иностранной деятельности в
нефтяном секторе, право Канады на защиту
некоторых секторов информации, важных
в культурном отношении (радиовещание,
выпуск кинофильмов, пластинок, книг),
право США на поддержку внутренних цен
и сохранение системы закупки сельскохозяйственных
товаров.
В соглашении все товары разбиты на три
большие группы – промышленные (без текстильных
товаров), сельскохозяйственные и текстильные
изделия, включая одежду. Для каждой группы
разработаны графики снижения пошлин,
а на ряд промышленных товаров было предусмотрено
и осуществлено немедленно снятие пошлин.
Пошлины на остальные товары намечено
отменить в течении 5, 10 и 15 лет.
Соглашение о создании НАФТА устанавливает
5 основных принципов защиты иностранных
инвесторов и их инвестиций в зоне свободной
торговли: недискриминационный режим;
снятие особых требований к инвестициям
или инвесторам (эти требования обычно
относятся к видам деятельности, осуществляемым
по распоряжению государства или одобренным
им, в качестве условия учреждения или
функционирования иностранных предприятий
в конкретной стране); свободное перемещение
финансовых средств, имеющих отношение
к инвестициям; экспроприация только в
соответствии с международным правом;
право обращаться в международный суд
в случае нарушения Соглашения.
Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые
высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную
собственность, включая авторские права,
патенты и товарные знаки.
Отдавая должное важному значению НАФТА
для развития регионального сотрудничества,
американские эксперты отмечают, что соглашение
приносит относительно скромные результаты
экономикам США и Канады, поскольку между
обеими странами и до соглашения были
сравнительно небольшие ограничения в
торговле и в области трансграничных инвестиций.
Однако оно принесет выгоды экономике
Мексики. Одной из главных целей соглашения,
с позиций интересов США, является обеспечение
дельнейшего проведения экономических
реформ в этой стране. Эти реформы, как
ожидается, создадут более предсказуемый,
стабильный предпринимательский климат
для американских и канадских экспортеров
и инвесторов. Мексика надеется, что с
созданием благоприятного климата в области
торговли и инвестиций можно ожидать притока
капиталов и увеличения занятости. Помимо
этого Мексика заинтересована в ослаблении
протекционизма США и расширении экспорта
в США и Канаду, а также в получении доступа
к новым технологиям и природным ресурсам.
Канаде НАФТА может создать возможности
для дальнейшего расширения экспорта,
во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые
результаты соглашения о либерализации
торговли, ранее заключенного с США, во
вторых, улучшая доступ к рынку Мексики,
и, в-третьих, увеличивая привлекательность
Канады для инвесторов, прежде всего американских.
В целом реализация НАФТА, как считают
эксперты, приведет к повышению темпов
роста США и Канады максимум на 0,5 процентного
пункта при условии одновременного выполнения
всех его положений. Для Мексики выгода,
по наиболее оптимистичному прогнозу,
оценивается в 11% роста ВВП.
ВЫВОД: Таким образом, интеграционные
процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают
доминирующее положение США в североамериканском
экономическом регионе, слабая взаимозависимость
экономик Канады и Мексики и связанная
с этими процессами асимметричность экономического
взаимодействия США, Канады и Мексики.
35. Научные ресурсы мирового хозяйства.
Научные ресурсы страны позволяют осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – НИОКР.
Основные показатели состояния научных ресурсов страны:
- США – 247,2 млрд. $
5. Количество заявок на получение патентов. Патент – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю, который удостоверяет его монопольное право на использование этого изобретения (срок действия – 15-20 лет). Особенность патентования: необходимо периодически выплачивать патентную пошлину. В разных странах 50-500$ в год. Стоимость регистрации патента за границей 4-7 тыс. $.
Основную роль в НИОКР
играет государство. Там, где роль
государства в НИОКР
количество заявок на патентование за рубеж 2400, 98
количество действительных патентов
поддержка государства
6. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте страны:
США – 26,7%, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Италия.
К высокотехнологичным товарам относят товары, доля расходов на НИОКР в стоимости которых превышает 8,5%.
7. Доля страны на мировых рынках технологии и наукоемкой продукции: США, Швейцария, Великоборитания, Италия, ФРГ, Франция, Япония.
Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается приблизительно в 2,5-3 трл. $ в год.
В настоящее время около 50 макротехнологий, которые представляют собой совокупность знания производственных мощностей для выпуска на мировой рынок конкретных изделий: судов, самолетов, станков, реакторов. (США, Япония, Западная Европа, Южная Корея и НИС Азии).
8. Структура финансирования НИОКР. Для большинства развитых стран характерен частный сектор финансирования НИОКР. США: частный – 66%, государство – 31%, прочие – 4%, а в РФ 90% - государство.
36. Роль и значение МВФ и МБРР.
МВФ: 1944г., в настоящее время членами МВФ являются 184 страны, РФ стала членом в 1992г., штаб-квартира в Вашингтоне. Основные цели:
Уставный капитал МВФ формируется за счет вкладов его членов. На 1997г. уставный капитал – 198 млрд. $. В 2001г. МВФ занимал 3-е место по объемам запаса золота и опережает США и Германию.
МВФ – эмитент специализированных прав заимствования (СПЗ).
Высший орган – Совет управляющих.
Основные функции:
Сессии совета управляющих проводятся ежегодно. Оперативной деятельностью руководит исполнительный совет. Одна из функций – выбор директора – распорядителя. С 1987г.-2000гг. Мишель Камдессю. С 23 марта 2000г. – Ф. Феллер. Персонал МВФ – 2100 экспертов во главе с директором-распорядителем.
Группа Всемирного банка
Группа Всемирного банка состоит из 5 тесно связанных между собой институтов:
МБРР создан в Бреттонвудсе, место пребывания – Вашингтон, объединяет 184 страны мира, уставный капитал – 150 млрд. $ и формируется за счет взносов всех членов, в настоящее время основное внимание уделяет развивающимся странам и странам с переходной экономикой. РФ вступила в 1992г.
Основные цели:
Структура МБРР:
МБРР начисляет проценты своим заемщикам по ставке, которая устанавливается в размере трех четвертей одного процента сверх суммы, выплаченной по заемным средствам. Займы должны быть выплачены через 15-20 лет; до начала погашения основной суммы предоставляется льготный период от трех до пяти лет.
Менее пяти процентов финансовых средств МБРР составляют суммы взносов стран, ставших членами Всемирного банка. Еще никогда не было случаев дефолта по займам МБРР.
Как Всемирный банк, так и МВФ были созданы в 1944 году на конференции мировых лидеров в Бреттон-Вудс (штат Нью Гемпшир). Цель двух "Бреттон-вудских институтов", как их иногда называют, заключалась в том, чтобы поставить международную экономику на прочный фундамент после Второй мировой войны. Миссии Всемирного банка и МВФ являются взаимодополняющими, но их индивидуальные роли довольно разные.
1. Всемирный банк представляет собой кредитное учреждение, чья цель заключается в том, чтобы помочь интегрированию стран в более широкую мировую экономику и способствовать долгосрочному экономическому росту в целях снижения уровня бедности в развивающихся странах. МВФ осуществляет мониторинг мировых валют, содействуя в поддержании организованной платежной системы между всеми странами и предоставляет займы странам, которые сталкиваются с серьезными дефицитом платежного баланса.
2. В то время как Всемирный банк предоставляет займы на реформы политики и проекты, МВФ больше занимается только вопросами политики.
3. МВФ предоставляет займы странам-членам, имеющим краткосрочные проблемы по удовлетворению потребностей в зарубежных платежах и пытается добиться полной конвертируемости среди валют своих стран-членов согласно системе гибких обменных курсов, действующих с 1973 года.
Всемирный банк предоставляет займы только развивающимся странам или странам с переходной экономикой, в то время, как любые страны-члены (богатые и бедные) могут привлечь услуги и ресурсы МВФ.
37. США – ведущая экономическая держава мира.
38. Интеграционные процессы в Азии (АСЕАН) и Африке.
Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations – ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке 5 странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея.
Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов человек, совокупный размер ВВП – 737 млрд. $, объем торговли – 720 млрд. $.
Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил.
И в настоящее время АСЕАН продолжает держать курс на содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе. В начале 90-х годов она инициировала переговорный процесс между Россией и Китаем, также АСЕАН способствовала политическому решению камбоджийской проблемы.
Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки).
Подписание 8 августа 1967 года Бангкокской декларации о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии положило началом сотрудничеству также в области науки и технологий, окружающей среды, культуры и информации, социального развития и др. в целях ускорения экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе, содействия активному сотрудничеству и взаимопомощи в перечисленных выше областях, а также в образовательной, технической и управленческой сферах.
Две первые встречи глав государств АСЕАН на о.Бали (1976 год) и в Куала-Лумпуре (1977 год) провозгласили принципы существования этой организации, а именно: дружеские взаимоотношения и сотрудничества с другими нациями на основе взаимного уважения и выгоды, отстаивание интересов региона на международной арене, усиление деятельности государственных и негосударственных организаций в развитии региональной индивидуальности, и призвали к расширению сотрудничества в развитии человеческих ресурсов, в устранении бедности, болезней и неграмотности, в обеспечении рабочих мест для групп людей с низкими доходами, особенно в сельской местности, в согласованных действиях по злоупотреблению и торговле наркотиками и наркотическими средствами.
В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА. Уже в 1977 году были сделаны попытки сформировать район свободной торговли. В этом году появилось АСЕАНовское соглашение по льготной торговле ( Preferential Trade Agreement - РТА), которое явилось первым инструментом по либерализации торговли, по увеличению внутрирегиональной торговой деятельности.