Шпаргалка по "Национальной экономике Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:35, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие национальной экономики.
2. Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.
3.Типы нац.хозяйственных систем.
....
48. Показатели характеризующие уровень и качество жизни населения
49. Доходы и расходы населения РБ
50. Соц политика РБ и направл ее совершенствования.

Файлы: 1 файл

Natsionalnaya_ekonomika_Belarusi.docx

— 184.30 Кб (Скачать файл)

Рынок капитала. Капитал: материальный и ден, производя  движения по фазам рыночного кругооборота, кап в форме средств производства физически не может перетекать из одних отраслей в другие, денежный может при помощи кредита.

Функционально рынок капитала разделяют на рын ценных бумаг и рын ссудного кап. Рын ссудного кап - рын средне и долгосрочных ссуд, опред соединение предложения средне- и долгосрочных ден накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования. Охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ЦБ (облигаций, векселей и др.). Рынок ЦБ (фондовый рынок) — часть рын капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ. Ценные бумаги - это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в национальной и иностранных валютах.

При сущ моратории на продажу акций тормозится процесс развития фондового рынка. Предусмотрена активизация фондового рынка, постеп снятия моратория и продажа гос пакетов акций.

Рынок труда - система рыночных инстит, орг-ций  и учреждений гос сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда. Основная цель гос пол в соц-труд сфере в 2006-2010 гг. - повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Гос рег на рынке труда осущ органы службы занятости по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и др. По-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения раб силы. Рын труда ориентирован на рабочие профессии. Постепенно сниж женская и молодежная безработица К решаемым проблем относ условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, Vы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников.

42 Проблемы развития предпринимательства   в РБ

Важнейшая задача соврем периода - развитие предприним. Оно может быть частным  и гос и осущ в индивид и коллективной форме.

Гос предприним осущ юр лицом, кот имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное им-тво, несет самостоят ответств по своим обязат-вам, может от своего имени приобретать и осущ имущ-нные и личные неимущ права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основная  форма юр лица, осущ-щего гос предприним -  предприятие (ПР). ПРем как объектом прав признается имущ-нный комплекс, используемый для осущ предприним деят-сти.

Гос предприним осущ-тся полностью гос Прямо  или  орг со значительной степенью гос участия (в капитале и управлении).

В гос  собственности находятся отрасли, продукция кот удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), + ПР, продукция и услуги кот необходимы для совместного общественного потребления, но кот оказываются эко неэффективными для целей частного бизнеса (комм хоз-во, дорожное строит-во и др.). Cактуальна проблема обеспечения эффективного функционир гос ПРий. Необходима всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры ПРий с усилением менеджмента и др меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повыш эффективности работы гос ПРий в рын условиях необходимо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:1.повыш эффективности исп-ния имущ-ва; 2.оптимизация структуры гос объектов управления;3.пополнение доходов республ и местн бюджетов;4.создание благопр условий для привлечения инвестиций.

Разновидность гос предприним - предоставление концессий - сдача в коммерческую аренду принадлежащих гос природных и производственных ресурсов.

Переход к рын эко связан с увеличением негос собственности и развитием частного предприним. В РБ частное предприним представлено малым бизнесом - это предприним де-ность, дающая прибыль на малых ПРиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение Малое предприним в  РБ предст 2 формами: юр лица и инд предприниматели.

При отнесении  ПР к субъектам малого предприним исп критерии:

кол (числ занятых на ПР, годовой V продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов); кач (небольшая доля рынка, управление ПР осущ лично владелец, ПР независимо).

Небольшие размеры малых ПРий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют оперативно реагировать  на изменяющуюся конъюнктуру рынка, динамично осваивают новые виды продукции и заполнять ниши, непривлекательные  для крупного бизнеса. В РБ послед осущ меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действ законы о предприним, гос поддержке малого предприним, + спец Указ През РБ от «О гос поддержке  малого предприним». + ежегод программы гос поддержки и соотв-щие региональные программы. Созданы Совет по развитию предприним при През РБ и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при СовМине РБ.

Сущ инфраструктура поддержки предприним: фонды финансовой поддержки пред-телей, центры поддержки предприним, инкубаторы малого предприним, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

+ работают  советы по развитию предприним, объед усилия гос орг, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

 

43. Преобразования форм собственности  в РБ

Переход к рыночной эк-ке в обязат.порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независимых, самостоятельных эк-ки ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании гос. собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осущ-ть разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

 Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную. Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности  в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими основополагающими документами в наглей стране существуют две формы собственности — государственная и частная.

Гос. собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц).

Исключительную  собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности  государства находятся также  земли сельскохозяйственного назначения.

Главными  задачами разгосударствления и приватизация являются:

• формирование необходимой для рыночной экономики  среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих  субъектов; • усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности исп-я созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения; • создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы;

Такие предприятия  после приватизации преобразовались  в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные  общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.

В 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику но реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации:

• преобразование государственных организаций в  акционерные общества (ОАО); • выкуп  арендованного имущества арендной организацией; • продажа на аукционе и по конкурсу.

В последние  годы в Республике Беларусь преобладает  «точечное» реформирование объектов государственной  собственности исходя из оценки экономической  эффективности, возможности внедрения  новых технологий, освоения выпуска  новых видов продукции.

Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности  производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение  иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические  последствия приватизации.

44 Структурная трансформация экономики   РБ

Республика  Беларусь после распада СССР стала  самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой  структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и  нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая пром-сть, животноводство, льноводство и картофелеводство. В эк-ке Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие эк-го кризиса. Основными из них являются:• несоответствие структуры пр-ва внутреннему и внешнему спросу; • высокие энерго- и материалоемкость пр-ва, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; • высокий уровень физического и морального износа активной части основных произв-х фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства; • недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Системный подход к решению проблемы структурной  перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции  означает, что недостаточно принять  некий «план мероприятий» по ее улучшению  — в действующей системе эк-ких координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на стр-ру эк-ки и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую стр-ры эк-ки, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

Перед системой государственного регулирования возникают  новые задачи:

• структурная  модернизация экономики; • полноценное  включение механизмов рыночной конкуренции  и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит  долгосрочный рост конкурентоспособности  белорусской экономики.

При определении  направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов:

• многоукладности  экономики, обеспечения равных условий  хозяйствования всем юридическим и  физическим лицам; • концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек  роста и приоритетных направлений  структурной политики; • постепенной  трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации  всех видов эк-кой деят-ти; • перехода на инновационный путь развития эк-ки; • социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг; • приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; • учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ; • гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства; • обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов; • комплексного развития производительных сил страны и ее регионов; • экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

45 Финансово-бюджетная и нал система  РБ 

Финансы - совокупность эко отношений по формир, распред и исп-нию фондов ден средств, или финан ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения через финансовую систему — совокупность различных сфер финан отношений, форм и методов образования и использования фондов ден средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды соц, имущественного и личного страхования; валютные резервы гос; ден фонды ПР, орг, фирм, др коммерческих и некомм структур; прочие спецфонды. В организационном плане она охватывает совокупность финансовых учреждений страны. Финансово-кредитная система РБ включает бюджетную систему, банковскую систему, + финансовые средства внебюджетных фондов, ПР, учреждений, орг и граждан. На терр РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике Беларуси"