Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:35, шпаргалка
1. Понятие национальной экономики.
2. Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.
3.Типы нац.хозяйственных систем.
....
48. Показатели характеризующие уровень и качество жизни населения
49. Доходы и расходы населения РБ
50. Соц политика РБ и направл ее совершенствования.
Рынок капитала. Капитал: материальный и ден, производя движения по фазам рыночного кругооборота, кап в форме средств производства физически не может перетекать из одних отраслей в другие, денежный может при помощи кредита.
Функционально рынок капитала разделяют на рын ценных бумаг и рын ссудного кап. Рын ссудного кап - рын средне и долгосрочных ссуд, опред соединение предложения средне- и долгосрочных ден накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования. Охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ЦБ (облигаций, векселей и др.). Рынок ЦБ (фондовый рынок) — часть рын капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ. Ценные бумаги - это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в национальной и иностранных валютах.
При сущ моратории на продажу акций тормозится процесс развития фондового рынка. Предусмотрена активизация фондового рынка, постеп снятия моратория и продажа гос пакетов акций.
Рынок труда - система рыночных инстит, орг-ций и учреждений гос сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда. Основная цель гос пол в соц-труд сфере в 2006-2010 гг. - повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Гос рег на рынке труда осущ органы службы занятости по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и др. По-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения раб силы. Рын труда ориентирован на рабочие профессии. Постепенно сниж женская и молодежная безработица К решаемым проблем относ условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, Vы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников.
42
Проблемы развития
Важнейшая задача соврем периода - развитие предприним. Оно может быть частным и гос и осущ в индивид и коллективной форме.
Гос предприним осущ юр лицом, кот имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное им-тво, несет самостоят ответств по своим обязат-вам, может от своего имени приобретать и осущ имущ-нные и личные неимущ права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основная форма юр лица, осущ-щего гос предприним - предприятие (ПР). ПРем как объектом прав признается имущ-нный комплекс, используемый для осущ предприним деят-сти.
Гос предприним осущ-тся полностью гос Прямо или орг со значительной степенью гос участия (в капитале и управлении).
В гос
собственности находятся
Разновидность гос предприним - предоставление концессий - сдача в коммерческую аренду принадлежащих гос природных и производственных ресурсов.
Переход к рын эко связан с увеличением негос собственности и развитием частного предприним. В РБ частное предприним представлено малым бизнесом - это предприним де-ность, дающая прибыль на малых ПРиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение Малое предприним в РБ предст 2 формами: юр лица и инд предприниматели.
При отнесении ПР к субъектам малого предприним исп критерии:
кол (числ занятых на ПР, годовой V продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов); кач (небольшая доля рынка, управление ПР осущ лично владелец, ПР независимо).
Небольшие размеры малых ПРий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, динамично осваивают новые виды продукции и заполнять ниши, непривлекательные для крупного бизнеса. В РБ послед осущ меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действ законы о предприним, гос поддержке малого предприним, + спец Указ През РБ от «О гос поддержке малого предприним». + ежегод программы гос поддержки и соотв-щие региональные программы. Созданы Совет по развитию предприним при През РБ и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при СовМине РБ.
Сущ инфраструктура поддержки предприним: фонды финансовой поддержки пред-телей, центры поддержки предприним, инкубаторы малого предприним, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.
+ работают советы по развитию предприним, объед усилия гос орг, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.
43.
Преобразования форм
Переход к рыночной эк-ке в обязат.порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независимых, самостоятельных эк-ки ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании гос. собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осущ-ть разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.
Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную. Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.
Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими основополагающими документами в наглей стране существуют две формы собственности — государственная и частная.
Гос. собственность
выступает в виде республиканской и коммунальной
(собственность административно-
Исключительную
собственность государства
Главными задачами разгосударствления и приватизация являются:
• формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов; • усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности исп-я созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения; • создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы;
Такие предприятия после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.
В 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику но реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.
В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации:
• преобразование
государственных организаций в
акционерные общества (ОАО); • выкуп
арендованного имущества
В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции.
Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.
44 Структурная трансформация
Республика
Беларусь после распада СССР стала
самостоятельным суверенным государством
и получила в наследство достаточно
развитую относительно других бывших
республик экономику с
Системный
подход к решению проблемы структурной
перестройки и повышению на ее
основе конкурентоспособности
Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:
• структурная модернизация экономики; • полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.
При определении
направлений структурных
• многоукладности
экономики, обеспечения равных условий
хозяйствования всем юридическим и
физическим лицам; • концентрации ресурсов
на эффективном использовании
45
Финансово-бюджетная и нал
Финансы - совокупность эко отношений по формир, распред и исп-нию фондов ден средств, или финан ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения через финансовую систему — совокупность различных сфер финан отношений, форм и методов образования и использования фондов ден средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды соц, имущественного и личного страхования; валютные резервы гос; ден фонды ПР, орг, фирм, др коммерческих и некомм структур; прочие спецфонды. В организационном плане она охватывает совокупность финансовых учреждений страны. Финансово-кредитная система РБ включает бюджетную систему, банковскую систему, + финансовые средства внебюджетных фондов, ПР, учреждений, орг и граждан. На терр РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике Беларуси"