Шпаргалка по "Национальной экономике Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:35, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие национальной экономики.
2. Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.
3.Типы нац.хозяйственных систем.
....
48. Показатели характеризующие уровень и качество жизни населения
49. Доходы и расходы населения РБ
50. Соц политика РБ и направл ее совершенствования.

Файлы: 1 файл

Natsionalnaya_ekonomika_Belarusi.docx

— 184.30 Кб (Скачать файл)

Административные  методы экономического регулирования  реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер  для отдельных сфер экономической  деятельности.

Важной  задачей государства в переходный период является создание целостной  системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:

• бюджетно-налоговая  политика; • денежно-кредитная политика;

• ценовое  регулирование; • амортизационная  политика;

• прямые методы регулирования — государственный  заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное  финансирование.

Функции государственного регулирования экономики:

За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

• эмиссия  денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное  регулирование;

• обеспечение  гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

• формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

• обеспечение  минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие  блага и услуги);

• реализация антимонопольных мер и поддержка  конкурентной среды;

• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

• проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними  странами;

• формирование производственной, социальной и экологической  инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для  роста экономики и улучшения  жизнедеятельности населения;

• поддержка  социально незащищенных групп населения;

• охрана окружающей среды, совершенствование  экологических регуляторов, международное  сотрудничество при решении экологических  проблем;

• формирование рациональных территориальных пропорций  воспроизводства и комплексное  развитие производительных сил регионов; и др.

38 Структура государственного управления в Республике Беларусь

Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффект-ому управлению экономикой при переходе к рынку является формир-ние соответствующей структуры госуд-го управления и аппарата.

В соответствии с Конституцией  Правительство (Совет Министров) РБ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д.

Система госуправления РБ построена по функционально-отраслевому  и территориальному принципам, включает 25 министерств (Мин-во архитектуры и  строительства; внутренних дел; ЖКХ; здравоохранения; Иностранных дел; Культуры; образования; промышленности и т.д), 5 госкомитетов (таможенный;пограничных войск;госкомитет по авиации; по науке и технологии; КГБ), 8 комитетов при Совете Министров РБ (по материальным резервам; по земельным ресурсам,геодезии и картографии; по делам религии и национальностей; по архивам и делопроизвоству) и 8 госорганизаций, подчиненных Правительсву РБ (Белгостпищепром; Белнефтехим; Беллегпром; Белкоопсоюз; Бел. Железная дорога).

Министерства  и госуд. комитеты являются респуб-ми органами госуд. управления (функциональными  или отраслевыми), проводящими госуд. политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) других респуб. органов госуд-го управления РБ.

В центральных аппаратах министерств, госуд. комитетов по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также Госкомитет по имуществу РБ.

Структурные подразделения местных исполнит-х  и распоряд-х органов, обеспеч-их реализацию на своей территории госуд. политики в отдельных отраслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам государственного управления.

Необходимо  отметить, что сложившаяся система  госуд-го управл. экономикой в РБ еще  не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления.

Формирование  в РБ социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффект-ти взаимодействия органов отраслевого и территор-го управления при решении как общегосуд-ых, так и регион-ых проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

39 Прогнозирование,  планирование, программирование как  формы гос.регулирования. Важн. Прогнозные и программные док-ты по соц-эк. развитию РБ.

Государственное регулирование социально-экономических  процессов на основе разработки и  реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало  ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три  важные функции:

1) информационную  — планами и прогнозами государство  информирует субъекты хозяйствования  о предпочтительной экономической  политике, что позволит им формировать  на этой основе свои бизнес-планы;

2) стабилизационную  — дает возможность ориентироваться  в долгосрочных установках и  целях правительства и действовать  сообразно с ними;

3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективы  и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах  социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей  и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет  и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

• среднесрочную  перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

• краткосрочную  перспективу — годовой прогноз  социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы  и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния  и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических  связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической  обстановки. Они разрабатываются  исходя из комплексного анализа сложившейся  социально-экономической, демографической  и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов  Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и  перспективы изменения указанных  факторов. Прогнозы разрабатываются  в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия  внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка  государственных прогнозов и  программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом  Министров Республики Беларусь.

40 Перспективная  модель национальной экономики  Беларуси

Каждая  страна стремится к общим целям  развития цивилизации, но идет к ним своим путем. Исходное состояние системы - это первое, что определяет, с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами:

  • сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; -чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;
  • размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республиках СНГ;
  • неконкурентосп-ть отечеств. продукции на мир-х рынках из-за ее низкого качества;

Признание, во-первых, преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

  • длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;
  • истор. вера в необх-сть сильного госуд-ва обусловила сохранение ведущей роли государства в рын-х преобразованиях;
  • традиц. сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рын-м реформам, отказ от «шокового» пути преобразований;
  • неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.

Типовая модель соц. ориентированной экономики  отлич. следующими чертами:

  • «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля госуд. собственности;
  • Макроэконом. регулирование осущ-ся не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает и другие сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые отношения;
  • особое значение для гос.. органов имеет поддержание конкурентных отношений, кот-е обесп-ся ср-ми структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; - развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.

Белорус. перспективная модель экономики вкл. след. принципы и направл. госуд. политики, определяющей контуры будущего общества:

- общую соц. ориентацию общества, государства, экономической системы;

- формирование развитого граждан. общества и самоуправления;

  • повышение эффект-ти производства и страновой конкурентоспособности;

-   следование экологическим стандартам.

Исходя  из мирового опыта выхода государств из кризисного состояния и с учетом нац. контекста, были выдел. три этапа преобраз-ия эконом. системы:

  • стабилизационный, в течение которого необходимо преодолеть кризисные явления в экономике -структурной перестройки, ориентированной на потребности общества и учитывающей тенденции международного разделения труда; - экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах.

Нац-ая стратегия устойчивого соц.-эконом. развития на период до 2020 г. определяет стратегич. цель как динамичное повыш. уровня благосостояния, нравственности на основе интеллект-но-инновац-го разв.эконом-ой, соц-ой и дух-ой сфер, сохранения окруж. среды для нынешнего и будущего поколений.

41 Формир и развитие институтов  рынка в РБ

Рынок - механизм, сводящий продавцов и покуп  для купли-продажи товаров.

Принцип функц-ния рынка -частная собственность на средства производства и конкуренция. При рыночной экономике рынки действуют во всех сферах хозяйствования. Важнейшие рын институты -  рынки факторов производства, финансовые и товарные.

Рынок факторов производства (или рынок ресурсов): земля, труд, капитал, предприн дея-ность. Эти факторы воздействуют на производство и экон. рост.

Рынок земли. Собственность на землю в РБ бывает в гос и частной форме. Земли  сельскох назначения наход в собств гос.  местные органы  власти могут предоставлять зем уч в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение,+ передают их в собственность.

зем уч, находящиеся в частной собств граждан, юр лиц РБ, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды.

На сег  день зем участки находятся в  частной собственности граждан, случаев прод зем уч в частную собственность юр лиц в практике РБ не было. Земельные участки юр липам передаются в пользование и в аренду. В пользование обычно передаются застроенные зем уч при покупке недвижим, располож на данном зем уч. Незастроенные зем уч выставляются на аукцион для продажи права аренды на них. Начальная стоимость зем участка соответствует кадастровой оценке и может подняться в 10-20 раз.С 01.01.09 г в действие вступил новый Кодекс о земле.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике Беларуси"