Шпаргалка по "Национальной экономике Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:35, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие национальной экономики.
2. Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.
3.Типы нац.хозяйственных систем.
....
48. Показатели характеризующие уровень и качество жизни населения
49. Доходы и расходы населения РБ
50. Соц политика РБ и направл ее совершенствования.

Файлы: 1 файл

Natsionalnaya_ekonomika_Belarusi.docx

— 184.30 Кб (Скачать файл)

Осущ  переход от централизованной плановой к рыночной экономике, РБ строила систему финансов одновременно с созданием  комплекса гос институтов независимой страны: внешней политики, обороны и безопасности, нац эко, управления и др. Ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и, выработка и реализация финансовой политики. Финансовая политика - совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации фин ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения гос своих функций. Фин политика - органичная часть соц-эко пол гос.

Бюджетная система - это основанная на эко отношениях и юр нормах совокупность всех видов  бюджетов, действующих на терр страны. Бюдж система РБ включ республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов + др обязательных платежей+ иных поступлений. Общегос расходы осущ за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

Бюджетное устройство в РБ основ на принципах  единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется админ-терр делением. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республ и местные бюджеты. Консолидированный бюджет РБ составляют бюджеты 6 обл, г. Минска и республ бюджет. Внебюджетные фонды - средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включ в бюджет. Они формир за счет обязательных целевых отчислений. Сбалансированность бюджетов всех админ-но-терр единиц -необходимое условие бюджетно-финансовой политики. Бюджет- важный рычаг воздействия на эко и стимулирования ее роста. Основные ф-ции бюджета: перераспределение ВВП, гос регулирование и стимулирование эко, фин обеспечение соц политики.

Налоговая система - совокупность всех взимаемых  в гос налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль. Основы бюдж-нал-ой системы страны заложены Конституции РБ. Налог — это  принудительно изымаемые гос  или местн орг власти средства с физ и юр лиц, необходимые для осущ гос своих функций. 2 осн функции налогов: фискальную и эко (рег-щую и распр-ную). Фискальная функция основная в формировании денежных фондов государства. Эко функция - исп налогов качестве инструмента перер-ния НД, влияния на процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста эко.

Налоги: прямые, которыми облагаются доходы и  имущество (на недвижимость, земельный, за пользование прир рес, н на прибыль и др.), и косвенные, включаемые в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок, оплачиваемых покуп (это акцизы, НДС, н на топливо, сельхоз).

В орг плане все налоги, отчисления и сборы подр на 3 гр: платежи, упл из выручки (косвенные налоги); платежи, включаемые в себестоимость ПТРУ; платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли (н на недв, на прибыль с товарооборота, на доходы)

 

46 Кредитно –денежное регулирование в РБ

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Гос-во опр-т денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты. Регулирование денежного обращения — главная функция центрального банка во всех гос-х мира. Оно предполагает отслеживание не только общего кол-ва, но и пропорций между видами денег. Иногда (в необходимых случаях) центральный банк, регулируя денежное обращение, прибегает к прямым действиям на денежном рынке путем эмиссии денежных знаков, или выпуска новых долговых обязательств.

Ведущая роль в денежно-кредитном регулировании  принадлежит гос-ву (в лице мин-ва финансов и центр. банка — органов «денежной», или монетарной, власти), банковской системе страны. Цели, параметры и инструменты регулир-я реализ-ся в рамках денежной и денежно-кредитной политики.

Денежная политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства. Конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Банковским кодексом, Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок  расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования.

Основное  влияние на денежно-кредитную сферу  оказывают операции Национального  банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное  обслуживание в экономике страны.

В свете  Концепции основными целевыми ориентирами  единой государственной денежно-кредитной  политики в 2001—2010 гг. и деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы;

• обеспечение  эффективного, надежного и безопасного  функционирования платежной системы.

47. Сущность, формы  и  приоритеты региональной политики  в Беларуси.

В 2000 г. утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., в которых региональная экономическая политика определена как составная часть государственной макроэкономической политики, направленная на формирование территориальных пропорций и создание экономических и социальных структур хозяйства регионов, а также государственное содействие развитию проблемных регионов, оказавшихся в относительно неблагоприятных условиях. Все это свидетельствует о том, что в Республике Беларусь руководство страны осознает важность и актуальность региональных проблем и предпринимает весьма энергичные и адекватные меры для их решения.

Объектами региональной политики являются различные территориальные единицы, как закрепленные административно-территориальным делением страны (области, районы, провинции, кантоны, земли и т.п.), так и специально определенные для целей региональной политики в нормативных актах органов власти и управления (например, зоны радиоактивных загрязнений).

Для повышения  комплексности социально-экономического развития регионов и эффективности  территориального разделения труда  предусматривается:

  • создание современных наукоемких производств и развитие новых видов деятельности, ориентированных на эффективное использование местных экономических, природных, экологических и других факторов;
  • обеспечение опережающего роста научно-технического потенциала областных центров, больших и средних городов республики;
  • государственная поддержка проблемных регионов;
  • использование выгодного географического положения приграничных районов;
  • создание свободных экономических зон, технопарков, инновационных центров, региональных инкубаторов малого предпринимательства и иных форм территориально компактных организационных структур, способных стать «точками роста» региональной и национальной экономики.

Развитие  социальной сферы регионов предусматривает  создание условий предоставления населению  гарантированного минимума социально-значимых услуг независимо от места проживания, расширение сферы социальных услуг  в сельской местности и малых  городах, учет сложившихся условий  обслуживания населения в отдельных  регионах или группах однотипных территорий, приближение уровней  развития социального комплекса  отстающих регионов до уровня более  развитых.

Развитие  промышленности областей и г. Минска будет осуществляться с учетом особенностей каждого региона.

Гос. Программа  развития регионов, малых и средних  городских поселений на 2007-2010 гг. Осн.цель дан. Программы заключается в обеспечении роста благосостояния населения на основе рац.распределения производит.сил, повышения уровня развития, эффективности и конкурентоспособности регионов. Стратегическая задача программы заключается в превращении малых и средних городов в благоприятные и безопасные для человека места работы и проживания.

 

 

48 Показатели характеризующие   уровень и качество жизни населения

Интегральной  характеристикой благосостояния граждан  страны являются уровень и качество жизни населения. Эта характеристика — историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными  благами.

Если  под уровнем жизни традиционно  понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального  характера, то качество жизни характеризуется  степенью достижения высших ценностей  человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые мат. компоненты по критериям соответствия мировым стандартам.

ООН, обобщая  характерные черты нац-х концепций  уровня жизни в разных странах  мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление прод. питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, соц. обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

В самом  широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

Блок  I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.

Блок  II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения.

Блок  III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.

Блок  IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.

Указанная совокупность показателей уровня и  качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси (за исключением  качественных характеристик). Так, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических  показателей уровня жизни населения  включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную  заработную плату, средний размер назначенной  месячной пенсии, реальный размер назначенной  месячной пенсии.

Кроме указанных  статистика отслеживает также показатели структуры и динамики потребления  населением основных продуктов питания.

Важной  составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых  используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической  дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и  первоочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп  населения.

49 Доходы и расходы населения  РБ

Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого  роста уровня жизни людей и  сокращение бедности.

Главной целью политики доходов и платы  труда становится создание для каждого  трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей  семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства  слабозащищенных групп населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике Беларуси"