Шпаргалка по "Национальной экономике Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:35, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие национальной экономики.
2. Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.
3.Типы нац.хозяйственных систем.
....
48. Показатели характеризующие уровень и качество жизни населения
49. Доходы и расходы населения РБ
50. Соц политика РБ и направл ее совершенствования.

Файлы: 1 файл

Natsionalnaya_ekonomika_Belarusi.docx

— 184.30 Кб (Скачать файл)

Дополнительное  образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного  образования, углубление профессиональной компетентности, а также на решение  задач кадрового обеспечения  всех сфер социально-экономической  деятельности. Дополнительное образование  может проводиться на всех уровнях  основного образования, а также  в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управление  образованием осуществляет Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие  образовательные учреждения, управления и отделы образования местных  исполнительных и распорядительных органов.

Основным  источником финансирования учреждения образования является государственный  бюджет.

К сфере культуры и искусства  относят совокупность организаций, учреждений и пр-тий, а также гос. и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры.

 Физ.  культура и спорт - важные факторы повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики гос-ва.

В настоящее  время физическая культура и спорт  представляют собой самостоятельную  динамично развивающуюся отрасль  национальной экономики со сложившейся  структурой управления, материально-техническим  и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и  спортивных учреждений, организаций  и учебных заведений. Физическая культура и спорт интегрированы  в другие отрасли социально-культурного  комплекса, имеют там свои объекты, учреждения, кадры.

 

34. Социально-потребительский комплекс  НЭ РБ: торговля, общепит, ЖКХ и  бытовое обслуживание.

Социально-потребительский  комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения  и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения  и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение  до населения товаров и услуг.

Управление  отраслью торговли осущ. Министерство торговли РБ. Деят-ть торговли и общественного  питания регулируется Законом РБ «О торговле». Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось за 1991-2003 гг., однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Наблюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями.

Торговля  как самостоятельная отрасль  национальной экономики позволяет  освободить товаропроизводящие отрасли  от необходимости самостоят-но реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект.

Общественное  питание - вид торговли, включающий пр-во, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Управление отраслью осуществляет Мин. торговли РБ. Общест-е питание явл-ся важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в общественном питании позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.

Общественно организованное питание в детских  дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях, выполняет часть  общей задачи этих учреждений: воспитание детей, восстановление и поддержание  на должном уровне здоровья населения, организацию его культурного  отдыха.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие  индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хоз. обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг. Систему  управления бытовым обслуживанием  образуют  «Белбыт».  Основную долю в бытовом обслуживании  занимают  производ.  Услуги .  Это одна из отраслей  в которой сократилась занятость. Причины: сокращение дефицита потребит. Товаров в розничной торговле, рост цен на бытовые услуги, повышением  обеспеченности населения бытовой техникой.  В Беларуси постоянно ощущается недостаточность предприятий бытового обслуживания, особенно С/х местности.. Экономическая эффективность предпрт. Бытового обслуживания населения зависит от факторов  :  срок выполнения  заказа  и качество услуг . Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники,  личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных, химчисток.. ЖКХ вкл.: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию). Управление отраслью осуществляет Министерство ЖКХ РБ. В 2003 г. в стране принята Концепция развития ЖКХ РБ на период до 2015 года.

 

35.Региональные социально-экономические  комплексы. Региональная структура  нац.экономики. Факторы и тенденции развития регионов Беларуси

В нац. экономике  наряду с комплексами производственной и социальной сфер выдел-ся региональные соц-эк комплексы, формирование которых  обусловлено совокупностью прир-х  и соц-эк условий и факторов для  развития производительных сил опред-х  территорий.

Региональный  соц-эк комплекс — сложная динамично  развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих  объективную основу для формирования внутриреспубликанских регионов. Как  соц-эк система регион предст. собой  часть территории, на кот. создан и развивается относит-но самост-ный хоз. комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной т. зрения отд-й регион не явл-ся замкнутой системой. Он тесно связан с др. регионами в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена.

Регион-часть  территории со специфич природн,истор,демограф условиями

Региональная  структура экономики рассматривается  в двух аспектах:

как территориальное  размещение экономики в целом  и ее отдельных отраслей

система внутриреспубликанских регионов с  их внутренней структурой экономики

Основой рег стр-ры является размещение производства. В регионе соединены различные  отрасли хозяйства.

Эффективная структура экономики региона  формир-ся на основе рац исп-я всего  комплекса местных прир и соц-эк ресурсов. Прир, эк, соц, и др особ-ти производств д-ти на опр территории оказ влияние на стр-ру, масштабы развития х-ва в общем.

Состояние, факторы и тенденции  развития регионов

Перед регионом ставятся задачи взаимоувязки развития отраслей, производств и соц инфраструктур, согласования эк и соц развития,комплексного решения проблем.

Но пробема  в том, что рег стр-ра инертна(плохо  перестраивается).Территория каждого  региона может рассматриваться  как условие и фактор размещеия  произв сил, определяющие эфф-ть создания и функц-я производств.Факторы:минерально-сыревые,водные, лесные, трудовые и т.д. 

С целью  обеспечения устойч развития страны регион политика г-ва д.б. напрвл на создание в кажд регионе ресурсофинансового потенциала, достаточного для решения  осн задач соц-эк развития;рац исп-е соц-эк и эколог потенциалов,исп-е преимуществ территор раздел-я труда, а т.ж. сокращение разрыва в уровне и качестве жизни городов и сел.

Факторы повыш-я конкуретоспособности регионов:

Выгодное  геогр пол-е, выс Ур разв-я производств и инновац потенц, наличие историко-культ среды.

Для соверш-ния  соц-экон системы отд регионов страны необходимо: • обеспечить рациональную специализацию хозяйства каждого региона; • стимулировать развитие предприятий и отдельных производств, функционирование которых способствует большей сбалансированности хозяйства территории, формированию и развитию региональных рынков — трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.; • повысить уровень обеспеченности областей потребительскими товарами; • снизить эколог. нагрузку в крупных индустр. центрах; • ускорить развитие отраслей социальной сферы, прежде всего в регионах, где уровень ее обеспечения ниже среднересп., учитывая демографическую структуру населения и специфику системы расселения.

 

36 Проблемы перехода от централизовано плановой к рыночной экономике

Переход от централизованно регулируемой к  рыночной экономике, как и любой  переход от одного экономического порядка  к другому, сопровождается существенными  преобразованиями в экономической  деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная  среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и  занятости, психология людей. Продолжительность  переходного периода, в течение  которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий. Все  зависит от первоначального состояния  экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, существенности различий действующей  экономической системы и системы, идущей ей на смену.

Переходный  период включает три этапа:

• первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

• второй — становление нового экономического порядка, Целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает

развитие  новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;

• третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Таким образом, под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, которые обусловлены изменениями экономического, государственного и общественного порядков.

Необходимость реформирования экономики бывших стран  социализма обусловлена неэффективностью функционирования данной системы, которая  определена следующими предпосылками:

  • отсутствие гибкости, неспособности данной системы к быстрой реакции на изменения;
  • формальное существование товарно-денежных отношений и невозможность проявления в связи с этим преимуществ конкуренции;
  • подавление хозяйственной инициативы директивным планированием   низким уровнем производительности;

-  неспособностью  эффективно реализовать научные  достижения.

Основными факторами переходного периода являются следующие:

  • экономические (устаревшие, тормозящие экономическое развитие производственные отношения);
  • технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на новую научно-техническую ступень);

-  организационно-управленческие (кризис управления);

  • мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы);
  • социальные (падение уровня жизни, конфликтность общества);
  • внешние (сдерживающие или разрушительные воздействия внешних условий).

 

 

 

 

37 Цели и функции гос. регулирования

Госуд-ное  регулир-ние экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Роль  государства в регулировании  экономики определяется созданием  условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и  защиты национальных интересов как  во внутренней, тар; и во внешней  политике. Для регулирования социально-экономических  процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости  от сложившейся социально-экономической  ситуации, накопленного опыта, выбранной  модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое  регулирование экономики состоит  в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности  и рыночных структур (бирж, банков, акционерных  обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов  общества, посредничестве между предпринимателями  и наемными работниками и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике Беларуси"