Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике РБ".

Файлы: 1 файл

готовые шпоры по нац. экономики.docx

— 170.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Кредитно-денежное регулирование в Республики Беларусь.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки и небанковские финансовые организации (второй уровень).Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Главная цель деятельности Национального банка состоит в обеспечении стабильности национальной валюты и банковской системы. Промежуточными целями являются обеспечение допустимого роста денежной массы, определение лимитов и направлений денежной эмиссии, а также управление уровнем цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.

Денежно-кредитная  политика представляет собой один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Субъектом ДКП является Национальный банк, а объектами — спрос и предложение на денежном рынке.Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хозяйственную активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента.Денежно-кредитное регулирование осуществляется также процентной политикой Национального банка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки, депозитной ставки), политикой резервирования (установлением Национальным банком норм обязательных резервов коммерческих банков), операциями на открытом рынке, рефинансированием банков и валютным регулированием.

Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные. К первым относят целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок.Важнейшими косвенными инструментами являются:регулирование официальной ставки рефинансирования;изменение нормы обязательного резервирования;рефинансирование коммерческих банков;• операции на открытом рынке.

Национальным банком во взаимодействии с Правительством ежегодно разрабатываются  Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны. Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка являются:• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;• развитие и укрепление банковской системы;• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Показатели, характеризующие уровень  и качество жизни населения.

Уровень жизни — это фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного критерия, поэтому при его исследовании используются множество показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека. Согласно классификации ООН рассматриваются следующие группы показателей: демографические; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индекс потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека. Качества жизни – это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей.  К середине 1950 годов акценты сместились в стороны именно изучения качества жизни. Критерием его оценки выступают научно-обоснованные нормативы потребления населения, на основе которых рассчитывается рациональный потребительский бюджет. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей и групп, общества в целом. Если при изучении уровня жизни применяют в большей степени количественные показатели, то при исследовании качества жизни акцент делается на качественную определённость и качественное различие явлений. Уровень жизни населения - это достигнутый уровень потребления и накопления населением материальных и духовных благ. Все показатели  уровня жизни можно условно разделить на интегральные показатели соотношений (например, доходов и расходов, доходов и прожиточного минимума, располагаемых ресурсов по группам населения) и показатели единичные (величина доходов, размер потребления), но являющиеся результатом воздействия  множества факторов. Для измерения уровня жизни применяются различные системы показателей. Варианты их построения многообразны. Показатели уровня жизни могут быть сгруппированы, например, следующим образом:I. Обобщающие макроэкономические показатели ( ВВП, реальный ВВП в расчете на душу населения, расходы на конечное потребление домашних хозяйств в СНС и др.).II. Демографические показатели (ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень заболеваемости, коэффициент младенческой смертности и др.).III. Показатели экономической активности населения (уровень экономической активности, уровень безработицы, соотношение занятых в экономике и общей численности населения и др.).IV. Показатели материальной обеспеченности населения (доходы домашних хозяйств, покупательная способность денежных доходов, показатели бедности, масштабы бедности, средний размер пенсии, стипендий и др.).V. Потребление и расходы населения (потребительские расходы, среднедушевое потребление продуктов питания, химический состав и  энергетическая ценность потребленных продуктов питания и др.).VI. Денежные сбережения населения.VII.  Накопленное имущество и жилищные условия (обеспеченность населения жильем, жилищный фонд, благоустройство жилья, наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения и др.).

VIII. Социальная дифференциация населения (распределение населения по размеру среднедушевого дохода, структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднего дохода, коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), децильные и квинтильные коэффициенты дифференциации доходов населения и др.).IX. Показатели социальной напряженности (число зарегистрированных преступлений на 10 000 чел. и др.).Оценка уровня жизни должна обеспечивать сопоставимость данных во временном (для оценки эффективности воздействия мероприятий социальной политики на уровень жизни населения) и территориальном (для определения расхождений уровня жизни населения по регионам страны, в различных государствах или их группах) разрезах.Имеются попытки применить для характеристики уровня жизни интегральные показатели. В разное время в качестве такого показателя  рассматривались: ВВП на душу населения, национальный доход, доля расходов на питание в общих расходах и др. Наиболее известным из используемых сегодня интегральных показателей уровня жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Наряду  с ИПЧП применяются и другие обобщающие показатели уровня жизни (индексы нищеты населения и др.).

 

 

 

 

 

 

 

49. Социальная политика Республики Беларусь и направления её совершенствования.

Социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению целей социального развития: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан. Она охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления (преступность, наркомания, беспризорность и др.).В настоящее время в условиях переходного периода социальная политика государства строится на основе следующих принципов:социальной справедливости;индивидуальной и социальной ответственности;социальной солидарности и партнерства;• равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;• социальных гарантий.Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать:создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;Совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Развивать социальное партнерство как важнейшее средство защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. Важным фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается :повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;

  • увеличение доли оплаты труда в ВВП.Основной задачей реформирования социальной сферы является обеспечение ее максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Тенденции и факторы международной  экономической интеграции.

Прошедший XX в. войдет в историю как век беспрецедентного роста международных экономических связей во всех формах: торговли товарами и услугами, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы. Процесс интернационализации хозяйственной деятельности обусловлен потребностью расширения рынков сбыта продукции в условиях постоянно возрастающей под влиянием научно-технического прогресса концентрации производства.В XX в. на основе интернационализации производительного капитала сформировались мощные транснациональные корпорации, усилилась межстрановая и мирохозяйственная интеграция во всех сферах развития общества.Все возрастающую роль в международной экономической интеграции играет научно-технический прогресс и внедрение его достижений в производство. Современное развитие науки, техники и технологии позволяет обеспечить разработку и выпуск новой Мировой валютный рынок является самым крупным среди всех других рынков. Его ежедневный оборот измеряется сотнями миллиардов долларов, что в десятки раз превышает объемы всей мировой торговли товарами и услугами. Это свидетельствует о том, что большая часть валютных операций не связана непосредственно с обслуживанием мировой торговли, а представляет собой финансовые трансферты и спекулятивные сделки.Подавляющая часть денежных активов, обращающихся на валютном рынке, выступает в бумажной форме, т.е. в виде депозитов до востребования, аккредитивов, чеков, векселей. Кроме того, банки финансируют экспорт и импорт, управляют международными потоками наличности, включая электронный перевод денег через национальные границы, кредитное и акционерное финансирование.Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют:• углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства;• ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;• расширение региональных группировок;• формирование региональных рынков;• интернационализация хозяйственной жизни;• создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.Международное разделение труда основывается на экономически выгодной специализации отдельных стран на производстве тех или иных видов продукции и услуг.Важную роль в мирохозяйственной интеграции имеет формирование и функционирование мировых рынков: товаров и услуг; капиталов; ценных бумаг; труда; информации и технологий; научных разработок, а также международной валютной и денежно-кредитной систем.

Нынешняя эра глобализации открывает  широкие возможности для миллионов  людей во всем мире. Увеличение товарооборота, создание новых технологий, иностранные  инвестиции, расширение информационных сетей и сети Интернет. В то же время сегодня глобализацию стимулирует  рыночная экспансия (т.е. открытие национальных границ для международной торговли, потоков капитала, информации), опережающая  развитие управления этими рынками  и прогнозирование последствий  глобализации для населения. Вместе с тем следует отметить, что  более весомые успехи достигнуты в разработке норм, стандартов, политики и институтов в интересах открытых глобальных рынков, чем в интересах  людей и защиты их прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Формы экономической интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическую  интеграцию осуществляют Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие  в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России,Важнейшими предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономических связей.

Российская и белорусская  экономики как были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.Топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 % , машиностроительный — на 85, сельскохозяйственный — на 65, строительной индустрии — на 80 %.Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, гармонизацию и единую направленность экономических реформ, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики.Важную роль в экономической интеграции Беларуси и России играет региональное сотрудничество.Взаимодействие Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"