Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике РБ".

Файлы: 1 файл

готовые шпоры по нац. экономики.docx

— 170.59 Кб (Скачать файл)
  • участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;
  • установление сотрудничества между региональными властями двух стран.Российская Федерация является главным внешнеторговым партнером Республики Беларусь. И хотя ее доля систематически снижается, в 2011 г. на нее приходилось 31,5 % (в 2004 г. - 47,1 %) белорусского экспорта и 58,7 % (в 2004 г. - 68,0 %) всего импорта товаров в нашу страну.( импорт в 2011-24 922 млн.$, экспорт-13 688 млн.$)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Перспективы сотрудничества Беларуси  с зарубежными странами вне  СНГ.

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом  сообществе, расширение и закрепление  перспективных рынков для отечественных  товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. В 2003 г. правовое регулирование внешнеэкономических  связей Беларуси обеспечивали 76 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, 49 инвестиционных договоров; с 48 странами дальнего зарубежья установлен внешнеторговый режим наибольшего благоприятствования. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество более чем со 140 странами мира.Наша страна имеет общее положительное  сальдо со странами вне СНГ в торговле как товарами, так и услугами, которое в последние годы увеличивается. К основным торговым партнерам Беларуси вне СНГ можно отнести государства, имеющие товарооборот с нашей  страной более 50 млн дол. США в  год. Торговля со странами—членами ЕС не только служит для Беларуси надежным источником поступления твердой  валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые  для модернизации и переоснащения  белорусских предприятий.Главными торговыми партнерами Беларуси из стран  ЕС являются Германия и Великобритания, на долю которых в 2003 г. приходилось  соответственно 30,6 и 25,1 % ее товарооборота  с ЕС в целом и 15,5 и 12,7 % общего товарооборота республики со всеми  странами вне СНГ. Расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты  и антидемпинговые меры в отношении  текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС серьезно затрудняют поступление на европейский рынок  сельскохозяйственной продукции.Важными  торговыми партнерами республики являются страны Азии, прежде всего Китай  и Индия, на долю которых в 2003 г. приходилось  соответственно 2,1 и 0,8 % общего товарооборота  Беларуси со странами, не входящими  в СНГ. Из других азиатских стран  следует назвать Турцию, Японию, Республику Корея, Вьетнам, Малайзию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Израиль, Индонезию. С большинством этих государств Беларусь имеет положительное сальдо в торговле товарами. Отрицательное  сальдо — с Японией, Кореей и Турцией.Особый интерес для расширения внешнеэкономических  связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо  ближе, чтем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских  стран наибольший товарооборот приходится на Алжир, Египет, Марокко, Южно-Африканскую  Республику и Гану.Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных  связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию, но не любой ценой, а с учетом интересов  национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения  с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических  отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Экономическая безопасность в системе национальной экономики Беларуси.

Указом Президента Республики Беларусь в 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, которая содержит методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства.

В Концепции под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Составные части национальной безопасности — безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах. Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Это обусловлено тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, устойчивого развития страны в целом.Основными задачами обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь являются:определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;выявление факторов, обусловливающих угрозу национальной безопасности;разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства;обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:• недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции;• моральная изношенность производственных мощностей;• недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;• малый объем иностранных инвестиций в реальный сектор экономики;К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, следует отнести:

• принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производимые в стране;вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической, продукции;нарушение экономических соглашений странами-партнерами;несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

Одним из приоритетных направлений  обеспечения национальной безопасности в экономической сфере является создание условий для перехода к устойчивому развитию. Переход к устойчивому развитию предполагает: обеспечение динамичного экономического роста, стабильной социально-политической ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких технологий; осуществление хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Критерии, показатели и институционные  основы экономической безопасности.

 

Экономическая безопасность — это  такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное  удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.Обеспечение  экономической безопасности — это  создание государством условий, гарантирующих  недопущение нанесению хозяйству  страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.В  широком смысле экономическая безопасность — это создание условий по устранению возможных негативных воздействий  для жизненно важных экономических  интересов личности, общества и государства.Экономическая  безопасность страны представляет собой  сложную систему, важнейшими составляющими  которой являются следующие виды безопасности:• производственная;•  финансовая;• продовольственная;•  энергетическая;• инфраструктурная;•  инновационная;• внешнеэкономическая.Система  экономической безопасности характеризуется  совокупностью критериев и показателей, которые определяют угрозы устойчивому  развитию и пороговые значения функционирования национальной экономики.Угрозы экономической безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека.Показатели и индикаторы экономической безопасности — наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность.Пороговые значения экономической безопасности — предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.Для оценки реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Они должны быть научно обоснованы и официально признаны. В нашей стране впервые пороговые значения и показатели социально-экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в марте 1997 г. Расширенное исследование проблем экономической безопасности осуществлялось в НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь (с 1997 г. в рамках Государственной научно-технической программы «Экономика и социальная политика»), а также в Институте экономики Национальной академии наук Беларуси и Институте национальной безопасности Республики Беларусь.Важнейшие показатели экономической безопасности определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В настоящее время некоторые показатели экономической безопасности в нашей стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени износа активной части основных производственных фондов, валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, доли заработной платы в доходах населения и уровня рентабельности экономики. Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов страны на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики.Для реализации системы жизненно важных интересов Республики Беларусь решающее значение имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством страны внутренней и внешней экономической политики.Для оценки экономической безопасности, наряду с рассмотренными выше угрозами, показателями и пороговыми значениями, необходимо определить объекты и субъекты экономической безопасности, место и роль государственных и иных институтов в реализации мер по ее обеспечению.Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, агропромышленный комплекс, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др.Субъектами экономической безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.Главным фактором обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности. Для этого необходимо, во-первых, сохранить приоритетное развитие отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий; во-вторых, необходимо развивать национальную экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и других глобализа-ционных процессов.

 

56. Проблемы  продовольственной безопасности  РБ и пути их решения.

Продовольственная безопасность - это такое состояние агропромышленного комплекса, при котором обеспечивается реализация жизненно важных интересов по удовлетворению по- 
требностей личности, общества в необходимых для жизнедеятельности продуктах питания. Продовольственная безопасность выступает важнейшей качественной характеристикой экономиче- 
ской системы, определяющей нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами, развитие АПК и всего народного хозяйства.Гарантия достаточного продовольственного обеспечения одна из проблем международной и национальной экономической безопасности, занимающая ведущее место в политике государств. 
Экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия (прежде всего, зерна) остаются важнейшими сферами мировой экономики, в которых активное вмешательство государства является основополагающим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень политизации данного сектора межгосударственных экономических связей.Продовольственная стратегия государств направлена на достижение продовольственной безопасности как важнейшего условия сохранения их суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости. Она заключается в оптимальной для национальных условий комбинаций политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, ориентированных на более полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов.Проблема продовольственной безопасности решается в развитых и развивающихся экономиках совершенно по-разному. Правительства промышленно развитых стран мира придают об- 
щегосударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. Для стран Запада не существует единых критериев продовольственной безопасности, включая желательный уровень самообеспеченности. Выработка этих критериев зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, 
уровня развития науки и техники, традиций в питании. Для Республики Беларусь продовольственная безопасность является не только условием сохранения суверенитета и независимости государства, но и фактором поддержания конъюнктуры национального и региональных продуктовых рынков, обеспечив обеспечивающих достаточный уровень сбалансированного питания населения и эффективного развития внешнеторговых продовольственных и сырьевых связей, усиление экспортной ориентации агропромышленного комплекса.

Решение продовольственной  проблемы предполагает устойчивое развитие эффективного сельскохозяйственного производства на всех уровнях, что, в свою очередь, требует принятия определенных мер аграрного протекционизма, отвечающего условиям рыночной экономики и обеспечивающего необходимую степень продовольственной безопасности.Отмечается рост импорта отдельных продовольственных товаров. Однако при значении производства продукции сельского хозяйства и поставок на экспорт и рост импорта продовольствия не представляет угрозу безопасности, хотя и требует структурной оптимизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Проблемы энергетической безопасности  Республики Беларусь и пути их решения.

В настоящее время основными проблемами, ослабляющими энергетическую

безопасность республики, являются:

• низкая обеспеченность собственными ТЭР;

• высокая доля природного газа в ТЭБ страны;

• высокая степень износа основных фондов в ТЭК страны;

• импорт ТЭР преимущественно из одной страны (России);

• большие затраты на импортируемые энергоресурсы;

• дефицит инвестиций в ТЭК страны;

• высокая энергоемкость экономики республики.

 

57. Концептуальные положения стратегии  устойчивого социально-экономического  развития Республики Беларусь.

 

58. Государственная  программа устойчивого развития  села на 2011-2015 годы.

59. Основные  положения программы социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2011-2015 гг.

60. Мировой  финансовый кризис: история и  опыт  преодоления. Влияние мирового  финансового кризиса на экономику  Республики Беларусь.

61. ЕЭП:  проблемы и перспективы.


Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"