Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике РБ".

Файлы: 1 файл

готовые шпоры по нац. экономики.docx

— 170.59 Кб (Скачать файл)

Таким образом, целевые установки структурной перестройки экономики заключаются в снижении доли и масштабов материалоемких производств, замене неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и материалах.

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Цели и функции государственного  регулирования экономики Республики  Беларусь.

Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.1. Цели и функции государственного регулирования экономики.

В рыночной экономике государство  не осуществляет непосредственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок.

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства поскольку: сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные, рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны, государство призвано регулировать процесс перехода от планового хозяйства к рыночному, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

  • обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

В переходный период требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. Задача государственного управления — создать возможности для эффективной работы предприятий, определяющих основуэкономического развития и национальную безопасность с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.Цель государственного регулирования национальной экономики состоит в обеспечении экономической безопасности страны и ее устойчивого развития.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической  деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление  и координацию государственной  и частной экономической деятельности в социальных целях» .В соответствии с Конституцией Правительство (Совет  Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной  политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерства, 7 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления.По мере достижения успехов в развитии республики, ее продвижения к социально ориентированной рыночной экономике будут усиливаться: концентрация усилий государства на потребностях и интересах человека, активизация его социальной роли, развитии инициативы и предприимчивости, усилении гражданской ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Прогназирование, планирование, программирование  как формы государственного регулирования  экономики. Важнейшие прогнозные и программные документы по социально-экономическому развитию РБ.

Государственное регулирование  социально-экономических процессов  на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой Беларуси в переходный к рыночным отношениям период.С помощью планирования государство поддерживает социально-экономическую систему в состоянии динамического равновесия. С одной стороны планирование - это норма, метод, инструмент принятия управленческих решений, а также интегрирующая деятельность, объединяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и другие дисциплины. С другой стороны планирование - это наука управления, формирующая специфическую теорию, технологию и институциональные структуры, обеспечивающие необходимое воздействие на объекты государственного регулирования экономики.Разрушение централизованной экономики подразумевает изменение содержания и организации планирования: жесткое директивное планирование заменяется направляющим, регулирующим и другими его видами, в наибольшей степени соответствующими рыночным отношениям. Основным инструментом становится индикативное планирование, которое пришло на смену директивному и рационально сочетает в себе рыночный механизм саморегулирования, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие государства на социально-экономические процессы.

Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции: информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволяет им формировать на этой основе свои бизнес-планы; стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними; согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.Переход к индикативному планированию предполагает эффективное использование лучших достижений централизованного планирования: методологию и методы разработки комплексных программ, социально-экономических, научно-технических и экологических прогнозов;Разработанные в республике Комплексная программа научно-технического прогресса, Основные направления социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также ежегодно составляемые прогнозы социально-экономического развития страны - пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию социально-экономических процессов, разработке экономической политики и стратегии государства.Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель — достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.Государственное прогнозирование социально-экономического развития – это деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

39. Перспективная модель национальной  экономики беларуси (предпосылки,  черты, этапы построения).

Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая  система республики; ориентиром —  стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями  — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные  характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. Для первой группы —  либеральной, или частнокорпоративной  — характерны следующие черты  экономической модели:

• абсолютное преобладание частной  собственности;• законодательное  обеспечение максимальной свободы  субъектов рынка;• ограничение  сферы государственного регулирования  в основном проведением макроэкономической политики;• относительно небольшая  доля государственного бюджета в  ВВП и удельного веса госинвестиций  и выплат по линии социального  обеспечения в структуре государственных  расходов.модели развития включает следующие  принципы и направления государственной  политики:• общую социальную ориентацию общества, государства, экономической  системы;• построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;• формирование развитого гражданского общества и  самоуправления;• приоритетное развитие человеческого потенциала;• выбор  в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;•  переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;• повышение  эффективности производства и страновой  конкурентоспособности ;• интенсивное  внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;• следование экологическому императиву.Республика Беларусь находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной  экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. XX в.) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм.Речь идет о наличии и вызревании множественных предпосылок развития рыночной экономики: экономических, правовых, политических, идейно-культурных, социально-психологических, цивилизационных и др. По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика решает неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку  и технологии, отдача от которых  имеет большой временной лаг, и поэтому эти инвестиции должны носить упреждающий характер.В число  базовых предпосылок и конструктивных факторов формирования ПМЭ также  входят:• выгодное экономико-географическое положение Беларуси;• развитые системы  транспортных коммуникаций и в целом  производственной инфрастуктуры;•  значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье  для производства строительных материалов и др.);• достаточно мощная строительная база;• значительный научно-технический  потенциал;• многоотраслевой промышленный комплекс;• высокий общеобразовательный  уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся  система подготовки квалифицированных  кадров;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Формирование и развитие институтов  и рыночной инфраструктуры в  РБ.

Переход к рыночной экономике в  постсоциалистических странах —  сложный, многофакторный и длительный процесс. Основное значение в построении рыночных отношений имеет создание адекватной законодательной и институциональной  базы, организационной инфраструктуры. В экономической теории, представленной различными научными и идеологическими  школами, встречается множество  определений рынка, рыночной экономики. Вот некоторые из них. Рынок — всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок — это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них.Рыночная экономика — экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций — это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. И «рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики. В их число входят принципы:• свободы хозяйственной деятельности;• всеобщности рыночных отношений;• плюрализма и равноправия форм собственности;• саморегулирования хозяйственной деятельности;• свободного ценообразования;• самофинансирования и экономической ответственности;• гармоничного сочетания государства и рынка. Степень, в которой реализуются эти принципы, указывает на уровень зрелости рыночных институтов как формальных (правовые нормы, законы и нормативные акты, «писаные правила», организации, учреждения), так и неформальных (моральные нормы, традиции, обычаи, общественное мнение и др.). Развитой рынок представляет собой систему «институциональных ограничений» (Д. Норт), в рамках которой утверждаются рыночные ценности, институциональное пространство деятельности хозяйственных агентов.В число ключевых инфраструктурных элементов, обеспечивающих их реализацию, входят структуры юридического и аудиторского сопровождения, информационных услуг и профессиональной подготовки.Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства (труда, капитала, земли), денежный, валютный и фондовый рынки, совокупность товарных рынков.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"