Таким образом, целевые установки
структурной перестройки экономики заключаются
в снижении доли и масштабов материалоемких
производств, замене неэффективных производств
новыми, основанными на высоких технологиях
и материалах.
Ведущим стратегическим направлением
развития рынка труда в Беларуси остается
его перевод на эффективные рыночные (включая
биржевые) механизмы с сохранением ключевой
роли государства в создании общесистемных
условий становления рыночных институтов,
правовой защите трудящихся,
36.
Цели и функции государственного
регулирования экономики Республики
Беларусь.
Государственное
регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной
или рыночной она является, объективно необходимо
для любого правительства. Государство прямо
или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности
отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое
пространство, устанавливает ограничения
для общественно опасной деятельности.
Государственное
регулирование экономики представляет собой систему
мер законодательного,
исполнительного и контролирующего
характера, осуществляемых государственными
учреждениями с целью обеспечения устойчивого
социально-экономического развития страны.1. Цели и функции государственного
регулирования экономики.
В рыночной экономике государство
не осуществляет непосредственного управления
экономической сферой, основным регулятором
хозяйственных отношений является рынок.
При переходе к рыночной
экономике роль государственного
регулирования более значима,
чем в условиях сложившегося рыночного
хозяйства поскольку: сфера принимаемых
государством решений намного шире,
а сами решения во многих случаях более
ответственные, рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны,
государство призвано регулировать процесс
перехода от планового хозяйства к
рыночному, стимулировать создание инфраструктуры
рынка, условий его нормального
функционирования.За государством прежде
всего должны сохраняться следующие
функции:эмиссия денег,
денежно-кредитное и налогово-бюджетное
регулирование;
- обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
В переходный период требуется преодолеть
тотальную монополизацию государственной
собственности, осуществить ее разгосударствление
и приватизацию. Задача государственного
управления — создать возможности для эффективной работы предприятий,
определяющих основуэкономического развития
и национальную безопасность с использованием
рыночных законов: конкуренции, спроса,
предложения, стоимости и т.д. При этом
важно обеспечить координацию
взаимодействия между субъектами
государственной и других форм собственности.Цель государственного регулирования
национальной экономики состоит в обеспечении экономической безопасности
страны и ее устойчивого развития.
Конституцией Республики
Беларусь определено, что «государство
осуществляет регулирование экономической
деятельности в интересах человека
и общества, обеспечивает направление
и координацию государственной
и частной экономической деятельности
в социальных целях» .В соответствии
с Конституцией Правительство (Совет
Министров) Республики Беларусь обеспечивает
проведение единой экономической, финансовой,
кредитной и денежной политики, государственной
политики в области науки, культуры,
образования, здравоохранения, экологии,
социального обеспечения и оплаты труда.Система
государственного управления Республики
Беларусь, построенная по функционально-отраслевому
и территориальному принципам, включает
24 министерства, 7 государственных комитетов
и 7 государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь.Формирование
в Республике Беларусь социально ориентированной
рыночной экономики требует повышения эффективности
взаимодействия органов отраслевого
и территориального управления.По мере
достижения успехов в развитии республики,
ее продвижения к социально ориентированной
рыночной экономике будут усиливаться:
концентрация усилий государства на потребностях
и интересах человека, активизация его
социальной роли, развитии инициативы
и предприимчивости, усилении гражданской
ответственности.
38.
Прогназирование, планирование, программирование
как формы государственного регулирования
экономики. Важнейшие прогнозные
и программные документы по социально-экономическому
развитию РБ.
Государственное регулирование
социально-экономических процессов
на основе разработки и реализации
прогнозов и программ, или индикативное планирование,
стало ведущим методом государственного
управления экономикой Беларуси в
переходный к рыночным отношениям период.С
помощью планирования государство поддерживает
социально-экономическую систему в состоянии
динамического равновесия. С одной стороны
планирование - это норма, метод, инструмент
принятия управленческих решений, а также
интегрирующая деятельность, объединяющая
экономику, социологию, экологию, демографию,
статистику и другие дисциплины. С другой
стороны планирование - это наука управления,
формирующая специфическую теорию, технологию
и институциональные структуры, обеспечивающие
необходимое воздействие на объекты государственного
регулирования экономики.Разрушение централизованной
экономики подразумевает изменение содержания
и организации планирования: жесткое
директивное планирование заменяется
направляющим, регулирующим и другими
его видами, в наибольшей степени соответствующими
рыночным отношениям. Основным инструментом
становится индикативное планирование,
которое пришло на смену директивному
и рационально сочетает в себе рыночный
механизм саморегулирования, учитывающий
действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие
государства на социально-экономические
процессы.
Индикативное планирование
призвано выполнять три важные функции: информационную — планами
и прогнозами государство информирует
субъекты хозяйствования о предпочтительной
экономической политике, что позволяет
им формировать на этой основе свои бизнес-планы; стабилизационную — дает
возможность ориентироваться в долгосрочных
установках и целях правительства и действовать
сообразно с ними; согласительную
— позволяет правительству и негосударственным
субъектам хозяйствования достигать единства
по ключевым вопросам экономической политики
в ходе взаимных консультаций и согласований.Переход
к индикативному планированию предполагает эффективное использование
лучших достижений централизованного
планирования: методологию и методы
разработки комплексных программ, социально-экономических,
научно-технических и экологических прогнозов;Разработанные
в республике Комплексная программа научно-технического
прогресса, Основные направления социально-экономического
развития страны на долгосрочную перспективу,
Программа социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а
также ежегодно составляемые прогнозы
социально-экономического развития страны
- пример междисциплинарного сотрудничества
и научной обоснованности используемых
методологических и методических подходов
к прогнозированию и планированию социально-экономических
процессов, разработке экономической
политики и стратегии государства.Национальным
собранием Республики Беларусь в апреле
1998 г. был принят Закон «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных
прогнозов и программ социально-экономического
развития страны, цели и задачи, общий
порядок их разработки. Главная цель
— достижение устойчивого экономического
роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия
и повышение на этой основе уровня жизни
народа.Государственное прогнозирование
социально-экономического развития –
это деятельность государственных
органов по разработке прогнозов и программ
социально-экономического развития на
долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную
перспективы, а также система научно обоснованных
представлений о целях, критериях,
принципах, направлениях и приоритетах
социально-экономического развития Республики
Беларусь на соответствующий период с
обоснованием целевых ориентиров, основных
прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их
достижения.Система государственных
прогнозов социально-экономического
развития Республики Беларусь включает:на долгосрочную перспективу
— Национальную стратегию устойчивого
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 15 лет и Основные направления
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 10 лет;среднесрочную перспективу
— Программу социально-экономического
развития Республики Беларусь на 5 лет;краткосрочную перспективу
— годовой прогноз социально-экономического
развития Республики Беларусь.Разработка
государственных прогнозов и программ
социально-экономического развития Республики
Беларусь проводится Советом Министров
Республики Беларусь.
39.
Перспективная модель национальной
экономики беларуси (предпосылки,
черты, этапы построения).
Фундаментом ее построения является
действующая национальная экономическая
система республики; ориентиром —
стратегические цели устойчивого развития
страны; предпосылками и условиями
— ресурсный потенциал (природный,
физический, человеческий) и общесистемные
характеристики мировоззренческого, идеологического,
политического характера, или институционально-правовое
пространство. Для первой группы —
либеральной, или частнокорпоративной
— характерны следующие черты
экономической модели:
• абсолютное преобладание частной
собственности;• законодательное
обеспечение максимальной свободы
субъектов рынка;• ограничение
сферы государственного регулирования
в основном проведением макроэкономической
политики;• относительно небольшая
доля государственного бюджета в
ВВП и удельного веса госинвестиций
и выплат по линии социального
обеспечения в структуре государственных
расходов.модели развития включает следующие
принципы и направления государственной
политики:• общую социальную ориентацию
общества, государства, экономической
системы;• построение политических
и идеологических структур конституционно
закрепленного социального демократического
правового государства;• формирование
развитого гражданского общества и
самоуправления;• приоритетное развитие
человеческого потенциала;• выбор
в качестве стратегического императива
социальной ориентации рыночной экономики;•
переход на инновационный ресурсосберегающий
тип воспроизводства;• повышение
эффективности производства и страновой
конкурентоспособности ;• интенсивное
внедрение наукоемких высоких технологий
информационного общества;• следование
экологическому императиву.Республика
Беларусь находится в процессе перехода
к гражданскому демократическому обществу
со смешанной социально ориентированной
экономикой. Прошедшие годы преобразований
(особенно начало 90-х гг. XX в.) показали,
что государственный и общественный организм
страны не может совершить резкий переход,
усвоить достижения мирового прогресса
без необходимых предпосылок, опосредствующих
звеньев и переходных форм.Речь идет о
наличии и вызревании множественных предпосылок
развития рыночной экономики: экономических,
правовых, политических, идейно-культурных,
социально-психологических, цивилизационных
и др. По временному фактору следует выделить
две группы содержательных предпосылок
— нацеленных на краткосрочную и долгосрочную
перспективы.
Краткосрочная экономическая политика
решает неотложные и ближайшие задачи
функционирования экономики страны,
поддержания жизненного процесса нации,
который нельзя прервать или остановить.
Долговременными, по сути, являются инвестиции
в человеческий капитал, знания, умения,
в систему образования, науку
и технологии, отдача от которых
имеет большой временной лаг,
и поэтому эти инвестиции должны
носить упреждающий характер.В число
базовых предпосылок и конструктивных
факторов формирования ПМЭ также
входят:• выгодное экономико-географическое
положение Беларуси;• развитые системы
транспортных коммуникаций и в целом
производственной инфрастуктуры;•
значительные земельные, водные, лесные
ресурсы, ряд важных полезных ископаемых
(калийные и каменные соли, сырье
для производства строительных материалов
и др.);• достаточно мощная строительная
база;• значительный научно-технический
потенциал;• многоотраслевой промышленный
комплекс;• высокий общеобразовательный
уровень населения при низкой
цене рабочей силы и сложившаяся
система подготовки квалифицированных
кадров;
40.
Формирование и развитие институтов
и рыночной инфраструктуры в
РБ.
Переход к рыночной экономике в
постсоциалистических странах —
сложный, многофакторный и длительный
процесс. Основное значение в построении
рыночных отношений имеет создание
адекватной законодательной и институциональной
базы, организационной инфраструктуры.
В экономической теории, представленной
различными научными и идеологическими
школами, встречается множество
определений рынка, рыночной экономики.
Вот некоторые из них. Рынок — всякий
институт или механизм, который сводит
вместе покупателей (предъявителей спроса)
и продавцов (поставщиков) конкретного
товара или услуги. С системной точки зрения,
рынок — это совокупность экономических
отношений купли-продажи товаров, в рамках
которой формируются спрос, предложение
и цена на них.Рыночная экономика
— экономика, в которой только решения
самих потребителей, поставщиков ресурсов
и частных фирм определяют структуру распределения
ресурсов. С системных позиций — это совокупность
всех образующих экономику рынков продуктов
и ресурсов и действующих между ними связей;
механизм, позволяющий складывающимся
на этих рынках ценам распределять экономические
ресурсы, обеспечивать информацию о решениях,
принимаемых потребителями, фирмами и
поставщиками ресурсов, и согласовывать
эти решения.Совокупность институтов
образует целостную систему, или институциональную
среду. И «рыночность» институтов определяется
соответствием их характера основным
принципам рыночной экономики. В их число
входят принципы:• свободы хозяйственной
деятельности;• всеобщности рыночных
отношений;• плюрализма и равноправия
форм собственности;• саморегулирования
хозяйственной деятельности;• свободного
ценообразования;• самофинансирования
и экономической ответственности;• гармоничного
сочетания государства и рынка. Степень,
в которой реализуются эти принципы, указывает
на уровень зрелости рыночных институтов
как формальных (правовые нормы, законы
и нормативные акты, «писаные правила»,
организации, учреждения), так и неформальных
(моральные нормы, традиции, обычаи, общественное
мнение и др.). Развитой рынок представляет
собой систему «институциональных ограничений»
(Д. Норт), в рамках которой утверждаются
рыночные ценности, институциональное
пространство деятельности хозяйственных
агентов.В число ключевых инфраструктурных
элементов, обеспечивающих их реализацию,
входят структуры юридического и аудиторского
сопровождения, информационных услуг
и профессиональной подготовки.Важнейшими
рынками, где функционируют реальные рыночные
институты, процессы и механизмы, являются
рынки факторов производства (труда, капитала,
земли), денежный, валютный и фондовый
рынки, совокупность товарных рынков.