Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике РБ".
Таким образом, целевые установки структурной перестройки экономики заключаются в снижении доли и масштабов материалоемких производств, замене неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и материалах.
Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся,
36.
Цели и функции
Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.1. Цели и функции государственного регулирования экономики.
В рыночной экономике государство не осуществляет непосредственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок.
При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства поскольку: сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные, рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны, государство призвано регулировать процесс перехода от планового хозяйства к рыночному, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
В переходный период требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. Задача государственного управления — создать возможности для эффективной работы предприятий, определяющих основуэкономического развития и национальную безопасность с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.Цель государственного регулирования национальной экономики состоит в обеспечении экономической безопасности страны и ее устойчивого развития.
Конституцией Республики
Беларусь определено, что «государство
осуществляет регулирование экономической
деятельности в интересах человека
и общества, обеспечивает направление
и координацию государственной
и частной экономической
38.
Прогназирование, планирование, программирование
как формы государственного
Государственное регулирование
социально-экономических
Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции: информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволяет им формировать на этой основе свои бизнес-планы; стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними; согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.Переход к индикативному планированию предполагает эффективное использование лучших достижений централизованного планирования: методологию и методы разработки комплексных программ, социально-экономических, научно-технических и экологических прогнозов;Разработанные в республике Комплексная программа научно-технического прогресса, Основные направления социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также ежегодно составляемые прогнозы социально-экономического развития страны - пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию социально-экономических процессов, разработке экономической политики и стратегии государства.Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель — достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.Государственное прогнозирование социально-экономического развития – это деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.
39.
Перспективная модель
Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. Для первой группы — либеральной, или частнокорпоративной — характерны следующие черты экономической модели:
• абсолютное преобладание частной
собственности;•
Краткосрочная экономическая политика
решает неотложные и ближайшие задачи
функционирования экономики страны,
поддержания жизненного процесса нации,
который нельзя прервать или остановить.
Долговременными, по сути, являются инвестиции
в человеческий капитал, знания, умения,
в систему образования, науку
и технологии, отдача от которых
имеет большой временной лаг,
и поэтому эти инвестиции должны
носить упреждающий характер.В число
базовых предпосылок и
40.
Формирование и развитие
Переход к рыночной экономике в
постсоциалистических странах —
сложный, многофакторный и длительный
процесс. Основное значение в построении
рыночных отношений имеет создание
адекватной законодательной и
Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"