Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике РБ".

Файлы: 1 файл

готовые шпоры по нац. экономики.docx

— 170.59 Кб (Скачать файл)

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов).Факторы производства представляют собой используемые в процессе производства материальные блага и услуги ресурсов экономики. Обычно их подразделяют на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Они непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в рассмотрение включают технологию, информацию и экологию.Рынок как экономическая система, кроме рынка факторов производства, включает рынок товаров и услуг, кредитный рынок.Кредитный рынок — одна из составляющих «большого» рынка — представляет собой специфическую сферу кредитных отношений, где осуществляется движение денежного капитала между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности, платности и срочности. Кредитный рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капитала . Институционально-организационной основой функционирования рынка факторов производства является биржевой механизм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение  предпринимательству: «Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц,… направленная на систематическое получение прибыли…». Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так и в коллективной форме.Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением доли негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства.В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.Малый бизнес — предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в нашей стране представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты  и действуют законы о предпринимательстве  и государственной поддержке  малого предпринимательства. Разрабатываются  и реализуются ежегодные программы  государственной поддержки и  региональные программы. Созданы Совет  по развитию предпринимательства при  Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров.Приватизация — передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом. В соответствии с этими основополагающими документами в стране существуют две формы собственности — государственная и частная.Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной.Главными целями разгосударствления и приватизации остаются повышение эффективности производства, создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При осуществлении этих целей необходим учет социальных и экологических последствий приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Преобразование форм собственности  в РБ.

Переход к рыночной экономике в  обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений  — независимых, самостоятельных  экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности  в экономике Беларуси этого периода  требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и  организаций различных отраслей народного хозяйства.Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную.Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности в нашей  стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими  основополагающими документами  в наглей стране существуют две формы  собственности — государственная и частная.Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-тер-. риториальных единиц).

Исключительную собственность  государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства  находятся также земли сельскохозяйственного  назначения.Главными задачами разгосударствления и приватизация являются:• формирование необходимой для рыночной экономики  среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих  субъектов;• усиление хозяйственных  и трудовых мотиваций, повышение  эффективности использования созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения;•  создание возможности самовыражения  гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы;• увеличение поступлений средств в бюджет за счет продажи . В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа.На первом этапе (1991 —1992 гг.) осуществлялась приватизация только за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества.Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50 % стоимости оплачивалось деньгами и 50 % — чеками «Имущество»Третий этап — этап совершенствования стратегии и тактики преобразований отношений собственности. Его основные направления определяются указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (март 1995 г.), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997 г.).В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации:• преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО);• выкуп арендованного имущества арендной организацией;• продажа на аукционе и по конкурсу.Наиболее распространенным методом разгосударствления являлось преобразование предприятий в акционерные общества. Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Структурная трансформация экономики.

В новых условиях переходного  к рыночным отношениям периода в  экономике Беларуси сложился целый  ряд структурных деформаций. Основными из них являются:несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании имеющихся производственных мощностей, созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей; значительных объемах нереализованной готовой продукции; росте числа убыточных предприятий, дебиторской и кредиторской задолженностей;высокие энерго- и материалоемкость производства, его большая зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из следующих принципов:многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;постоянной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;перехода на инновационный путь развития экономики;социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.Для достижения этих целей должен применяться комплекс методов государственного регулирования – снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, методы тарифного и нетарифного регулирования и др.

 

 

 

48. Доходы и расходы населения  Беларуси.

Доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами.Натуральные доходы — это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.Денежные доходы населения — это сумма денежных средств получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени, предназначенная для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.В январе – сентябре 2011г. Общий объём денежных доходов населения составил 108,7 трлн. рублей, или 144,4% к уровню соответствующего периода прошлого года.Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей.Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход.Величина доходов определяется множеством условий: Во-первых, факторами, унаследованными человеком: природной одаренностью, физическими и интеллектуальными способностями, первоначальной наделенностью собственностью. Во-вторых, накопленным в течение жизни человеческим капиталом, зависящим от образования, трудолюбия и приобретенного опыта. В-третьих, родом и видом деятельности, отраслевой принадлежностью предприятия, формой собственности на средства производства, условиями труда и др. В-четвертых, типом экономической системы и уровнем её развития.  Не следует игнорировать и такой фактор, как благоприятное стечение обстоятельств, везения, удача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Финансово-бюджетная и налоговая  система Республики Беларусь.

Бюджет — это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц.

Согласно Конституции  Республики Беларусь (ст. 133), «бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды». Основными функциями бюджета являются: перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики. Основными целями совершенствования бюджетной системы являются:- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы, концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;- консолидация в бюджете всех государственных ресурсов, в частности целевых бюджетных фондов, отказ от их целевого статуса;- упорядочение субсидирования секторов экономики, сокращение объема субсидий и льгот;Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую (регулирующую и распределительную). Фискальная функция является основной в формировании денежных фондов государства. Экономическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, влияния на реальный процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста экономики.Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.В организационном плане все налоги, отчисления и сборы (имеющие форму налогов), подразделяются на три группы: платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг) по факту ее получения (косвенные налоги); платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг); платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли (налоги на недвижимость, на прибыль с товарооборота, на доходы).Главой государства 15.10.2010 г. подписан Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс», в соответствии с которым плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (на прибыль, акцизы, НДС, экологический, земельный, на недвижимость, социальные платеже), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций. С учетом взносов в ФСЗН количество платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15. В настоящее время в год вносится 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"