Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике РБ".
Системообразующую функцию в рыночной
экономике играет рынок факторов
производства (или рынок ресурсов).Факторы производства
представляют собой используемые в процессе
производства материальные блага и услуги
ресурсов экономики. Обычно их подразделяют
на четыре группы: земля, труд, капитал,
предпринимательская деятельность. Они
непосредственно воздействуют на производство
и экономический рост. Их рассматривают
также как факторы предложения.
Иногда, в зависимости от цели анализа,
в рассмотрение включают технологию, информацию
и экологию.Рынок как экономическая система,
кроме рынка факторов производства, включает
рынок товаров и услуг, кредитный рынок.Кредитный
рынок — одна из составляющих «большого»
рынка — представляет собой специфическую
сферу кредитных отношений, где осуществляется
движение денежного капитала между заемщиками
и кредиторами на условиях возвратности,
платности и срочности. Кредитный рынок
подразделяется на денежный рынок и рынок
капитала . Институционально-
41. Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Гражданский кодекс Республики
Беларусь дает следующее определение
предпринимательству: «Предпринимательская
деятельность — это самостоятельная деятельность
юридических и физических лиц,… направленная
на систематическое получение прибыли…». Предпринимательство может
быть как частным, так и государственным и осуществляется
как в индивидуальной,
так и в коллективной форме.Государственное
предпринимательство осуществляется
либо полностью государственными предприятиями,
либо организациями со значительной степенью
государственного участия (в капитале
и управлении).Ключевыми проблемами в
постсоциалистических странах при переходе
к рыночной экономике являются реформирование отношений
собственности и развитие предпринимательства.Разновидно
Последовательно осуществляются
меры по поддержке малого бизнеса. Приняты
и действуют законы о предпринимательстве
и государственной поддержке
малого предпринимательства. Разрабатываются
и реализуются ежегодные
42.
Преобразование форм
Переход к рыночной экономике в
обязательном порядке предполагает
формирование субъектов рыночных отношений
— независимых, самостоятельных
экономически ответственных
Формы собственности в нашей
стране определяются Конституцией Республики
Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября
1996 г.) и Гражданским кодексом Республики
Беларусь. В соответствии с этими
основополагающими документами
в наглей стране существуют две формы
собственности — государственна
Исключительную собственность
государства составляют недра, вода,
леса. В собственности государства
находятся также земли
43. Структурная трансформация экономики.
В новых условиях переходного к рыночным отношениям периода в экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций. Основными из них являются:несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании имеющихся производственных мощностей, созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей; значительных объемах нереализованной готовой продукции; росте числа убыточных предприятий, дебиторской и кредиторской задолженностей;высокие энерго- и материалоемкость производства, его большая зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из следующих принципов:многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;постоянной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;перехода на инновационный путь развития экономики;социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.Для достижения этих целей должен применяться комплекс методов государственного регулирования – снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, методы тарифного и нетарифного регулирования и др.
48. Доходы и расходы населения Беларуси.
Доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами.Натуральные доходы — это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.Денежные доходы населения — это сумма денежных средств получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени, предназначенная для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.В январе – сентябре 2011г. Общий объём денежных доходов населения составил 108,7 трлн. рублей, или 144,4% к уровню соответствующего периода прошлого года.Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей.Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход.Величина доходов определяется множеством условий: Во-первых, факторами, унаследованными человеком: природной одаренностью, физическими и интеллектуальными способностями, первоначальной наделенностью собственностью. Во-вторых, накопленным в течение жизни человеческим капиталом, зависящим от образования, трудолюбия и приобретенного опыта. В-третьих, родом и видом деятельности, отраслевой принадлежностью предприятия, формой собственности на средства производства, условиями труда и др. В-четвертых, типом экономической системы и уровнем её развития. Не следует игнорировать и такой фактор, как благоприятное стечение обстоятельств, везения, удача.
4.
Финансово-бюджетная и
Бюджет — это
основной финансовый план формирования и использования
денежных средств для обеспечения функций
государственных органов, экономического
и социального развития страны или соответствующих
административно-
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133), «бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды». Основными функциями бюджета являются: перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики. Основными целями совершенствования бюджетной системы являются:- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы, концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;- консолидация в бюджете всех государственных ресурсов, в частности целевых бюджетных фондов, отказ от их целевого статуса;- упорядочение субсидирования секторов экономики, сокращение объема субсидий и льгот;Экономической базой и инструментом финансовой политики государства являются налоги. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую (регулирующую и распределительную). Фискальная функция является основной в формировании денежных фондов государства. Экономическая функция предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, влияния на реальный процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста экономики.Совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему.В организационном плане все налоги, отчисления и сборы (имеющие форму налогов), подразделяются на три группы: платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг) по факту ее получения (косвенные налоги); платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг); платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли (налоги на недвижимость, на прибыль с товарооборота, на доходы).Главой государства 15.10.2010 г. подписан Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс», в соответствии с которым плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (на прибыль, акцизы, НДС, экологический, земельный, на недвижимость, социальные платеже), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций. С учетом взносов в ФСЗН количество платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15. В настоящее время в год вносится 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций.
Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике РБ"