Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:35, шпаргалка
1. Региональная экономика (РЭ), объект и предмет ее исследования
Региональная экономика – наука и учебная дисциплина, объектом исследования которой явл. состояние развития хозяйства.
Предметом является анализ территориальной структуры и территориальной организации хозяйства регионов. Территориальная стр-ра - совокупность территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии. Территориальная организация – учение об управлении процессами территориальных структур хозяйства; или совокупность действий по размещению предприятий в регионе с учетом их специализации связей воздействий на среду.
63. Региональное развитие
легкой промышленности в
Значение ЛП заключ в том, что она производит товары народного потребления. Все отрасли ЛП по принципам размещения делятся на: 1.ориентирующиеся на сырье (льняная), 2.на потребителя (обувная, швейная),3. на сырье потребителя и свободные женские труд.ресурсы (хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная).Сырьевую базу комплекса составл продукция с/х, хим.органического синтеза. В балансе сырья для кож.изделий видное положение заняли искусственные кожи. В состав ЛП входят: первичная переработка льна-долгунца (Полесье, Прикарпатье, север Лесостепной зоны). Текстильная пром-ть: пр-во всех видов тканей, трикотажа, сетей, канатов. (Херс., Терноп., Донецк, Киев, Львов, Луганск, Симф, Запорож.). Швейная – имеет потребительскую ориентацию, представл во всех городах. Кожевенно-обувная – ориентирована на сырье (Харьков, Одесса, Симф, Жмеринка).
64. Региональное развитие
пищевой промышленности в
ПП включ группу отраслей, предпр-й, к-рые специализируются на пр-ве продуктов питания и сырье для н-рых др. отраслей. ПП развита в Укр повсеместно. Гл.факторами размещения предпр-й ПП явл сырьевой и потребительский. К сырьевому тяготеют отрасли, ориентированные на переработку скоропортящегося и нетранспортабельного сырья (рыбная, сахарная, маслобойно-маргаринная). Потребительский фактор обуславливает развитие отраслей, выпускающих скоропортящуюся продукцию (хлебопекарная, молочная). Это отрасли размещены повсеместно. Несмотря на большое кол-во предпр-й как ЛП, так и ПП, по пр-ву многих отраслей Укр отстает от др.стран. Продукции не хватает из-за слишком низкой производительности труда. Поэтому н-рые товары приходится закупать.
65. Инфраструктурный комплекс региона, его состав
Понятие инфраструктуры возникло в 10-е годы ХХ ст. и означало комплекс объектов и сооружений по обслуживанию производства. В процессе изучения инфраструктуры возникло 2 подхода: 1.Узкий – инфраструктура играет роль связующего звена в процессе воспроизводства. Производство обмен и Распределение потребление ИК не увеличивает массу продукта, а только изменяет его положение, сохраняет его потребительские свойства ( складское хоз-во), приводит к рациональному размещению продукта через транспортную сеть. 2.Широкий – ИК является основой любой деятельности общие условия воспроизводства, в этом случае И. выполняет: межотраслевые, межрайонные, общесистемные функции. Особенности ИК: значительная капиталоёмкость, значительные издержки на строительство коммуникаций и длительные сроки строительства, прибыль на вложенный капитал не всегда гарантируется. Но тем не менее любое государство и крупный регион стремятся создать инфраструктурный комплекс. Состав ИК:-рыночная,-институционная( гос. устройство, правовая система, кредитно-денежная система, финансово-бюджетная система),-производственная( транспортная, водно-энергетическая, коммуникационная, система обеспечения материальными ресурсами, инженерная, санитарно-защитная, рекреационная).
66. Значение и роль
транспорта в региональном
Среди видов эк-кой деят-ти транспорт относится к сфере услуг. сущ. 2 группы перемещений: 1)межгородские и межстрановые 2) внутригородские и между селами. Транспорт обслуживает все стадии воспр-ва. Транспорт – важнейший произ-ный и размещенский фактор. Не создавая матер. ценностей транспорт обладает всеми элементами матер. пр-ва: ср-вами труда, предметами труда (грузы, пассажиры). Одна из особенностей транс. – его продукция произ. и потребляется одновременно. Крайняя динамичность ср-в труда порождает проблемы ритмичной работы и рац-ных перевозок. Значение транспорта. 1. единственное ср-во регион. перемещения ф-ров пр-ва. 2. уровень товарности региона напрямую зависит от уровня развития трансп. 3. без трансп. невозможно разделение труда во всех проявлениях.4. влияет на объем и географию внутр. и внеш. связей региона. 5. ускоряет или замедляет регион. развитие. Роль. Перемещает все ср-ва пр-ва и любую продукцию между предприятиями и отраслями. 2. обеспеч. товародвижение ср-в. 3.разнообр пассажироперез. 4. производит стратегические перевозки (в случае стих. бедствий). 5. Реализует все внутр. и междун. связи регионов.
67. Понятие транспортной сети региона, показатели ее исследования
Трансп. сеть – совокупность всех путей сообщения, связывающих поселения, хоз-ные и соц-ные объекты. В составе трансп. системы выделяют: -- узловые элементы (трансп. пункты, центры и узлы). Осущест. погрузка, разгрузка, транзит. – линейные элементы (система коммуникаций, ж/д, авто, трубопроводы). Поэтому в трансп. работе учитывают пропускную и перевозную способность 2-х элементов, а также густоту сети. Д=L/S=км/км2. Д = густота сети. Плотность ж/д в Укр = 36 км на 1000 км2. Определяя густоту сети исслед. трансп. потоки в виде векторов и лент. Вся снть подразделяется на локальную (Районные центры с областными и др. насел. пунктами). Магистральная сеть (трансп. коридоры – линии скоростного движения). Связанность трансп. сети. В ее основе лежит принцип миним. времени на перевозку.
68. Формирование транспортных тарифов и показатели развития транспорта в регионе
Сложилось 2 вида обслуживания: 1. на основе разового соглашения на перевозку; 2. на тарифной основе. Трансп. тариф – система оплаты трансп. услуг, а также сборов за дополнит. операции. При формировании трансп. тарифа исходят из того, что клиент должен заплатить за 2 операции: 1. Начально-конечную Рик; 2. операцию движения (содержание трансп. ср-в, оплату труда) Рд. Тарифная ставка: Тс = Рик / L + Рд. Чем больше L, тем меньше тариф. ставка. Показатели развития транспорта в регионе. Грузооборот: Г = ЕР*L (т*км). На величину грузооб. воздействуют – уровень развит. пр-ных сил, -- размещение пр-ва, -- внешнеторгов. потребности. Пассажирооборот: Г= ЕА* L. Пассажирооб зависит: -- от системы трансп. тарифов, -- от уровня доходов, -- от сезонности, -- от миграц. подвижности. Пропусная способность – наиб. число трансп. ср-в, к-е могут быть пропущено через данный участкок за един. времени. Провозн. способность – возможные размеры перевозимого груза, к-е могут быть пропущены по участку за един. времени.
69. Понятие и сущность социальной сферы региона, ее состав
Соц. сфера – сов-сть предприят., к-е обслуживают население. Это один из наиболее специфичных комплексов, т.к. он обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие ч-ка. Удовлет. разнообр. потребн. в товарах и услугах. Отличается крайне широким составом произ-в и рынков, где реализ. его продукция. От развития СС завист уровень жизни населения. Соц. комплекс сост. из сферы услуг и ТНП. СУ включ. в себя 12 отраслей: строит, опт. и розн. торг, отели и рестораны, транс,фин. деят-сть, операции с недвижим., гос. управл, образ, охрана здор, коллект. услуги, частное обслуживание, услуги домаш. прислуги, экстр-ная. деят-сть. СУ удовлетворяет разнообр. потребности. Увелич. число занятых в сфере услуг. Услуги бывают материал. (*материализуются в процессе пр-ва – торговля, общепит. Не материализуемые – связь, тансп.) и не матер. ( общественно-необходимые * вынужденно-необходимые). В составе ТНП 10 отраслей: легк. пром, пр-во индивид. трансп. ср-в, коммуникат. ср-в, пр-во быт. техники, пр-во оборудования жилой среды, инвентаря, культурно-бытовых товаров, парфюм.-космет. продукции, пр-во фармацевт. изделий, полиграф. пр-во. Благодаря соц. комплексу создается комплекс благ, необходимых для расшир. воспр-ва раб. силы. Одновременно деят-сть соц. услуг зависит от доходов населения и от пенсион. политики гос-ва.
70. Рекреационная сфера
региона, ее структура и региональные
особенности развития в
В процессе освоения рекреац. ресурсов для реализации рекреац. способностей формируется особая сфера рекреац. деят-сти, получившая название рекреац. хоз-ва. РХ – исторически сложившаяся в опред. границах (страны, района, админ. образования) совокупность организаций и предпр-тий, охватывающих потребности населения и иностр. граждан в рекреац. услугах. В состав рекреац. отрасли входит ряд подотраслей, к-е опред образом группируются. К ним относятся: первичные – непосредственно оказывающие рекреац. услуги. К этой группе относят: -- санаторно-курортные учреждения; -- оздоровительные учереждения; -- предприятия по организации отдыха; -- туристические пред-тия. Все они, как правило, производят комплексное рекреац. обслуживание. К вторичным относятся предприятия рекреац. жизнеобеспечения. Оющ. пи тание, коммун-бытовое обслуживание, коммун. транспорт, спец. отрасли строительства. Третичные предп-тия организационно и управленчески выделены в составе др. структур. Сюда относят предп-тия: сельского, лесного, рыбного хоз-ва; пищевой пром-сти; отраслей, выпускающих разнообр. товары рекреац. потребления; ряда отраслей машиностроения, выпуск. оборудование для рекреац. хоз-ва; местной пром-сти, занятой выпуском сувениров; издательско-полиграф. базы, занятой выпуском инф-рекламной продукции рекреац. ориентации.В состав рекр отрасли входит ряд подотраслей, к-рые опред. образом группируются и подрездел на: первичные (основные), вторичны (дополнительные), третичные (сопутствующие). Первичные, непосредственно оказывают рекр-е услуги, к ним относят: санатории, оздоровительные, предпр-я по организации отдыха и тур предпр-я.Вторичные предпр-я рекреац. жизнеобеспечения: сеть общепит, розничной торговли, комун. и быт. обслуживания, внутренний транспорт.Третичные предпр-я относящиеся к др. отраслям хоз-ва, но вовлеченные в тур. обслуживание. Это препр-я по пр-ву тур. инвентаря, снаряжения, объекты торгового посредничества (пр-во сувениров).
71. Международные экономические связи региона, их цели и задачи
История развития экономических отношений между государствами свидетельствует о бесперспективности курса на самоизоляцию, который неизбежно приводит к технологическому отставанию и экономических потерь. Поэтому наша страна должна принять активное участие в интеграционных процессах, особенно тех, которые происходят в современной Европе. Для реализации этой стратегической цели необходимо сформировать благоприятную макросреда, прежде всего, путем совершенствования правового поля, реализации экономических реформ для максимального приближения показателей социально-экономического развития Украины с международными стандартами. Особая роль в развитии этих процессов принадлежит трансграничному сотрудничеству приграничных территорий Украины сейчас. Особое внимание уделяется роли международных межрегиональных связей - нового направления внешних отношений, которая реализуется на региональном уровне, которую активно проводят, прежде всего, приграничные области, для которых межрегиональное сотрудничество осуществляется как пограничная. Мировая практика приграничного сотрудничества в форме "еврорегионов" предусматривает взаимодействие между равноценными партнерами. Однако анализ существующих экономических связей свидетельствует неэквивалентность рыночных сред участников приграничного сотрудничества, что приводит к эмиграции квалифицированной рабочей силы из Украины в нецивилизованных формах, импорта низко технологичного оборудования и торгового капитала, а также экспорта капиталов в депозитной форме из нашей страны. Основные цели: -обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка страны; -стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике; -создание наиболее благоприятных условий для привлечения национальной экономики в систему мирового разделения труда; -приближение к рыночным структурам развитых зарубежных стран.
72. Виды международных экономических связей, их краткая характеристика
Существуют следующие формы внешнеэкономической деятельности:. 3.1. Международная торговля - это оборот товаров, который обеспечивает движение товарных масс из сферы производства в сферу потребления. 3.2. Кредитования и инвестирования. Кредитование - это предоставление кредита в денежной или товарной форме с выплатой процентов. Инвестиции - это капиталовложения. Иностранные инвестиции - это долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в области народного хозяйства. 3.3. Научно-техническое сотрудничество может быть следующих видов: -экспорт продукции, которая является наукоемких; -кооперация стран в создании новой техники, технологии; -сооружение заводов "под ключ" и модернизация объектов; -использование лизинга, обмен передовым опытом; -техническая помощь и научно-техническое сотрудничество; 3.4. Совместное предприятие. Сюда относится создание предприятий со смешанным капиталом из самых различных отраслей народного хозяйства. 3.5. Экспорт и импорт услуг, куда относится международный и транзитный транспорт, иностранный туризм, услуги банков, страховых компаний, здравоохранения, обучения и т. д. Инжиниринг - это торговля инженерно-консультационными услугами. Туризм является рекреационный, научный и деловой. По экономическому потенциалу Украина входит в первую шестерку, но доля Украины в международном территориальном разделении труда и мировой торговли не слишком высока. Такое противоречивых положение усугубляется рядом природных, демографических, исторических, экономических, геополитических причин. Украина не в состоянии себя обеспечить минеральными ресурсами, хотя и имеет значительный природно-ресурсный потенциал. Украина использует трудовые ресурсы и имеет потенциально большой рынок сбыта потребительских товаров. Украина на протяжении веков увлекалась теми или иными государствами.. Структура товарооборота определяется экономическим потенциалом страны. Внешнеэкономическая политика - это система мер правительства, которая направлена на укрепление позиций страны в мировой экономике, в международных экономических отношениях. Совместное предпринимательство - это деятельность, базирующаяся на сотрудничестве между субъектами хозяйственной деятельности данной страны и иностранными субъектами хозяйственной деятельности и на совместном распределении результатов и рисков от ее осуществления Общей экономической основой развития совместного предпринимательства прежде всего является рационализация производства и обращения, глобализация хозяйственных процессов. Благодаря им создаются необходимые экономические предпосылки, на основе которых формируются социально-экономические, организационно-технические и материально-вещественные элементы международных структур, среди которых заметную роль начинают играть совместные предприятия, другие формы совместной деятельности различных государств, предприятий, корпораций, фирм.
73. Понятие «совместное
предприятие». Развитие общего
Совместное предприятие (СП) — форма участия
страны в международном разделении труда путем создания предприятия (юридичес
74. Региональные особенности экспорта Украины
Украина имеет значительный экспортный потенциал. Экспортный потенциал- это способность общественного производства данной страны изготовлять необходимое кол-во конкурентоспособных товаров и услуг для внешнего рынка. Часть Украины в производстве марганцевой руды составляет 32%. Она может производить в год 52 млн. т. чугуна, 54 млн. т. стали, 41,5 млн. т. готового проката. За этими показателями Украина занимает пятое место а мире после Японии, США, Китая и России. В экспортном потенциале Украины выделяют дешёвую рабочую силу, относительно развитую промышленность, значительную сырьевую базу, возможности АПК и ВПК. В Украине относительно развита промышленность, но её продукция может конкурировать главным образом на рынках СНГ и стран, которые развиваются, где отличается низкое качество товаров. В структуре украинского экспорта преобладают те же отрасли, которые занимали доминирующее положение ещё в советские времена: металлургия – 40-45% экспорту, минеральные продукты и химия – 20-22%, а машиностроение только – 10-12%. Наибольший весомый экспортный ресурс – это продукция чёрной металлургии – 30% экспортных поставок страны. Экспортируется небольшое кол-во цветных металлов – алюминий (1%), медь, никель. В Экспорте продукции чёрной металлургии выделяются Днепропетровская, Донецкая, Запорожская и Луганская области. Второе место в экспорте занимает продукции хим. и связанных с ней отраслей промышленности, в том числе пластмасс и каучука – 13, 5%. Химическая промышленность явл. отраслью экспортной специализации в Луганской, Ивано-Франковской и Черкасской областях. В экспорте снижается часть машин, оборудования и механизмов. Среди способов транспорту преобладают локомотивы и вагоны, а среди машин – котлы, ядерные реакторы, электрич. машины. Очень сложная ситуация сложилась в АПК Украины. Экспортный потенциал этой сферы нац. экономики постоянно сокращается. В экспорте Украины значения имеют продукты пищевой промышл. – 9,8% и продукция растительного(6,1%) и животного (3,8%) происхождения. Основные потребители украинского экспорту товаров и услуг – страны бывшего СССР (54,7%), Европы (28,2%), в том числе стран ЕС(17,6%) . Украина имеет значительные рекреационно-туристические ресурсы. Украина имеет значительный потенциал в сфере услуг, прежде всего как транзитная страна.