Шпаргалка по "Региональная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

1. Региональная экономика (РЭ), объект и предмет ее исследования
Региональная экономика – наука и учебная дисциплина, объектом исследования которой явл. состояние развития хозяйства.
Предметом является анализ территориальной структуры и территориальной организации хозяйства регионов. Территориальная стр-ра - совокупность территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии. Территориальная организация – учение об управлении процессами территориальных структур хозяйства; или совокупность действий по размещению предприятий в регионе с учетом их специализации связей воздействий на среду.

Файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛКА_шпоры.docx

— 192.08 Кб (Скачать файл)

 

63. Региональное развитие  легкой промышленности в Украине 

Значение ЛП заключ в том, что она производит товары народного потребления. Все отрасли ЛП по принципам размещения делятся на: 1.ориентирующиеся на сырье (льняная), 2.на потребителя (обувная, швейная),3.  на сырье потребителя и свободные женские труд.ресурсы (хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная).Сырьевую базу комплекса составл продукция с/х, хим.органического синтеза. В балансе сырья для кож.изделий видное положение заняли искусственные кожи. В состав ЛП входят: первичная переработка льна-долгунца (Полесье, Прикарпатье, север Лесостепной зоны). Текстильная пром-ть: пр-во всех видов тканей, трикотажа, сетей, канатов. (Херс., Терноп., Донецк, Киев, Львов, Луганск, Симф,  Запорож.). Швейная – имеет потребительскую ориентацию, представл во всех городах. Кожевенно-обувная – ориентирована на сырье (Харьков, Одесса, Симф, Жмеринка).

 

64. Региональное развитие  пищевой промышленности в Украине 

ПП включ группу отраслей, предпр-й, к-рые специализируются на пр-ве продуктов питания и сырье для н-рых др. отраслей. ПП развита в Укр повсеместно. Гл.факторами размещения предпр-й ПП явл сырьевой и потребительский. К сырьевому тяготеют отрасли, ориентированные на переработку скоропортящегося и нетранспортабельного сырья (рыбная, сахарная, маслобойно-маргаринная). Потребительский фактор обуславливает развитие отраслей, выпускающих скоропортящуюся продукцию (хлебопекарная, молочная). Это отрасли размещены повсеместно. Несмотря  на большое кол-во предпр-й как ЛП, так и ПП, по пр-ву многих отраслей Укр отстает от др.стран. Продукции не хватает из-за слишком низкой производительности труда. Поэтому н-рые товары приходится закупать.

 

65. Инфраструктурный комплекс  региона, его состав 

Понятие инфраструктуры возникло в 10-е годы ХХ ст. и означало комплекс объектов и сооружений по обслуживанию производства. В процессе изучения инфраструктуры возникло 2 подхода: 1.Узкий – инфраструктура играет роль связующего звена в процессе воспроизводства. Производство обмен и Распределение потребление ИК не увеличивает массу продукта, а только изменяет его положение, сохраняет его потребительские свойства ( складское хоз-во), приводит к рациональному размещению продукта через транспортную сеть. 2.Широкий – ИК является основой любой деятельности общие условия воспроизводства, в этом случае И. выполняет: межотраслевые, межрайонные, общесистемные функции. Особенности ИК: значительная капиталоёмкость, значительные издержки на строительство коммуникаций и длительные сроки строительства, прибыль на вложенный капитал не всегда гарантируется. Но тем не менее любое государство и крупный регион стремятся создать инфраструктурный комплекс. Состав ИК:-рыночная,-институционная( гос. устройство, правовая система, кредитно-денежная система, финансово-бюджетная система),-производственная( транспортная, водно-энергетическая, коммуникационная, система обеспечения материальными ресурсами, инженерная, санитарно-защитная, рекреационная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66. Значение и роль  транспорта в региональном развитии 

Среди видов эк-кой деят-ти  транспорт относится к сфере услуг. сущ. 2 группы перемещений: 1)межгородские и межстрановые  2) внутригородские и между селами. Транспорт обслуживает все стадии воспр-ва. Транспорт – важнейший произ-ный  и размещенский фактор. Не создавая матер. ценностей транспорт обладает всеми элементами матер. пр-ва: ср-вами труда, предметами труда (грузы, пассажиры). Одна из особенностей транс. – его продукция произ. и потребляется одновременно. Крайняя динамичность ср-в труда порождает проблемы ритмичной работы и рац-ных перевозок. Значение транспорта. 1. единственное ср-во регион. перемещения ф-ров пр-ва. 2. уровень товарности региона напрямую зависит от уровня развития трансп. 3. без трансп. невозможно разделение труда во всех проявлениях.4. влияет на объем и географию внутр. и внеш. связей региона. 5. ускоряет или замедляет регион. развитие. Роль. Перемещает все ср-ва пр-ва и любую продукцию между предприятиями и отраслями. 2. обеспеч. товародвижение ср-в. 3.разнообр пассажироперез. 4. производит стратегические перевозки (в случае стих. бедствий). 5. Реализует все внутр. и междун. связи регионов.

 

67. Понятие транспортной  сети региона, показатели ее исследования 

Трансп. сеть – совокупность всех путей сообщения, связывающих поселения, хоз-ные и соц-ные объекты. В составе трансп. системы выделяют: -- узловые элементы (трансп. пункты, центры и узлы). Осущест. погрузка, разгрузка, транзит. – линейные элементы (система коммуникаций, ж/д, авто, трубопроводы). Поэтому в трансп. работе учитывают пропускную и перевозную  способность 2-х элементов, а также густоту сети. Д=L/S=км/км2. Д = густота сети. Плотность ж/д в Укр = 36 км на 1000 км2. Определяя густоту сети исслед. трансп. потоки в виде векторов и лент. Вся снть подразделяется на локальную (Районные центры с областными и др. насел. пунктами). Магистральная сеть (трансп. коридоры – линии скоростного движения). Связанность трансп. сети. В ее основе лежит принцип миним. времени на перевозку.

 

68. Формирование транспортных  тарифов и показатели развития  транспорта в регионе 

Сложилось 2 вида обслуживания: 1. на основе разового соглашения на перевозку; 2. на тарифной основе. Трансп. тариф – система оплаты трансп. услуг, а также сборов за дополнит. операции. При формировании трансп. тарифа исходят из того, что клиент должен заплатить за 2 операции: 1. Начально-конечную Рик; 2. операцию движения (содержание трансп. ср-в, оплату труда) Рд. Тарифная ставка: Тс = Рик / L + Рд.  Чем больше L, тем меньше тариф. ставка.  Показатели развития транспорта в регионе. Грузооборот: Г = ЕР*L (т*км). На величину грузооб. воздействуют – уровень развит. пр-ных сил, -- размещение пр-ва, -- внешнеторгов. потребности. Пассажирооборот: Г= ЕА* L. Пассажирооб зависит: -- от системы трансп. тарифов, -- от уровня доходов, -- от сезонности, -- от миграц. подвижности. Пропусная способность – наиб. число трансп. ср-в, к-е могут быть пропущено через данный участкок за един. времени.  Провозн. способность – возможные размеры перевозимого груза, к-е могут быть пропущены по участку за един. времени.

 

69. Понятие и сущность  социальной сферы региона, ее  состав 

Соц. сфера – сов-сть предприят., к-е обслуживают население. Это один из наиболее специфичных комплексов, т.к. он обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие ч-ка. Удовлет. разнообр. потребн. в товарах и услугах. Отличается крайне широким составом произ-в и рынков, где реализ. его продукция. От развития СС завист уровень жизни населения. Соц. комплекс сост. из сферы услуг и ТНП. СУ включ. в себя 12 отраслей: строит, опт. и розн. торг, отели и рестораны, транс,фин. деят-сть, операции с недвижим., гос. управл, образ, охрана здор, коллект. услуги, частное обслуживание, услуги домаш. прислуги, экстр-ная. деят-сть. СУ удовлетворяет разнообр. потребности. Увелич. число занятых в сфере услуг. Услуги бывают материал. (*материализуются в процессе пр-ва – торговля, общепит. Не материализуемые – связь, тансп.) и не матер. ( общественно-необходимые * вынужденно-необходимые). В составе ТНП 10 отраслей: легк. пром, пр-во индивид. трансп. ср-в, коммуникат. ср-в, пр-во быт. техники, пр-во оборудования жилой среды, инвентаря, культурно-бытовых товаров, парфюм.-космет. продукции, пр-во фармацевт. изделий, полиграф. пр-во. Благодаря соц. комплексу создается комплекс благ, необходимых для расшир. воспр-ва раб. силы. Одновременно деят-сть соц. услуг зависит от доходов населения и от пенсион. политики гос-ва.

 

70. Рекреационная сфера  региона, ее структура и региональные  особенности развития в Украине 

В процессе освоения рекреац. ресурсов для реализации рекреац. способностей формируется особая сфера рекреац. деят-сти, получившая название рекреац. хоз-ва. РХ – исторически сложившаяся в опред. границах (страны, района, админ. образования) совокупность организаций и предпр-тий, охватывающих потребности населения и иностр. граждан в рекреац. услугах. В состав рекреац. отрасли входит ряд подотраслей, к-е опред образом группируются. К ним относятся: первичные – непосредственно оказывающие рекреац. услуги. К этой группе относят: -- санаторно-курортные учреждения; -- оздоровительные учереждения; -- предприятия по организации отдыха; -- туристические пред-тия. Все они, как правило, производят комплексное рекреац. обслуживание. К вторичным относятся предприятия рекреац. жизнеобеспечения. Оющ. пи тание, коммун-бытовое обслуживание, коммун. транспорт, спец. отрасли строительства. Третичные предп-тия организационно и управленчески выделены в составе др. структур. Сюда относят предп-тия: сельского, лесного, рыбного хоз-ва; пищевой пром-сти; отраслей, выпускающих разнообр. товары рекреац. потребления; ряда отраслей машиностроения, выпуск. оборудование для рекреац. хоз-ва; местной пром-сти, занятой выпуском сувениров; издательско-полиграф. базы, занятой выпуском инф-рекламной продукции рекреац. ориентации.В состав рекр отрасли входит ряд подотраслей, к-рые опред. образом группируются и подрездел на: первичные (основные), вторичны (дополнительные),  третичные (сопутствующие). Первичные, непосредственно оказывают рекр-е услуги, к ним относят: санатории, оздоровительные, предпр-я по организации отдыха и тур предпр-я.Вторичные предпр-я рекреац. жизнеобеспечения: сеть общепит, розничной торговли, комун. и быт. обслуживания, внутренний транспорт.Третичные предпр-я относящиеся к др. отраслям хоз-ва, но вовлеченные в тур. обслуживание. Это препр-я по пр-ву тур. инвентаря, снаряжения, объекты торгового посредничества (пр-во сувениров).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

71. Международные экономические  связи региона, их цели и задачи 

История развития экономических отношений между государствами свидетельствует о бесперспективности курса на самоизоляцию, который неизбежно приводит к технологическому отставанию и экономических потерь. Поэтому наша страна должна принять активное участие в интеграционных процессах, особенно тех, которые происходят в современной Европе. Для реализации этой стратегической цели необходимо сформировать благоприятную макросреда, прежде всего, путем совершенствования правового поля, реализации экономических реформ для максимального приближения показателей социально-экономического развития Украины с международными стандартами. Особая роль в развитии этих процессов принадлежит трансграничному сотрудничеству приграничных территорий Украины сейчас. Особое внимание уделяется роли международных межрегиональных связей - нового направления внешних отношений, которая реализуется на региональном уровне, которую активно проводят, прежде всего, приграничные области, для которых межрегиональное сотрудничество осуществляется как пограничная. Мировая практика приграничного сотрудничества в форме "еврорегионов" предусматривает взаимодействие между равноценными партнерами. Однако анализ существующих экономических связей свидетельствует неэквивалентность рыночных сред участников приграничного сотрудничества, что приводит к эмиграции квалифицированной рабочей силы из Украины в нецивилизованных формах, импорта низко технологичного оборудования и торгового капитала, а также экспорта капиталов в депозитной форме из нашей страны. Основные цели: -обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка страны; -стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике; -создание наиболее благоприятных условий для привлечения национальной экономики в систему мирового разделения труда; -приближение к рыночным структурам развитых зарубежных стран.

 

72. Виды международных  экономических связей, их краткая  характеристика 

Существуют следующие формы внешнеэкономической деятельности:. 3.1. Международная торговля - это оборот товаров, который обеспечивает движение товарных масс из сферы производства в сферу потребления. 3.2. Кредитования и инвестирования. Кредитование - это предоставление кредита в денежной или товарной форме с выплатой процентов. Инвестиции - это капиталовложения. Иностранные инвестиции - это долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в области народного хозяйства. 3.3. Научно-техническое сотрудничество может быть следующих видов: -экспорт продукции, которая является наукоемких; -кооперация стран в создании новой техники, технологии; -сооружение заводов "под ключ" и модернизация объектов; -использование лизинга, обмен передовым опытом; -техническая помощь и научно-техническое сотрудничество; 3.4. Совместное предприятие. Сюда относится создание предприятий со смешанным капиталом из самых различных отраслей народного хозяйства. 3.5. Экспорт и импорт услуг, куда относится международный и транзитный транспорт, иностранный туризм, услуги банков, страховых компаний, здравоохранения, обучения и т. д. Инжиниринг - это торговля инженерно-консультационными услугами. Туризм является рекреационный, научный и деловой. По экономическому потенциалу Украина входит в первую шестерку, но доля Украины в международном территориальном разделении труда и мировой торговли не слишком высока. Такое противоречивых положение усугубляется рядом природных, демографических, исторических, экономических, геополитических причин. Украина не в состоянии себя обеспечить минеральными ресурсами, хотя и имеет значительный природно-ресурсный потенциал. Украина использует трудовые ресурсы и имеет потенциально большой рынок сбыта потребительских товаров. Украина на протяжении веков увлекалась теми или иными государствами.. Структура товарооборота определяется экономическим потенциалом страны. Внешнеэкономическая политика - это система мер правительства, которая направлена на укрепление позиций страны в мировой экономике, в международных экономических отношениях. Совместное предпринимательство - это деятельность, базирующаяся на сотрудничестве между субъектами хозяйственной деятельности данной страны и иностранными субъектами хозяйственной деятельности и на совместном распределении результатов и рисков от ее осуществления   Общей экономической основой развития совместного предпринимательства прежде всего является рационализация производства и обращения, глобализация хозяйственных процессов. Благодаря им создаются необходимые экономические предпосылки, на основе которых формируются социально-экономические, организационно-технические и материально-вещественные элементы международных структур, среди которых заметную роль начинают играть совместные предприятия, другие формы совместной деятельности различных государств, предприятий, корпораций, фирм.

 

73. Понятие «совместное  предприятие». Развитие общего предпринимательства  в регионах Украины 

Совместное предприятие (СП) — форма участия страны в международном разделении труда путем создания предприятия (юридического лица) на основе совместно внесённой собственности участниками из разных стран, совместного управления, совместного распределения прибыли и рисков. Является формой совместного предпринимательства в сфере международных экономических отношений. Формирование конкурентоспособной экономики с развитым частным сектором и его важной составляющей - предпринимательством - является стратегическим курсом экономической политики Украины. Важной предпосылкой осуществления радикальных рыночных преобразований, реализации стратегии экономического роста в Украине является становление и развитие малого предпринимательства, так называемого малого бизнеса, особое, исключительное значение приобретает в переходный к рыночной экономике период. Именно этот сектор экономики стимулирует конкуренцию, способствует ослаблению монополизма, влияет на структуру экономики и на качественную характеристику валового внутреннего продукта, расширяет сферу свободы рыночного выбора, характеризуется рациональными формами управления, обеспечивает более быструю реализацию инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

74. Региональные особенности  экспорта Украины 

Украина имеет значительный экспортный потенциал. Экспортный потенциал- это способность общественного производства данной страны изготовлять необходимое кол-во конкурентоспособных товаров и услуг для внешнего рынка. Часть Украины в производстве марганцевой руды составляет 32%. Она может производить в год 52 млн. т. чугуна, 54 млн. т. стали, 41,5 млн. т. готового проката. За этими показателями Украина занимает пятое место а мире после Японии, США, Китая и России.  В экспортном потенциале Украины выделяют дешёвую рабочую силу,  относительно развитую промышленность, значительную сырьевую базу, возможности АПК и ВПК. В Украине относительно развита промышленность, но её продукция может конкурировать главным образом на рынках СНГ и стран, которые развиваются, где отличается низкое качество товаров. В структуре украинского экспорта преобладают те же отрасли, которые занимали доминирующее положение ещё в советские времена: металлургия – 40-45% экспорту, минеральные продукты и химия – 20-22%, а машиностроение только – 10-12%. Наибольший весомый экспортный ресурс – это продукция чёрной металлургии – 30% экспортных поставок страны. Экспортируется небольшое кол-во цветных металлов – алюминий (1%), медь, никель. В Экспорте продукции чёрной металлургии выделяются Днепропетровская, Донецкая, Запорожская и Луганская области. Второе место в экспорте занимает продукции хим. и связанных с ней отраслей промышленности, в том числе пластмасс и каучука – 13, 5%. Химическая промышленность явл. отраслью экспортной специализации в Луганской, Ивано-Франковской и Черкасской областях. В экспорте снижается часть машин, оборудования и механизмов. Среди способов транспорту преобладают локомотивы и вагоны, а среди машин – котлы, ядерные реакторы, электрич. машины. Очень сложная ситуация сложилась в АПК Украины. Экспортный потенциал этой сферы нац. экономики постоянно сокращается. В экспорте Украины значения имеют продукты пищевой промышл. – 9,8% и продукция растительного(6,1%) и животного (3,8%) происхождения. Основные потребители украинского экспорту товаров и услуг – страны бывшего СССР (54,7%), Европы (28,2%), в том числе стран ЕС(17,6%) . Украина имеет значительные рекреационно-туристические ресурсы. Украина имеет значительный потенциал в сфере услуг, прежде всего как транзитная страна.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональная экономика"