Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:35, шпаргалка
1. Региональная экономика (РЭ), объект и предмет ее исследования
Региональная экономика – наука и учебная дисциплина, объектом исследования которой явл. состояние развития хозяйства.
Предметом является анализ территориальной структуры и территориальной организации хозяйства регионов. Территориальная стр-ра - совокупность территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии. Территориальная организация – учение об управлении процессами территориальных структур хозяйства; или совокупность действий по размещению предприятий в регионе с учетом их специализации связей воздействий на среду.
27. Применение SWOT-анализа
в региональных стратегиях
Обоснование выбора приоритетных отраслей производственных циклов региона, согласно исследованию предусматривает проведение СВОТ-анализа, который включает в себя анализ возможностей и угроз внешней среды, также сильных и слабых сторон внутренней среды той или иной отрасли экономики региона.SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач. Это удобная и универсальная методика.Аббревиатура SWOT означает: Strengths – сильные стороны; Weakness – слабые стороны; Opportunities – возможности; Threats – угрозы.
28. Структурная и
Структурная политика - система мер направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций. Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния. Институциональная политика — проводимые государством мероприятия по формированию новых, устранению старых и трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов (экономических элементов социальной структуры, характеризующих устройство, формы организации и регулирования экономической жизни). Преобразования экономических институтов имеют место в процессе проведения ИНС экономических реформ, например, при переходе от централизованной экономики к рыночной.
29. Кредитная политика и состав кредитной системы
Кредитная политика - определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования. Специалист, разрабатывающий кредитную политику, должен видеть различие между политикой и процедурами. Политика устанавливает философские основы кредитной политики, в то время на процедуры отвечают на вопрос «Как?». Когда менеджмент банка формулирует ее основы, он прописывает в документе, каким сферам экономике будет уделяться особое внимание, тип идеального клиента — заемщика, характер взаимоотношений с ним, способы обеспечения ссуд и т. д. Этот термин подразумевает, что руководитель должен понимать и знать процесс управления, состоящий из планирования, организации, направления деятельности и контроля. Кредитное администрирование включает все четыре аспекта управленческого процесса и следует логическому ходу процедуры удовлетворения кредитной заявки. Еще до того как речь пойдет о конкретном кредите, кредитные работники, менеджеры и совет директоров банка должны выработать философию, охватывающую все фазы кредитной деятельности. Эта философия, воплощенная в кредитной политике, является первым элементом кредитного администрирования. Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Она обычно оформляется документально и включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования. Кредитная система — это система кредитных отношений, принципов и форм кредитования (функциональная структура) и совокупность кредитно-финансовых учреждений, которые создают, аккумулируют и предоставляют денежные средства на принципах кредитования (институциональная структура).В общем виде институциональную структуру можно представить следующим образом:— центральный банк;— коммерческие банки;— специализированные банковские учреждения (ипотечные, внешнеторговые, сберегательные банки и т. п.);— небанковские финансово-кредитные учреждения (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и т. п.).
30. Региональная банковская система, ее состав и развитие в регионах Украины
Региональная банковская система является центральным элементом региональной финансовой системы, в которой циркулируют все денежные потоки в сфере хозяйственной деятельности субъектов территории. В самом общем виде экономическая роль региональной банковской системы заключается в ее функциональных связях. С одной стороны, финансовое посредничество банков является неотъемлемой частью процессов экономического взаимодействия, возникающих между всеми экономическими субъектами, с другой стороны, банковская система выступает в роли основного субъекта инвестиционной активности экономической системы, направляющего финансовые ресурсы из капиталоизбыточных секторов экономики в сектора, испытывающие недостаток инвестиционного капитала. Таким образом, недостаточный уровень развития региональных банковских систем приводит к снижению деловой активности, сдерживанию развития реального сектора экономики, нарушению нормального воспроизводственного процесса.
31. Региональная инвестиционная политика, ее направления
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - совокупность организационных и экономических мер по привлечению инвестиций с целью возрождения экономики регионов, ликвидации структурных деформаций, формирования благоприятной рыночной среды с учетом интеграции региона в единое экономическое пространство. Представляет собой относительно обособленную сферу экономико-правовой и организационно-управленческой деятельности, но осуществляется с учетом общегосударственной инвестиционной политики. Ответственность за реализацию несет исполнительная власть субъекта Федерации. Участниками реализации инвестиционной политики регионов наряду с государственными структурами являются банки, финансовые компании, финансово-промышленные группы, страховые и инвестиционные фонды. Способствует укреплению экономики России, выравниванию уровня жизни населения, сохранению целостности государства. Главной задачей областной администрации по развитию инвестиционных процессов на территории области является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики региона за счёт:-совершенствования нормативно-правовой базы, -предоставления льгот и гарантий для наиболее эффективных инвестиционных проектов, -развития инфраструктуры по обслуживанию субъектов инвестиционной деятельности, -обеспечения безопасности деятельности предпринимательских структур на территории области. -разработка и обеспечение реализации нормативных актов по обслуживанию инвестиционного процесса на территории области; -государственная поддержка инвестиционной деятельности; -повышение роли государственных инвестиций в структурной политике области; -создание и деятельность системы по координации государственных, муниципальных образований и субъектов инвестиционной деятельности по разработке и реализации инвестиционных проектов; -создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; -развитие инвестиционного сотрудничества с субъектами Российской Федерации и странами ближнего зарубежья; -определение критериев отбора инвестиционных проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием областного бюджета; -улучшение социально-политических условий. Координацию инвестиционной деятельности на территории области осуществляют:-управление экономической политики администрации области; -экспертный совет при главе администрации области по инвестиционной политике.
32. Регулирования инвестиционной деятельности в регионе
В экономической литературе существуют различные подходы к проблеме регулирующего воздействия на инвестиционный процесс на региональном уровне, которые принципиально отличаются позицией относительно роли и места государственных органов управления в рыночной экономике. Экономическая теория и практика показывает, что именно государство в развитой рыночной среде обеспечивает институционально-правовую структуру экономики и осуществляет функции регулирования предпринимательской и иной деятельности с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и недопущения кризисных явлений, возникающих вследствие несостоятельности рынка. Академик Л.И. Абалкин, анализируя проблему государственного регулирования рыночных отношений, подчеркивает, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Сам же рынок рассматривается как социально-ориентированный, эффективно регулируемый и органически вписанный в соответствующие социально-экономические модели, весьма многообразные и не исключающие друг друга. Именно поэтому для эффективного управления экономической системой представляется очевидной необходимость усиления роли государства, поиска оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования, что обусловливает необходимость разработки нового концептуального подхода к управлению инвестиционным процессом в регионе, основанного на усилении роли региональных органов власти и управления в регулировании инвестиционного процесса. Одной из главных задач по активизации инвестиционной деятельности в регионе является разработка экономических и административных регуляторов, находящихся в пределах компетенции или возможностей администрации региона, для направления инвестиций на реализацию предлагаемой региональной системы приоритетов развития.
33. Влияние налоговой системы на развитие экономики регионов Украины, роль местных налогов и сборов
Существует несколько мнений о влияние налогов на экономику конкретной страны, которые ранжируются от теоритических до популистских. Многие ученые сходятся на том, что различные налоги являются очень важным инструментом в экономической жизни любой страны. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Страны ориентированные на рыночные отношения внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют ее в соответствие с текущим положением вещей в мировой экономике.Налоги – это обязательные платежи взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные, увеличивающие цены товаров. Развитые страны, как и развивающиеся используют налогооблажение как одну из основных статей государственного дохода. Таким образом государство заинтересовано собирать как можно больше налогов для пополнения бюджета и выполнения принятых на себя программ. Однако повышение налогов не является правилом. Тем более, что налоги используются как предвыборный аргумент. Политики в своих программах часто предлагают понижение налогового бремени для всех субъектов экономических отношений. Часто повышение налогов на целевые группы, например с высокими доходами, также пользуют как политический трюк.Прямые налоги. Сюда входят подоходный налог, налог на недвижимость, налог на землю и т.д. Прямые налоги чаще других используются как инструмент предвыборной гонки, но не только. Однако здесь возникает конфликт интересов между государством и налогоплатильщиком, который, хотя и является неотъемлемой его частью, чаще обращает внимание на состояние собственного бюджета. Однако, какие бы популистские изречения не слышали бы граждане, полное отсутствие налогов не осуществимо. Получаемые средства используются на целевые программы правительства в области социальных вопросов и медицины, образования и военной безопасности. Здесь стоит вопрос о том как строить государственную политику в области прямого налогооблажения, то есть какие цели, кроме получения финансовых средств, государство пытается достичь. Некоторые страны имеют прогрессивный подоходный налог, который не является популярным, оссобенно среди людей с достатком выше среднего. В тоже время государство дает право людям уменьшать сумму налога путем ввода налоговых вычетов. Например, затраты на лизинг автомобиля или оплата учебы могут значительно снижать облагаемую сумму. В США действует огромный спектр легальных способов снизить налоговые платежи. Такая политика приводит к тому, что стимулируется потребление в определенных областях экономики, что в свою очередь приводит к улучшению экономического климата в стране. Подоходный налог с юридического лица также может являться влияющим на экономическую жизнь страны. Понижение ставок и налоговые каникулы приводят к развитию тех или иных областей. Косвенные налоги. Сюда входят такие налоги как акцизы, пошлины, налоги с добавленной стоимости и т.д. Здесь ситуация не так проста как с прямыми налогами. Существует мнение, что введение пошлин или акцизов защищает местное производство увеличивая цены на импортируемые товары. Такое положение вещей верно, однако очень часто забывается вторая сторона – потребитель. Результатом введения новых пошлин со стороны государства является падение потребления в стране когда покупатели вынуждены покупать меньше более дорогих товаров.
34. Этапы приватизации
и основные функции
Приватизация – процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того, чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка. Рассмотрим основные этапы и формы приватизации и некоторые ее итоги:- цели и задачи денежно-кредитной политики;- характеристика денежно-кредитной политики, инструменты;- макроэкономические результаты денежно-кредитной политики.I. Общие (типовые) функции. Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач: повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и многое другое.II. Функция укрепления общественного строя. Государственный сектор, однажды возникнув, превращается в составную часть народного хозяйства. Он может увеличиваться во время войн, кризисов, необходимости создания объектов инфраструктуры или экспериментальных производств. III. Социально-политическая функция. Эта функция приватизации в условиях стабильной рыночной экономики содействует расширению социальной базы общественной системы и государственной политики, особенно среди социальных групп, непосредственно заинтересованных в приватизации. IV. Глобальные народно-хозяйственные функции. К ним можно отнести следующее:-Привлечение капитала внутри страны.-Повышение экономической эффективности функционирования объектов, переходящих из государственной собственности в частную.-Совершенствование народно-хозяйственной структуры.V. Функция пополнения бюджета и обслуживания государственного долга. В период перехода от одной общественно-экономической системы к другой резко возрастает нагрузка на государственный бюджет. Государству приходится в значительной степени административными мерами создавать хозяйственную систему, адекватную новой идеологической и административно-политической надстройке, а это требует дополнительных расходов.
35. Природно-ресурсный потенциал
региона, роль природных ресурсов
и природных условий в
Состояние национальной и региональной экономики зависит от объёма, качества и сбалансированности наличных ресурсов: трудовых, производственных, финансовых, природных. ПРП-совокупность возможностей, источников и запасов природной состовляющей территории, которые на данном уровне развития производительных сил могут быть использованны для социально-экономических целей. ПРП: 1. Природные условия-тела и силы природы, которые исходны для жизнедеятельности, но прямо не используются в производстве: климат, поверхность, ландшафтная среда. Наиболее сильное воздействие природных условий проявляется в первичных отраслях: добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство, строительство, рекреация. Качество среды определяют в первую очередь через климатические показатели: температура, относительная влажность, ветровая U. 2. Природные ресурсы-это компоненты природы, експлуатация которых техничекси возможна, экологически допустима, экономически выгодна. Природные ресурсы: средства труда (земля, вода для орошения); источники энергии (минеральное топливо, гидроэнергия, нетрадиционные: солнечная, ветровая, приливов и отливов); сырьё и материалы (минеральное, органическое); предметы потребления. В ПРП обязательно определяют величину, структуру. Величина ПРП-количественное выражение совокупности природных ресурсов. Для её определения применяют бальную и стоимостную оценки. Структура ПРП-соотношение между различными видами ресурсов в пределах определенных территорий. Интегральный ПРП состоит из восьми частных потенциалов: географическое положение, рельеф, минерльный, водный, земельный, ботанический, зоопотенциал, климатический
36. Основные подходы к
классификации природных
1.природная классификация:
ресурсы основных природных сфер; ресурсы
физические;2. по признаку исчерпаемости:
исчерпаемые( возобновляемые (ресурсы, которым свойственна
способность к восстановлению (через размножение
или другие природные циклы)) – орган. ресурсы; невозобновляемые
(непрерывное использование которых может
уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая
эксплуатация становится экономически
нецелесообразной, при этом они неспособны
к самовосстановлению за сроки, соизмеримые
со сроками потребления) – топливно-энерг. ресурсы);
неисчерпаемые (использование которых
человеком не приводит к видимому истощению
их запасов ныне или в обозримом будущем) – энергия солнца, ветра;3. по
способам использования: средства производства;
предметы потребления;4. по хозяйственному
назначению: одноцелевые (по одному функционированию)
– марганцевые руды; многоцелевые – вода;5.
по степени изученности: прогнозируемые;
выявленные; детально-изученные;6.