Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:35, шпаргалка
1. Региональная экономика (РЭ), объект и предмет ее исследования
Региональная экономика – наука и учебная дисциплина, объектом исследования которой явл. состояние развития хозяйства.
Предметом является анализ территориальной структуры и территориальной организации хозяйства регионов. Территориальная стр-ра - совокупность территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии. Территориальная организация – учение об управлении процессами территориальных структур хозяйства; или совокупность действий по размещению предприятий в регионе с учетом их специализации связей воздействий на среду.
18. Понятие о территориальной организации хозяйства (ТОХ) региона, основные формы тог
Под территориальной структурой
хозяйства (хозяйственного комплекса)
понимают совокупность определенным образом
взаиморасположенных и соединенных территориальных
элементов хозяйства или отдельных отраслей,
находящихся в сложном взаимодействии.
Элементами территориальной структуры
являются промышленные пункты, центры,
узлы, районы, сельскохозяйственные зоны,
транспортные магистрали, социально-экономические
районы и т.д. Элементы ТОХ: 1.Элементы поселения:
обычный населённый пункт – село, город;
агломерация – функционально единая группа
пространственно сросшихся поселений
городского типа, создающих общую социально-экономическую
и экологическую систему; мегаполис –
соединение большого количества соседних
городских агломераций. 2. Элементы производства:
промышленный объект – отдельное предприятие;
промышленный центр – малый город с 2-3
промышл. предприятиями; промышленный
узел – средний, большой город с промышл.
предприятиями и соответствующим функциональным
влиянием на предприятия близких поселений;
территориально-
19. Территориальная, функциональная
и отраслевая структура
Территориальная структура –
это конкретное распределение социально-экономических
объектов по территории региона и совокупность
устойчивых связей между ними, реализация
которых заключается в преодолении пространства
посредством сокращения пространственных
затрат.Связь экономики с территорией
и территориальными ресурсами, прежде
всего природными (включая землю), носит
самый непосредственный характер, но ограничивать
региональную экономику только действующим
в определенный момент времени административно-
20. Методы государственного
воздействия на
21. Региональное экономическое
пространство, его роль в формировании
социально-экономических
Экономическое пространство
в региональной экономике - "насыщенная"
территория, которая включает в себя большое
количество объектов и связей между ними.
Каждый регион имеет свой собственный
экономическое пространство и связи с
внешним экономическим пространством.
Важнейшими характеристиками экономического
пространства являются: плотность (численность
населения, объем валовой добавленной
стоимости, природные ресурсы, основной
капитал и т.д. на единицу площади региона);
размещение (показатели равномерности,
дифференциации, концентрации, распределения
населения и экономической деятельности),
"связанность" ( интенсивность экономических
связей между частями и элементами пространства,
а также условия мобильности товаров,
услуг капиталов и людей, которые определяются
развитием коммуникационных сетей). В
экономическом пространстве фиксируется
большое разнообразие форм организации
хозяйства и расселения: промышленные
и транспортные узлы; территориально-
22. Сущность экономического районирования. Основные типы экономических районов
Экономический районирование-это выделение системы территорий в пределах страны, отражающее территориальное разделение труда; это субъективное научно-исследовательская процедура, которая учитывает объективный процесс районообразования
Критерии ЭР: 1.Специализация
является проявлением территориального
разделения труда; 2.Комлексность; 3.Объективность.Типология-это
выделение явлений по ведущему признаку.
В этой связи экономические районы подразделяют
на ряд видов по следующим признакам:1.По
соподчиненности: макро-, мезо-, микрорайоны;
2.По функциям: индустриальные, индустриально-ресурсные,
аграрные, рекреационные; 3.По соотношению
центра и периферии: моноцентрические,
полицентрические, децентрические; 4.По
эволюции: резервные территории, районы
начального развития, развитые экономические
районы, окончательно сформированные
районы, зрелые отмирающие районы. Причины
отмирания: 1.исчерпание природных ресурсов;2.экологический
кризис;3.технологическая отсталость;4.социально-
23. Экономическое районирование
как метод территориальной
Районирование – результат тер-ной организации хоз-ва. Районообразование – объективный процесс обособления отдельных тер-рий – эк-ких районов. Специалисты нац. школы размещения пр-ва определяют ЭР как экономически целостную часть, тер-рию страны, к-рой присущи такие признаки как специализация и комплексность хоз-ва. Общим для любого ЭР явл. специализация – его хоз-ная ориентация на пр-во товаров и услуг для внерайонного потребления. Именно отрасли специал. определяют эк0кий профиль района, явл. главными, приносят доход и воздействуют на развитие др. отр. хоз-ва. Комплексность ЭР – состояние взаимосвязанности между элементами хоз-ва. наука об экон. районировании опирается на общую теорию размещения – концепцию, выдвигаемую рядом представителей западной политэкон, регион. эк-ки и регион. географии. Сторонники этой теории считают, что в принципе возможно создание такой теории, к-рая охватывала все взаимосвязи эк0кого пространства, позволила бы совместить оптимумы размещения отд. предпр-тий или отраслей с рацион. регион. развитием. Осн препятствиями на пути создания явл. сложность учета динимичных аспектов размещения, невозможно в условиях рын. эк-ки совместить частнокапиталистические интересы с регион. и нац. интересами. Опыт национального районирования в общем плане можно разбить на несколько этапов. Дореволюционный – К.Арсеньев, П.Семенов – выделение 10 пространств. Укр в составе карпатского и степного пространства. Советский – 1920-1991 – ГОЭЛРО, схема эк-ких районов. Определение 12 р-нов. На Укр выделены части: Малороссийская, Новороссийская, Юго-Зап. 8 р-нов Вся Укр в состава ЭР. Национальный с 1991 – выделена сеть соц-эк-ких районов. Современные эк-кое районирования можно использовать для регулирования осн. эк-ких пропорций, научно- аналитических целей. Совр опыты ЭР можно использовать для регулирования осн. эк-ких пропорций, формирования рационального ТРТ, научно-аналитических целей.
24. Сущность и основные
принципы государственной
Сущность государственной региональной политики. 1.Региональная политика – это совокупность целей и задач, принципов и методов, используемых в управлении развитием региона. 2.Региональная политика – заключается в применении высшими органами государств. Власти и управления различных методов и средств воздействия на функционирование региона. 3.Региональная политика – это система мер, направленных на регулирование развития региона ради достижения заданных целей. 4.Региональная политика – это сфера деятельности по управлению политическим, экологическим и социальным развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающее взаимоотношения государства и регионов, а также регионов между собой. Виды регион. политики по направлениям деятельности: социальная, экономическая, демографическая, поселенческая, научно-техническая, экологическая. Виды регион. политики по целям: политика выравнивания, политика развития, политика максимального использования природных ресурсов, политика воспроизводства территории. Виды регион. политики по механизму реализации: автоматическая (размер помощи распределяется между регионами по заданной пропорции), проблемная (механизм реализации представлен конкретными проблемами и механизмами их реализации), целевая (регионы выстраиваются по значимости проблем и относятся соответственно к первоочередным, второстепенным целям и т. д.) Виды регион. политики по средствам: административная, финансовая, инфраструктурная. Виды регион. политики по адресатам: на помощь деятельности региональных властей, на отдельные фирмы, на развитие отдельных социальных групп и даже отдельных граждан. Основные цели государственной региональной политики: 1.Создание относительно равных возможностей для населения в независимости от места проживания, 2.Обеспечение баланса государственных и региональных интересов, 3.выравнивание уровня жизни населения в пространственных аспектах, 4. создание единого экономического пространства, налаживание связей между регионами, 5. максимальное использование природных ресурсов региона или ресурсных особенностей, 6.приоритет-ное развитие региона имеющего стратегическое значение для государства, 7.предотвращение загрязнения окружающей среды.
25. Сформированный механизм реализации ГРЭП, характеристика его элементов
В период суверенного развития в стране сформировался опред. механизм реализации ГРЭП. Ее определяют как систему эк-ких рычагов и организационно-экон. способов, с помощью к-х и осуществл. влияние гос-ва на пространственную организацию об-ва, обеспечиваются соц-экон-е развитие регионов, усовершенств. структура хоз. комплексов отдел. частей страны. Важнейшими элементами явл.: -- законодат. база, определяющая взаимоотношения гос-ва и регионов; -- бюджетно-финан. регулирование; -- гос. регион. программы развития произ-ых сил на краткосроч. и долгосроч. период, когда согласовываются интересы отд. отраслей и тер-рий; -- стимулирование размещения новых произв. объектов; -- развитие традиц. и новых форм произ. сил.
26. Сущность региональных
программ социально-
РПСЭР-разновидность целевых комплексных программ, которые служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и начно-технического развития. Одновременно-это форма хозяйственной деятельности, способ приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем территории. Региональные программы преследуют такие задачи: сбалансированное региональное хозяйствование территории в условиях рыночных отношений; выравнивание различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития; формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики; максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона; охрана окружающей среды; преодоление последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; формирование информационной инфраструктуры; сохранение исторического наследия регионов, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки и ряд других. Региональные программы всегда отражают территориальную специфику. Все они формируются и реализуются на уровне: макрорегиона; областей; городов, имеющих общегосударственные и территориальные интересы. Региональные программы обладают строгой целевой направленностью, конкретными географическими и временными рамками и увязываются с Концепцией Региональной СЭ политики. Состав программы СЭР всегда отражает региональную специфику. Одновременно он представляет позиции и взаиморазположение разделов, отражающих содержательную и функциональную направленность проекта. Следует различать такие виды региональных программ: межгосударственная, государственная и собственно региональные, формируемые и реализуемые региональными органами власти. Региональные программы классифицируются по нескольким критериям: территориальная принадлежность; функциональная ориентация; содержание решаемых проблем; масштабность программной задачи, отраслевая локализация. Поэтому каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными критериями. По своему составу региональные программы бывают узкоспецилизированные, которые формируются по отраслевому признаку, и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых программ. В их составе практически по всем регионам разрабатываются соответствующие подпрограммы. В комплексные программы СЭР регионов обязательно включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимаеют программы социальной ориентации. Комплексные программы по соответствующему региону позволяют увязать все узкоспецициализированные программы по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения.