Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:45, реферат
В услугах банков нуждается большая часть граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью , они становятся его клиентами. Первые банки возникают в VIII-V веке до н.э. в Древнем Вавилоне. Они давали ссуды на покупку семян. Значение слова «банк» восходит к итальянскому слову banko (скамья) и указывает на функцию обеспечения платежного механизма нужными денежными средствами. Исторически ( Италия , XII век) с этим словом ассоциировалась скамья или стол для совершения обменных сделок. Французский эквивалент – bangue (сундук) указывает на функцию приема вкладов (пассивная операция) для ведения кассы (активная операция). Современный вид банки получают в XVI веке в городах, где зарождался капитализм (Венеция и другие итальянские города).
К срочным операциям (типа Г) относятся сделки купли-продажи различных финансовых активов (валютных ценностей и денежных средств), по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки. Сделки учитываются на внебалансовых счетах отдельного раздела.
Раздел «Д»
предназначен для учета операций
в депозитариях. На счетах депо отражаются
депозитарные операции с ценными
эмиссионными бумагами: акциями, облигациями,
государственными облигациями, а также,
иными видами данных бумаг, являющихся
эмиссионным». На счетах депо не отражаются
депозитные операции с ценными денежными
бумагами: векселями, чеками, депозитным
и сберегательными
Общие подходы к составлению специальной (разукрупненной и агрегированной) учетно-операционной документации
Целью составления
специальной учетной
Управленческая
отчетность должна содержать информацию
о структуре активов, обязательств
и о собственных средствах
банка, о рисках (в том числе, кредитных),
о качестве кредитного портфеля, а
также о других показателях, достаточно
важных для характеристики финансового
состояния банка. Данная информация
дает возможность представить
В сфере финансово-
Управленческая документация, используемая для формирования общей финансовой, статистической отчетности и при расчете нормативов ЦБ РФ
Вспомогательные
расшифровки, или данные аналит
Разработка отдельных учетных агрегатов
Новые формы учетных агрегатов разрабатываются прежде всего для составления баланса-нетто, в том числе: баланса с заключительными оборотами и баланса, составленного в соответствии с требованиями финансовой отчетности. Баланс-нетто - реальный баланс банка, в котором статьи брутто-баланса приведены в соответствие с реальным остатком средств и активов банка. Очистка статей брутто-баланса осуществляется посредством взаимного сальдирования остатков родственных статей актива и пассива, показанных в балансе в развернутом виде. К таким статьям относятся: расчеты между филиалами банка; развернутые активно-пассивные счета; счета основных средств и их износа. Кроме операции сальдирования при составлении укрупненного баланса происходит агрегирование отдельных позиций. Ниже приведено содержание, а в дальнейшем алгоритм расчета одного из видов агрегированного баланса, а именно — баланса составляемого в рамках финансовой отчетности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОДОВ И РАСШИФРОВОК СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вспомогательные приложения, составляемые банками для формирования общей финансовой и статистической отчетности | Вспомогательные расшифровки, составляемые банками для расчета нормативов достаточности капитала и ликвидности баланса |
Расшифровки отдельных балансовых счетов | Отражение отдельных балансовых счетов |
на основе системы кодов | |
Расшифровки отдельных символов отчета | Не используется |
о прибылях и убытках | |
Агрегированный балансовый отчет | Определение активов-нетто и активов, |
взвешенных с учетом риска | |
Агрегированный отчет о прибылях и убытках | Информация о финансовых результатах |
при расчете нормативов не используется | |
Данные
о переоформленной |
Не используется |
клиентов и банков по кредитам и договорам | |
аренды с правом последующего выкупа | |
Отдельные данные по кредитному | Отдельные данные по кредитному |
портфелю: | портфелю: |
— аналитические данные о состоянии | — аналитические данные о состоянии |
кредитного портфеля; | кредитного портфеля; |
— о крупных кредитах (ежемесячно); | — о крупных кредитах (ежемесячно); |
о кредитах, предоставленных акционерам | о кредитах, предоставленных акционерам |
(участникам) (ежемесячно) | (участникам) (ежемесячно) |
— о кредитах, предоставленных инсайде- | — о кредитах, предоставленных инсайде- |
рам (ежемесячно); | рам (ежемесячно); |
— по договорам аренды с правом после | — о движении резерва под возможные |
дующего выкупа в разрезе клиентов — | потери по ссудам (ежемесячно) |
юридических лиц по отраслям экономики | |
и клиентов — физических лиц | |
о движении резерва под возможные | |
потери по ссудам (ежемесячно) |
БАНКОВСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
Основное назначение банковской отчётности – быть источником достоверной, полной и оперативной экономической информации о деятельности банка. Банковская отчётность должна быть понятна существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам, давать им представление о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами, предоставлять информацию о составе и видах привлекаемых ресурсов, их размещении, наличии резервов на возможные потери по ссудам и т.п.
Управление современными банками базируется на использовании количественной информации, выраженной в денежных единицах. При этом бухгалтерская отчётность может включать и качественную информацию (не денежную), если она помогает анализу бухгалтерских отчётов. Отчётность, специально подготовленная в помощь менеджерам, относится к управленческой учётной информации. Она используется в процессе планирования, исполнения и контроля за деятельностью банка.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что бухгалтерская информация использует условные классификации, предположительные оценки и в этом смысле является приблизительной. Например, отражение в балансе на обычных ссудных счетах многократно пролонгированных ссуд с большой долей условности отражает соотношение между срочными и просроченными ссудами. Аналогичное отражение на пассивных счетах резервных фондов банка не свидетельствует об их наличии в ликвидной форме.
Таким образом, несмотря на “ауру точности”, которая, как может показаться, окружает бухгалтерскую отчётность, показатели и значение могут быть лишь приблизительными. В этой связи большая ответственность за правильное использование отчётности ложится на её пользователя, который обязан уметь адекватно истолковать её и применить при выработке решений. Он должен понимать её и определять, какую отчётность и как, в какой сфере деятельности использовать.
Методологическим
центром по организации бухгалтерского
учёта в банках является ЦБ РФ. В
соответствии со статьёй 56 Федерального
закона «О Центральном
банке РФ (Банке России)»
ЦБ РФ устанавливает обязательные для
банков правила ведения бухгалтерского
учёта, составления и представления бухгалтерской
отчётности.
БАЛАНС БАНКА И ПРИНЦИПЫ
ЕГО ПОСТРОЕНИЯ
Баланс коммерческого банка (КБ) – это бухгалтерский баланс, который отражает состояние собственных и привлечённых средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.
Балансы банков
строятся по унифицированной схеме,
в соответствии с Планом счетов бухгалтерского
учёта в банках, который утверждается
ЦБ РФ. Банковские балансы относятся
к средствам коммерческой информации
и отвечают требованиям оперативности,
конкретности, солидности (достоверности).
Оперативность банковского
Правило понижающейся ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования средств по пассиву строго не соблюдается и прослеживается лишь в тенденции.
Счета номенклатуры баланса банков подразделяются на балансовые и внебалансовые. Балансовые счета подразделяются на пассивные и активные. Пассивные счета предназначены для учёта собственных и привлечённых ресурсов, активные - для их размещения.
Внебалансовые счета используются для учёта ценностей и документов, не влияющих на актив и пассив баланса, поступающих в банки на хранение, инкассо или комиссию, а также для учёта бланков строгой отчётности, бланков акций, других документов и ценностей.
Все балансовые счета подразделяются на счета первого порядка – укрупнённые, синтетические счета и счета второго порядка – детализирующие, аналитические счета. Счета первого порядка обозначаются тремя цифрами от 102 до 705. Номер счёта второго порядка состоит из пяти знаков и строится путём прибавления двух цифр справа к номеру счёта первого порядка. Например, 102-Уставный капитал акционерных банков, сформированный за счёт обыкновенных акций 10201 – Уставный капитал акционерных банков, сформированный за счёт акционерных акций, принадлежащих РФ.
Балансовые счета группируются в семи разделах по принципу экономически однородного содержания и ликвидности. Номенклатура внебалансовых счетов – пятизначная. Внебалансовые счета сгруппированы также в семи разделах.
С 1 января 1998г. введён новый План счетов, разработанный на основании Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов РФ «О Центральном банке РФ ( Банке России)», «О банках и банковской деятельности», с использованием международных стандартов бух. учёта в банках, требований международных организаций в области финансовой статистики.
Введение нового Плана счетов вместе с совершенствованием принципов организации учёта в банках практически означает реформу банковского бух. учёта.
Новый План счетов строится на следующих международно признанных принципах бух. учёта:
непрерывность деятельности кредитной организации; постоянство методов учёта; незыблемость входящего баланса; приоритет содержания над формой; осторожность при совершении банковских операций; раздельное отражение остатков по активно-пассивным счетам; открытость учёта.
Бухгалтерский баланс в полной мере должен отражать операции, проводимые банком, служить базой для принятия управленческих решений, отражать реально получаемую прибыль.
При формировании нового Плана счетов учтены изменения, имевшие место в последние годы в основах экономической системы, принципах организации экономических отношений, расширение функций и увеличение числа проводимых банками операций. Изменены общая структура Плана счетов, которая теперь базируется на выделении в разделы однотипных по содержанию банковских операций (межбанковские операции, счета клиентуры, привлечённые и размещённые средства, операции с ценными бумагами).
В основу построения Плана счетов положены следующие базовые принципы:
1. Разделение счетов на активные и пассивные, отказ от использования активно-пассивных счетов.
2. Единообразное отражение операций, совершаемых в различных видах валют, отказ от «валютного раздела» баланса.
3. Единая временная структура активных и пассивных операций.
4. Разрешение банком принимать решение об открытии дополнительных счетов, необходимых для более точного отражения совершаемых операций.
5. Разделение счетов по типам клиентов.
6. Расчёты с филиалами.
7. Финансирование капитальных вложений.
8. Нумерация лицевых счетов клиентов.
ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
|
Информация о работе Синтетический учет,структура баланса и контроль в банках