Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:02, курсовая работа
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1.Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы 5
1.1.Определение налога. 5
1.2.Функции налога. 6
2. Основные принципы налогообложения зарубежных стран 7
2.1. Налоговое планирование в зарубежных странах 7
2.2. Налоговое регулирование в зарубежных странах 9
3. Система налогообложения в развитых странах 14
3.1. Система прямого налогообложения 14
3.2. Система косвенного налогообложения 16
4. Международное сотрудничество в налоговой сфере 18
4.1. Двойное налогообложение и методы его устранения 18
4.2. Оффшорные механизмы в международном налогообложении 21
5.Налоговые системы некоторых стран 23
5.1. Налоговая система Украины. 23
5.2.Налоговая система России в ее сравнительном анализе. 25
Заключение 30
Список использованных источников 34
Таким образом, на основе данного параграфа можно сделать вывод, что налоговое планирование является одним из важнейших компонентов внутреннего планирования предприятия. Благодаря правильному учету налогового фактора предприятиям удается сохранить полученные финансовые накопления, при этом, не перебираясь в «налоговые гавани».
Налоги классифицируются в зависимости от характерных признаков и элементов. Любой вид налога содержит следующие элементы: источник, объект, субъект, носитель, форма изъятия (прямая или косвенная), налоговая ставка.
Источником всех видов налогов являются доход (прошлый, настоящий, ожидаемый), стоимость принадлежащего имущества, права на получение имущества. Таким образом, источник налога – это то, за счет чего уплачивается налог.
Объект налога – это то, с чего взимается налог (различные виды дохода, имущество, сделки).
Субъект (налогоплательщик)
– это физическое или юридическое
лицо, на которое в соответствии
с законодательством
Носитель налога – это лицо, на которое в конечном итоге перекладывается налоговое бремя. Например, при косвенном налогообложении ответственность за уплату налога несёт торговец, являющийся налогоплательщиком, а реальными носителями налога являются потребители этого товара, которые возмещают продавцу сумму уплаченного им налога, приобретая товар, в стоимость которого включён налог. При прямом налогообложении налогоплательщик и носитель налога совпадают.7
Налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Ими облагаются только доходы населения. Обложению реальными налогами подвергают деятельность или товары, то есть продажу, покупку или владение имуществом (собственностью) независимо от индивидуального финансового положения налогоплательщика. Ими могут облагаться и юридические, и физические лица. Различие между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства налогового бремени. Поэтому, с точки зрения равенства обложения, предпочтительнее вводить обложение домашних хозяйств, а не компаний, то есть стремиться к более широкому использованию личных налогов.8
В зависимости от способа изъятия доходов налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с полученного налогоплательщиком дохода (прибыль, заработная плата, дивиденды) или стоимости принадлежащего ему имущества. Косвенные налоги представляют собой надбавку к стоимости товара, работы, услуги (НДС, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины).
Все существующие системы налогообложения основываются на принципе прямого и косвенного налогообложения. Налоги также различаются по методу установления налоговой ставки, способу взимания, уровню подчиненности и целевому назначению.
Налоговая ставка – это величина налога, приходящаяся на единицу объекта обложения. Используются твердые (специфические) и процентные налоговые ставки. Твердые ставки характерны для некоторых косвенных налогов: акцизы, таможенные пошлины, подушный налог. Они выражаются в некоторой денежной сумме, приходящейся на единицу объекта обложения. Процентные ставки применяются для исчисления подоходных налогов, налогов с даров и наследств, налогов на прибыль корпораций, косвенных налогов и др. Эти ставки представляют собой выраженную в процентах долю налога по отношению к величине дохода, стоимости имущества.9
Процентные ставки делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональная ставка остаётся неизменной независимо от величины дохода, стоимости имущества, а прогрессивные и регрессивные ставки увеличиваются или уменьшаются по мере увеличения (уменьшения) объекта налогообложения.
В развитых странах применяются четыре способа взимания налогов: кадастровый, начисления (декларационный), административный и авансовый (удержание налога «у источника»).
Кадастровый способ основывается на применении кадастров – периодически составляемых описей, в которых регистрируются или переписываются все объекты, подлежащие обложению налогом (земля, строения, граждане и т.д.). На основе кадастрового способа обложения взимаются следующие налоги: поземельный, подомовой, промысловый, а также сохранившийся до сих пор в некоторых странах подушный налог.10
Способ начисления является наиболее распространённым, применяется для взимания подоходных налогов. При этом способе налогоплательщики самостоятельно рассчитывают сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, учитывая при этом все льготы и вычеты, на которые имеют право в соответствии с законодательством. На основе произведённых расчётов налогоплательщики заполняют налоговые декларации и предоставляют их в налоговые органы, в связи с этим другое название этого способа – декларационный. При этом налогоплательщики несут полную ответственность за полноту и правильность предоставленных в декларациях сведениях.
Административный способ взимания налога применяется в некоторых странах. При этом налоговые органы сами определяют размер облагаемого дохода на основе некоторых косвенных признаков (торговая площадь, количество клиентов, рыночная конъюнктура и т.д.).
При авансовом способе обложения налог удерживается из суммы дохода до момента его получения, у источника его выплаты (удержание «у источника»). Основную ответственность за уплату налога при этом несёт не получатель дохода, а лицо, выплачивающее доход. Этот способ используется при выплате заработной платы, дивидендов, процентов и т.д. Использование этого способа наиболее удобно для налоговых органов, так как нет необходимости вести учёт налогоплательщиков, а также проще контролировать правильность и своевременность уплаты налогов. В связи с этим в последние годы этот способ находит всё большее распространение в разных странах мира.11
В зависимости от целевого назначения различают обычные налоги, поступающие в бюджеты всех уровней, и целевые налоги, поступающие в специальные фонды для расходования на строго определённые цели.
Одной из главнейших современных
проблем в области налогообложе
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.
Система налогообложения должна выполнять
многообразные функции и, в частности,
стимулировать экономическую
Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется, тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий.
Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения.13
Таким образом, любой вид налога содержит: источник, объект, субъект, носителя, форму изъятия(прямую или косвенную), налоговую ставку. В добавок налоги делятся на личные и реальные. Также налоги различаются по методу установления налоговой ставки, способу взымания, уровню подчиненности и целевому назначению.
На основе данной главы можно сделать следующий вывод, что под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющую силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика. 14
Прямые налоги в зависимости
от объекта налогообложения
Система подоходных налогов, как правило, включает общий подоходный налог с населения, ряд специальных налогов с отдельных видов дохода (входящих в общий подоходный налог или существующих как дополнение к нему) и налог на прибыли корпораций.
Основу этой системы составляет общий подоходный налог с населения, обложению которым подлежат все физические лица, постоянно проживающие на территории данной страны. Подоходный налог с населения рассматривается как «окончательный» налог, поэтому при его исчислении принимаются во внимание некоторые особенности положения конкретного налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья налогоплательщика и т.д. Кроме того, этот налог имеет необлагаемый минимум и взимается по прогрессивным ставкам, возрастающим по мере увеличения дохода.15
Налоги на отдельные виды доходов взимаются по пропорциональным или прогрессивным процентным ставкам и независимо от того, входят они или нет в общий подоходный налог с населения, рассматриваются как дополнение к этому общему налогу. По своей структуре система таких налогов соответствует видам доходов, составляющих национальный доход общества: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент на ссудный капитал и земельная рента.16
В отношении заработной платы, доходов от капитала (дивиденды, проценты) и иногда некоторых других доходов регулярного характера (платежи по авторским правам и лицензиям, арендные платежи и т.д.) в большинстве стран применяется авансовое налогообложение.
К подоходным налогам с населения следует относить и причитающуюся с наемных работников часть обязательных взносов по социальному страхованию, взимаемых в различных странах в пределах 6–10% от суммы заработка.
Налоги с имущества
занимают незначительное место в
общем объеме государственных доходов
и в большинстве стран
Среди этих налогов основным является налог на недвижимое имущество, которым облагаются земельные участки и строения. Ставки налога невысоки и составляют обычно 1–3% от стоимости такого имущества. В некоторых странах существует также налог на общую сумму имущества, которым облагаются лишь крупные состояния (поскольку для этого налога предусмотрен высокий необлагаемый минимум). В состав облагаемого имущества включаются, кроме земельных участков и строений, пакеты акций компаний, активы и товарные запасы индивидуальных предпринимателей, задолженность со стороны третьих лиц и т.д. Ставки налога составляют 1–2%.
Ставки налога прогрессивные и в отношении крупных сумм дарений и наследств могут достигать 50%. Однако вследствие большого количества разного рода скидок и льгот крупные собственники благополучно уклоняются от уплаты этого налога, и поступления от него в Англии и США составляют лишь 2–3% доходов государственного бюджета.18
К налогам на имущество относятся и сохранившиеся еще в отдельных странах промысловый и подомовой налоги. При исчислении таких налогов за основу берется число рабочих, станков, окон, дверей и т.д. Во Франции и Японии до сих пор применяется наиболее примитивная форма прямого налога – подушный налог (имеющий свое происхождение непосредственно от дани, которой облагали население правители древнейших государств). Налог взимается с каждого жителя по твердым ставкам независимо от размера получаемого им дохода и наличия имущества.
Информация о работе Система налогообложения зарубежных стран