Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:02, курсовая работа
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1.Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы 5
1.1.Определение налога. 5
1.2.Функции налога. 6
2. Основные принципы налогообложения зарубежных стран 7
2.1. Налоговое планирование в зарубежных странах 7
2.2. Налоговое регулирование в зарубежных странах 9
3. Система налогообложения в развитых странах 14
3.1. Система прямого налогообложения 14
3.2. Система косвенного налогообложения 16
4. Международное сотрудничество в налоговой сфере 18
4.1. Двойное налогообложение и методы его устранения 18
4.2. Оффшорные механизмы в международном налогообложении 21
5.Налоговые системы некоторых стран 23
5.1. Налоговая система Украины. 23
5.2.Налоговая система России в ее сравнительном анализе. 25
Заключение 30
Список использованных источников 34
Установление и отмена налогов и сборов в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также льгот их плательщикам осуществляется Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми и городскими советами в соответствии с настоящим Законом, другими законами Украины о налогообложении.
Размер и механизм взимания сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую, тепловую энергию и природный газ устанавливаются Кабинетом Министров совместно с Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины.
Налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Законом уплате не подлежат.
Плательщиками налогов и сборов являются юридические и физические лица, на которых законодательством о налогообложении возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Учет плательщиков налогов и сборов осуществляется органами государственной налоговой службы и государственными органами, являющимися получателями соответствующих сборов. Взятие на учет юридических лиц и физических лиц - предпринимателей в качестве плательщиков налогов, сборов в органах государственной налоговой службы осуществляется на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором.
Порядок учета плательщиков налогов, сборов определяется центральным органом государственной налоговой службы Украины – Государственной налоговой администрацией.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная, или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты. Общегосударственные налоги и сборы взимаются на всей территории Украины.
Налоги и сборы, которые включаются в цену товаров (работ, услуг) или относятся на их себестоимость, уплачиваются независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Сумма дохода или прибыли, полученная юридическими лицами, их филиалами, отделениями за границей, включается в общую сумму дохода (прибыли), подлежащую налогообложению в Украине, и учитывается при определении размера налога.
Суммы налога на доход (прибыль), полученные за пределами территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, уплаченные юридическими лицами, их филиалами, отделениями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, зачисляются при уплате ими налога с доходов в Украине. При этом размер зачисляемых сумм не может превышать суммы налога с доходов, подлежащей уплате в Украине, относительно дохода, полученного за границей. Доходы, полученные за пределами Украины физическими лицами с постоянным местом жительства в Украине, включаются в состав совокупного дохода, подлежащего налогообложению в Украине. Если международным договором Украины, ратифицированным Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законах Украины о налогообложении, то применяются правила международного договора.
Контроль за правильностью и своевременностью взимания налогов и сборов осуществляется государственными налоговыми органами.
Таким образом, анализ данного параграфа показал, что налоговая система Украины ещё не до конца сформирована и требует кропотливой работы для того, чтобы она не только была эффективна сама по себе, но и успешно взаимодействовала с другими сферами экономики.
Общим истоком налоговых систем и Украины, и России была еще окончательно не сформированная система налогообложения Советского Союза образца 1990 года. Однако, имея общие корни, каждая их них, с учетом специфики национальной экономики, социальных особенностей и политических реалий избрала свой путь развития. В результате системы налогообложения наших стран разошлись достаточно далеко не только по перечню налогов и сборов, но и по структуре, фискальной эффективности, конструкции отдельных налогов и сборов, специфике понимания налоговой терминологии и элементов налога.
Вполне естественно, что, развивая систему налогообложения наших стран, каждый раз мы сталкиваемся с проблемой целесообразности использования подходов других государств к решению назревших вопросов. При этом часто без должного научного обоснования и без учета специфики социально-экономической ситуации в стране копируются далеко не всегда самые удачные зарубежные подходы и методы решения тех или иных проблем. В результате мы с удивительным постоянством повторяем чужие ошибки, а иногда слишком поздно замечаем те рациональные зерна, которые присутствуют в каждой из наших систем налогообложения.30
Украинская налоговая система является одной из наиболее сложных и наименее эффективных не только среди стран европейского региона, но и в глобальном сравнении, что регулярно подтверждают международные отчеты и рейтинги, исследования отечественных экономистов, а также оценки инвесторов, работающих в Украине. В рейтинге налоговых систем Paying Taxes 2010, подготовленном Всемирным банком совместно с PriceWaterHouseCoopers, Украина заняла 181 место из 183 исследуемых стран. По данным исследования, среднестатистическое украинское предприятие в течение года осуществляет 147 обязательным платежей, что является наихудшим показателем в мире (183 место). Для сравнения, в России платежей 11, Польше - 40, Чехии - 12, Беларуси - 107, Грузии - 18, США - 10, Франции - 7, Китае - 7. Большая часть налогов и взносов (96) в Украине связана с налогообложением труда31. В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134-е место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли.
В Российской Федерации
существует трехуровневая система налогооб
Первый уровень - федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги). Эти налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города.
Формально определенный законом статус того или иного налога еще не определяет бюджет, в который этот налог поступает. Так, налог на прибыль поступает не только в федеральный бюджет, но и в территориальные бюджеты. Аналогично распределяются акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и другие.
Анализ динамики структуры налоговых платежей бюджета РФ показывает, что в период формирования рыночных экономических отношений, когда налоговая система имела ориентацию на косвенное обложение, подоходный налог с физических лиц не играл существенной регулирующей роли в налоговой системе.32
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).
Налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 35 % ВВП. В то же время в Европе эта цифра составляет 38-40 %.33
Налог на добавленную стоимость (НДС).
В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы организаций.
Сегодня НДС в России является главным в формировании доходной части бюджета РФ. С 2003 г. этот налог целиком поступает в федеральный бюджет.
В соответствии с принятым в Российской Федерации налоговым законодательством обложение НДС производится по трем основным налоговым ставкам. Впервые в российской налоговой практике при обложении НДС введена ставка в размере 0%. Она применяется, в частности, при реализации товаров, экспортируемых за пределы России. По налоговой ставке в размере 10% налогообложение производится при реализации отдельных социально значимых продовольственных товаров, а также товаров для детей. Перечень этих товаров до 2000 г. устанавливался Правительством РФ, начиная с 2000 г. он установлен Налоговым кодексом РФ. Начиная с 2002 г. налоговая ставка в размере 10% применяется при реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Кроме того, по ставке 10% с 2002 г. облагается реализация как отечественных, так и иностранных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Реализация всех остальных товаров, работ и услуг, не освобожденных в соответствии с российским налоговым законодательством от уплаты налога, облагается по ставке 18%.
Налог на прибыль организаций. Основная ставка налога на прибыль, начиная с 2002 г., установлена в размере 24%. При этом налоговым законодательством предусмотрено разделение этой ставки на две составляющих ее ставки. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет, по ставке 17,5% - в бюджеты субъектов РФ.
Налог на доходы физических лиц. Российское налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода.
За годы существования подоходного налога с физических лиц ставки этого налога достаточно часто менялись. Но эти изменения носили скорее косметический, нежели капитальный, характер, поскольку, как правило, менялись верхняя, высшая, ставка или же размер облагаемого по той или иной ставке совокупного годового дохода, что было связано с инфляционными процессами. При этом до принятия Налогового кодекса в части налога на доходы физических лиц ставки были прогрессивными. Начиная с 2001 г. в Российской Федерации действует фактически единая для определенного вида доходов ставка налога. Основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%. Для нерезидентов установлена ставка в размере 30%.
Единый социальный налог. Данный налог поступает в государственные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Ставка до 2005 г. была равна 36,5%, с 2005 г. единый социальный налог взимается по ставке 26%.
Кроме традиционной системы
налогообложения в России действует
альтернативная налоговая система
(специальные налоговые режимы)
Таким образом, из данного параграфа очевидно, что налоговые системы России и Украины похожи и имеют общие корни, но решая свои сходные социально-экономические проблемы, решение которых, так или иначе, отражается на системах налогообложения, выбирают различные пути и способы их решения. Вместе с тем, решая эти проблемы, наши страны выбирают зачастую различные пути и способы их решения. Какие-то из этих способов, безусловно, являются удачными и эффективными, какие-то – нет.
Таким образом, проанализировав и сравнив налоговые системы России и Украины, на основе данной главы, автор сделал вывод, что украинская налоговая система является одной из наиболее сложных и наименее эффективных в глобальном сравнении. Вместе с тем говорить о формировании в России эффективной налоговой системы пока рано. Снижение налогового бремени ошибочно воспринималось только как уменьшение налоговых ставок в то время, как налоговое бремя складывается за счет фискальной (размер платежа, который, в свою очередь, зависит от ставки и налоговой базы) и административной (расходы, которые несет налогоплательщик в процессе налогового администрирования) нагрузок. В связи с этим нельзя не видеть, что снижение ставок налогов сопровождалось увеличением объемов отчетности, более сложной стала система учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; усилился пресс контрольных проверок со стороны государственных органов, вызывающий существенный рост транзакционных издержек налогоплательщика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в соответствии с поставленной во введении целью работы, задачами и проведенным исследованием автор сделал следующие выводы.
Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги играют большую роль в жизни общества. Они являются основным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.
Рациональность действующего законодательства определяется истепенью относительного равновесия налоговых функций. Однако, на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая может быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет формировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.
Информация о работе Система налогообложения зарубежных стран