Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:02, курсовая работа
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1.Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы 5
1.1.Определение налога. 5
1.2.Функции налога. 6
2. Основные принципы налогообложения зарубежных стран 7
2.1. Налоговое планирование в зарубежных странах 7
2.2. Налоговое регулирование в зарубежных странах 9
3. Система налогообложения в развитых странах 14
3.1. Система прямого налогообложения 14
3.2. Система косвенного налогообложения 16
4. Международное сотрудничество в налоговой сфере 18
4.1. Двойное налогообложение и методы его устранения 18
4.2. Оффшорные механизмы в международном налогообложении 21
5.Налоговые системы некоторых стран 23
5.1. Налоговая система Украины. 23
5.2.Налоговая система России в ее сравнительном анализе. 25
Заключение 30
Список использованных источников 34
Таким образом, в зависимости от объекта налогообложения прямые налоги делятся на подоходные налоги и налоги с имущества. К подоходным налогам относятся: общий подоходный налог с населения, ряд специальных налогов с отдельных видов дохода (входящих в общий подоходный налог или существующих как дополнение к нему) и налог на прибыли корпораций. А к налогам с имущества прежде всего относят налог на недвижимое имущество, а также налог на общую сумму имуществ, промысловый, подомовой, подушный, налог в отношении крупных сумм дарений и наследств.
Косвенные налоги представляют собой надбавку к ценам товаров и услуг, оплачиваемую, в конечном счете, потребителем. Существуют четыре вида косвенных налогов: таможенные пошлины, акцизы и другие налоги на потребление товаров и услуг, налоги на сделки, взносы предприятий в фонды социального страхования.19
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые с импорта, экспорта и транзита товаров. В развитых странах преимущественно применяются импортные таможенные пошлины.
По способу исчисления различают адвалорные пошлины (в процентах к цене товара) и специфические пошлины (в твердой ставке с единицы товара – литра, центнера и др.).
В прошлом таможенные пошлины применялись в основном лишь в фискальных целях, т.е. как источник доходов для государственной казны. Среди экономических функций таможенных пошлин можно выделить следующие: протекционистскую – для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров; преференциальную – для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов; статистическую – для более точного учета внешнеторгового оборота; уравнительную – для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства и др.
Основной формой косвенного налогообложения являются акцизы, представляющие собой надбавки к ценам основных потребительских товаров (спиртные напитки, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия и др.). Такие акцизы называются индивидуальными в отличие от универсального акциза, которым дополнительно облагается вся продажа товаров и услуг на территории данной страны.
Универсальный акциз в форме налога на добавленную стоимость (НДС) действует почти во всех странах Западной Европы. В США и некоторых других странах этот акциз применяется в форме налога с валовой суммы продаж.20
Порядок взимания налога
на добавленную стоимость
Налоги на сделки – это особая форма косвенных налогов, представляющая собой вид пошлины, которая взимается со сделок, подлежащих регистрации в установленном порядке.
Наиболее распространенным видом налога на сделки является гербовый налог (гербовый сбор), которым облагается регистрация актов о передаче имущества, долговых обязательств, доверенностей на владение или опеку имущества, расписок, квитанций и др. Гербовый налог исчисляется либо по твердым ставкам, либо в процентах к сумме сделки.
В ряде стран имеются также специальные трансфертные налоги, которыми облагаются некоторые особые виды сделок: продажа акций и облигаций; продажа земельной собственности и др.
Взносы на социальное
страхование в большинстве
Взносы, уплачиваемые предпринимателями за социальное страхование, следует относить к косвенным налогам, поскольку они включаются в качестве издержек производства в цену производимых товаров и услуг и, в конечном счете, перекладываются на потребителя.
Взносы на социальное страхование, уплачиваемые предпринимателями, устанавливаются в процентах к фонду заработной платы. В некоторых странах размеры ставок достигают 15–24%, что, несомненно, является одним из факторов, способствующих ускорению темпов инфляции и роста цен в этих странах.21
Таким образом, очевидно, что перечисленные косвенные налоги создают финансовую базу государства, так как косвенные налоги уплачивают лишь лица, расходующие свои доходы на приобретение товара или услуги. Казалось бы, любое лицо может избежать уплаты косвенных налогов, воздерживаясь от покупки соответствующих товаров и услуг. Однако в жизни такое уклонение от налога невозможно, поскольку практически весь объем товаров и услуг широкого потребления облагается косвенными налогами.
На основе данной главы,
можно сказать, что основу систем налогообложения
составляют прямые и косвенные
Доходы, извлекаемые в одной стране и затем переводимые в другую (предпринимательские прибыли, дивиденды, проценты, роялти и т.д.), обычно облагаются налогами в обеих странах в соответствии с их законодательством. Если налогообложение таких доходов не координируется налоговыми властями обеих стран, может возникнуть «избыточное» по сравнению с национальными законами (двойное) налогообложение.
Международное двойное
налогообложение — это
Для смягчения (или устранения) эффекта двойного налогообложения, как правило, используют методы устранения двойного налогообложения.
Рис. 1. Методы устранения двойного налогообложения23
Применяют как односторонние меры избегания двойного налогообложения, связанные с нормами внутреннего налогового законодательства, так и многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций.24 Первый и второй методы применяются для расчета обязательств налогоплательщика по уплате налогов на доходы и имущество.
Налоговая скидка обычно
применяется при обложении
Таким образом, применение метода «налогового кредита» означает, что данная страна в своей налоговой политике придерживается принципа нейтралитета по отношению к капиталовложениям своих граждан и компаний за рубежом: не стремится их поощрять, но и воздерживается от дискриминирующих мер против них. Этот метод применяется преимущественно в англосаксонских странах: США, Великобритании и др.
Примерно аналогичные правила налогового кредита существуют в Германии, Дании, Финляндии, Швейцарии, Греции и Испании. Норвегия разрешает вычет иностранных налогов лишь в качестве операционных расходов – однако во всех многочисленных налоговых соглашениях с другими странами также предусмотрено применение метода налогового кредита.25
Австрия и Италия предоставляют налоговый кредит на основе фактической взаимности, т.е. при условии, что соответствующая страна предоставляет налоговый кредит для налогов, взимаемых в Австрии и Италии.
Ряд стран (Франция, Швейцария, Аргентина, Венесуэла и др.) в своей практике больше ориентируются на метод освобождения иностранных доходов от налогообложения. Как правило, такое освобождение распространяется лишь на некоторые строго определенные доходы: прибыли зарубежных «деловых учреждений», доходы от недвижимой собственности, расположенной за рубежом, дивиденды на инвестированные в других странах капиталы.
При применении метода освобождения страна-экспортер капитала уступает право налогообложения иностранного дохода стране-источнику такого дохода. В этом случае в стране-источнике дохода обеспечивается равенство между местными и зарубежными инвесторами, в то время как для инвесторов страны-экспортера капитала сохраняется различие налоговых режимов для внутренних и зарубежных инвестиций.26
Таким образом, из данной главы понятно, что существует несколько методов устранения двойного налогообложения, такие как распределительный метод, налоговая скидка и налоговый кредит. Подавляющее большинство стран, претендующих тем или иным образом на обложение налогами зарубежной деятельности своих граждан, одновременно предусматривают и соответствующие меры, чтобы смягчить или полностью устранить возникающее для них в результате такой практики двойное налогообложение. Для них выход видится в одном – уменьшить свои налоговые претензии, собственно для чего и используются данные методы.
Государственная политика
некоторых стран
Страна, в которой налоговый режим является более льготным, имеет название налогового убежища (налоговой гавани). Если в пределах одной страны действует льготный порядок налогообложения, стимулирующий привлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность, то возникает налоговый оазис (экономическая зона, зона свободного предпринимательства, порт и т.п.).
Льготный налоговый климат или наличие безналогового статуса стимулирует создание так называемых оффшорных компаний (от англ. Off-shore – вне берега, изолированный).
Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, не ведущие бизнес в стране регистрации. Льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межстрановое соглашение об избежание двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае, оффшор подвергается налогообложению в стране, где он ведет свою деятельность.27
Наиболее выгодно создание оффшора в связи с:
В настоящее время
насчитывается более 60 оффшорных
зон. Примерно четверть стран мира применяет
оффшорный режим или его
На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др. 29
Важной проблемой, вызывающей беспокойство правительств многих стран мира, является рост объемов оборота «грязных» денег и их «отмывка» через банки и кредитные учреждения в «оффшорных центрах».
Таким образом, особая ценность
оффшора заключается в
Из данной главы следует вывод, что международное двойное налогообложение - обложение одного и того же дохода идентичным налогом в разных странах. Во избежание такой ситуации применяются межгосударственные соглашения.
Однако существуют, так называемые оффшорные зоны - государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности. В ряде государств используется также термин «укрытие от налогов». Важно заметить, что льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межстрановое соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае, оффшор подвергается налогообложению страны, где он ведет свою деятельность.
Принципы построения
системы налогообложения в
Информация о работе Система налогообложения зарубежных стран