Система регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение цены и ценовой политики государства;
изучить цели, значение и методы регулирования цен;
исследовать систему регулирования цен в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие цены и ценовой политики государства………………………...5
2. Цели, значение и методы государственного регулирования цен
2.1. Цели и значение государственного регулирования цен………...9
2.2. Методы государственного регулирования цен………………....12
3. Система регулирования цен
3.1. Система регулирования цен в Российской Федерации………...16
3.2. Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов в Российской Федерации……………………………………………………..18
3.3. Органы ценообразования и контроля, их функции……………..22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список используемых источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен проблемы и перспективы совершенствования.docx

— 127.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Понятие цены и ценовой политики государства………………………...5

2. Цели, значение и методы государственного регулирования цен

2.1. Цели и значение государственного регулирования цен………...9

2.2. Методы государственного регулирования цен………………....12

3. Система регулирования  цен 

3.1. Система регулирования  цен в Российской Федерации………...16

3.2. Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов в Российской Федерации……………………………………………………..18

3.3. Органы ценообразования  и контроля, их функции……………..22

Заключение…………………………………………………………………...27

Список используемых источников…………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. В современных условиях все развитые страны осуществляют регулирование национальной экономики с различной степенью государственного вмешательства. Россия стоит в этом ряду особняком, придерживаясь либеральной модели развития, уповая на то, что рынок все отрегулирует. Однако, вне зависимости от господствующих экономических доктрин, никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Набравший силу в нашей стране класс предпринимателей рассматривает государственное вмешательство в экономические процессы как помеху в своей деятельности. Идеи экономического либерализма исповедуются и значительным числом руководящих кадров верхнего эшелона власти России. Но уместно напомнить, что не все сферы подвластны рыночному регулированию. Взять хотя бы общественные товары, т.е. товары и услуги, которые потребляются коллективно, например, национальная оборона, образование, транспорт, здравоохранение и т.д. Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, которое справедливо сточки зрения законов рынка, как видим, приводит к неравенству доходов, расслоению общества, социальной незащищенности.

Наиболее остро в нашей стране стоит проблема государственного регулирования потребительских цен и тарифов, а вернее фактическое отсутствие такового, хотя в соответствии со статьей 71 Конституции РФ именно в ведении государства находятся основы ценообразования. С формальной стороны все выглядит вполне благополучно. В Российской Федерации действует порядка 20 федеральных законов и 100 актов органов исполнительной власти, прямо определяющих порядок регулирования цен и тарифов. Кроме Конституции к основным регулирующим документам относятся федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления», «О естественных монополиях», целый ряд Указов Президента и Постановлений правительства РФ, других подзаконных актов.

Актуальность темы состоит в том, что ценообразование в нашей стране сейчас находится в переходном периоде, как и вся экономика в целом. Начавшаяся в 1992 году реформа по либерализации цен в связи с переходом к рыночной экономике еще не отрегулирована окончательно. Также расшатывают экономику наступивший мировой финансовый кризис и пережитки криминализации общества в 90-х гг. Ценообразование еще не до конца сформировано, и все применяемые меры и инструменты по регулированию цен в большинстве случаев основываются на зарубежном опыте. Однако на сегодняшний день экономисты пытаются находить новые пути, способы, методы и инструменты для оздоровления экономики и получения контроля над инфляцией.

Для успешного осуществления всех целей государственной ценовой политики необходимо грамотно оперировать опытом прошлых лет и прецедентных случаев, а также разрабатывать инновационные пути решения всевозможных экономических проблем.

Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение цены и ценовой политики государства;
  • изучить цели, значение и методы регулирования цен;
  • исследовать систему регулирования цен в Российской Федерации.

Объект исследования - государственное регулирование цен.

Предмет исследования - государственная система регулирования цен.

 

 

1. Понятие цены и ценовой политики государства

Цена - важнейшая экономическая категория. Понять и объяснить ее сущность и закономерности функционирования люди пытались с момента появления денег и экономики. Существует несколько концепций теории цены:

  • Трудовая теория стоимости. Смысл ее в том, что основой цены является стоимость, созданная трудом. Основоположниками этой теории были представители классической концепции экономической теории. Вильям Петти (1623-1687гг.) считал естественной ценой товара количество металлических денег, получаемых в среднем за него. А это количество, в свою очередь, зависит от соотношения затрат труда на производство этого товара с затратами труда на производство единицы денег. Адам Смит развил эту теорию. Он разграничил меновую и потребительную стоимость и показал, что стоимость непременно должна выражаться в количественном отношении обмена товаров, а при развитии рыночных отношений - в деньгах. Адам Смит первым представил цену как денежное выражение стоимости. Этот экономист также создал теорию факторов производства. Она показывает, стоимость обусловлена функционированием трех факторов: труда, капитала и земли. Естественная цена определяется затратами труда для их добычи. Современные экономисты добавляют к этим факторам еще два: предпринимательскую способность (способность управлять тремя основными факторами) и информацию, как систему знаний и сведений. Давид Рикардо разложил цену на отдельные элементы. Он создал и обосновал структуру цены товара, элементами которой считал стоимость орудий, инструментов и знаний, а также стоимость, присоединенную к старой. Карл Маркс довел теорию трудовой стоимости до завершения. Он разделил труд на конкретный и абстрактный. Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость товара. Абстрактный труд-это те силы, физическая и умственная энергия, которую затрачивает человек в процессе труда. Он создает стоимость товара. [4, с. 32]
  • Теория предельной полезности. Она появилась в 70-х гг. XX века. Ее смысл в том, что основой цены является полезность, степень которой каждый участник определяет, исходя из собственных субъективных представлений. Наиболее видные представители этой теории - австрийские экономисты К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.
  • Теория спроса и предложения, разработанная известным английским экономистом Альфредом Маршаллом, гласит, в отличие от других теорий, что не стоимость является основой цены, а взаимодействие спроса и предложения.

Позже появились концепции Джона Кейнса и Милтона Фридмена (кейнсианская и монетаристская), а также новаторские концепции ценообразования.

Цена постоянно усложняется как экономическая категория, и сегодня можно говорить, что ее можно рассматривать как результат взаимодействия всех ценообразующих факторов: спроса, предложения, потребительского выбора, факторов производства и других. [2, с. 15]

Цена имеет специфические функции, которые отражают ее сущность. Можно выделить следующие функции цены: учетно-измерительная (служит для определения эффективности производства и величины издержек), функция сбалансирования спроса и предложения (осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом), распределительная функция (позволяет перераспределить национальный доход), стимулирующая, социальная функция.

В реальности все функции цены взаимосвязаны и четко разграничить их довольно сложно. Например, распределительная функция может оказаться стимулирующей; все функции, так или иначе, отображаются учетно-измерительной функцией и т.д.

Цена состоит из отдельных элементов. Причем если они выражены в абсолютных единицах, то показывают состав цены, а если элементы выражены в процентах, то они показывают структуру цены. Итак, цена включает в себя: себестоимость, прибыль предприятия, акциз по подакцизным товарам, налог на добавленную стоимость (НДС), снабженческо-сбытовая надбавка, торговая надбавка.

Все вышесказанное доказывает важность цены как экономической категории и инструмента регулирования экономики государства.

Осуществление контроля уровня цен и его регулирование входит в задачи государственной ценовой политики.

Ценовая политика государства - это практические действия органов государственной власти, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, а также осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

Основными целями государственной ценовой политики являются: борьба с инфляцией, поддержание конкурентной рыночной среды и борьба с монополизмом, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность. Они являются необходимыми условиями нормального воспроизводства и развития общества в целом. [6, с. 56]

Вмешательство государства в ценообразование может быть прямым и косвенным. Среди прямых методов регулирования уровня цен можно выделить: общее замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов, установление предельных цен или коэффициента предела возможного изменения цены за определенный период времени, установление предельного уровня рентабельности, декларирование цен, а также установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице органов управления непосредственно воздействует на структуру и уровень цен. Косвенные методы государственного регулирования цен исходят из того, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования. Выделяют следующие косвенные методы регулирования уровня цен: система запретов, регулирование кредитно-денежной политики, регулирование фискальной политики, а также регулирование цен через социальную и внешнеэкономическую политику.

Ценообразование в нашей стране сейчас находится в переходном периоде, как и вся экономика в целом. Начавшаяся в 1992 году реформа по либерализации цен в связи с переходом к рыночной экономике еще не отрегулирована окончательно. Также расшатывают экономику наступивший мировой финансовый кризис и пережитки криминализации общества в 90-х гг. Ценообразование еще не до конца сформировано, и все применяемые меры и инструменты по регулированию цен в большинстве случаев основываются на зарубежном опыте. Однако на сегодняшний день экономисты пытаются находить новые пути, способы, методы и инструменты для оздоровления экономики и получения контроля над инфляцией.

Исходя из всего вышесказанного, для успешного осуществления всех целей государственной ценовой политики необходимо грамотно оперировать опытом прошлых лет и прецедентных случаев, а также разрабатывать инновационные пути решения всевозможных экономических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цели, значение и методы государственного регулирования цен

 

2.1. Цели и значение государственного регулирования цен

Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать понимание долговременных и текущих задач государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Регулирование экономики представляет собой целенаправленные действия, обеспечивающие поддержание или изменение экономических процессов, явлений и их связей. Оно может осуществляться в различных формах:

  • в виде прямого регулирования всех сторон деятельности на всех уровнях, то есть директивного планирования, опыт которого имеет Россия за 1917-1991 годы;
  • в виде рыночного саморегулирования, представляющего собой самонастройку воспроизводственного процесса под влиянием действующих экономических законов. В сущности, система саморегулирования в рыночной экономике - это совокупность норм и правил, которые соблюдаются контрагентами на рынке;
  • путем индикативного регулирования, т.е. воздействия государства на производство и потребление с помощью различных экономических рычагов, таких, как налоговая система, инвестиционная политика, бюджетно-финансовые мероприятия и др. [9, с. 25-56]

Форма регулирования экономикой зависит от действующей системы хозяйствования и определяется целями и задачами ее развития. Нигде в мире не существует в чистом виде рыночная экономика. Даже в СССР при всей зарегулированное управления существовали отдельные элементы рынка. Реальная экономика - смешанная, в ней сочетаются черты и рыночной, и централизованной, существует государственное регулирование и действуют рыночные отношения, различается лишь степень и методы влияния государства.

Осознание необходимости вмешательства государства в экономические процессы пришло не сразу, этому способствовал кризис 20-30-х годов, потрясший мир. Опыт экономики привел к пониманию того, что для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного воздействия. Данная позиция теоретически разработана и обоснована Дж.К. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег». Рыночный механизм ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые тормозят развитие экономики. Поэтому перед государством стоит задача - разработать и поддерживать такой механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике. Основная цель государственного регулирования - соблюдение интересов общества в целом, и прежде всего социально

незащищенного населения, защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды.

Государственное регулирование экономической жизни общества предполагает установление общих правил поведения участников рынка в виде определенных ограничений, касающихся вида товара, его качества, объема продаж, цен. В странах с ярко выраженной рыночной экономикой вмешательство государства носит в основном косвенный характер, а регулирование в целях ограничения или подавления нежелательных видов экономической деятельности (например, производство и реализация наркотиков);

в целях развития отдельных форм предпринимательства (поддержка малого бизнеса, фермерства и т.д.); в целях создания нормальных условий конкуренции на рынке;

в целях обеспечения населения жизненно необходимыми товарами, продукцией, услугами.

Одним из главных видов государственного воздействия на экономические процессы является ценовое регулирование. Цена - важнейший центральный элемент рыночной экономики. Посредством цены осуществляется взаимосвязь между предприятиями и отраслями, стимулируется их развитие. Одновременно цена выступает как основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывает возможности потребителя с денежными запросами производителей. Цена тесно связана с другими элементами рыночного механизма, реагирует на их изменения: любое воздействие государства на воспроизводственный процесс автоматически отражается на ценах, точно так же воздействие на цены сказывается на всем процессе производства и реализации. Цены играют и важную социальную роль: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг населения, их расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи, поэтому наиболее чувствительной бывает реакция населения на изменение уровня. Таким образом, цена имеет важное политическое, экономическое и социальное значение. Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, продукции, услуг; анализировать причины изменений, прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динамика цен рассматриваются как важнейшие характеристики состояния экономики в целом, а влияние на цены - как составная часть воздействия на развитие всей экономической ситуации.

Информация о работе Система регулирования цен