Система регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение цены и ценовой политики государства;
изучить цели, значение и методы регулирования цен;
исследовать систему регулирования цен в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие цены и ценовой политики государства………………………...5
2. Цели, значение и методы государственного регулирования цен
2.1. Цели и значение государственного регулирования цен………...9
2.2. Методы государственного регулирования цен………………....12
3. Система регулирования цен
3.1. Система регулирования цен в Российской Федерации………...16
3.2. Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов в Российской Федерации……………………………………………………..18
3.3. Органы ценообразования и контроля, их функции……………..22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список используемых источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен проблемы и перспективы совершенствования.docx

— 127.54 Кб (Скачать файл)

ущерб обществу. Так как монополисты могут ограничивать объем предложения, то и в состоянии диктовать цены на свою продукцию, товары, услуги, которые превышают конкурентные цены, а монополисты

получают длительную устойчивую высокую прибыль. Естественно, такая ситуация противоречит интересам потребителей, а также способствует тому, что ресурсы, количество которых ограничено, распределяются в интересах монополистических продавцов (производителей), а не в целях удовлетворения потребностей общества. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой действует антимонопольное законодательство и создан действенный механизм контроля за деятельностью монополистов.

В 1995 и в 1998 году, согласно федеральным законам от 25.05.95 г. № 83-Ф3 и от 6.05.98 г. вносятся изменения и дополнения в Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», конкретизирующие и уточняющие понятия и общие положения в соответствии с изменившейся экономической ситуацией. [17, с. 44-52]

Доминирующим безусловно (т.е. монопольным) признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, при доле рынка от 35-65% антимонопольный орган должен доказать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а при доле менее 35% положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим. Законом запрещены монополистические действия, которые препятствуют свободной конкуренции или ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов:

  • изъятие товаров из обращения, которое может привести к дефициту или повышению цен;
  • навязывание контрагентам невыгодных или дискриминирующих условий договоров;
  • создание препятствий для доступа (выхода) на рынок;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • установление монопольно высоких или низких цен. Монопольно высокая - цена товара, устанавливаемая предприятием-монополистом с целью компенсации необоснованных затрат или получения дополнительной

прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая - цена приобретаемого товара, устанавливаемая монополистом (покупателем) в целях получения дополнительной прибыли (компенсации необоснованных затрат) за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая монополистом-продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи с целью ограничения конкуренции или вытеснения с

рынка других продавцов;

  • сокращение или прекращение производства товаров, пользующихся спросом при наличии возможностей их безубыточного производства.

Законом запрещены согласованные действия конкурирующих хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, если они имеют (или могут иметь) в совокупности долго рынка данного товара более 35%:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • раздел рынка но любому признаку (территориальному, объему закупок или продаж, ассортименту, кругу продавцов или покупателей);
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов;
  • отказ от заключения договоров с отдельными продавцами или покупателями.

Кроме того, запрещено создание любых объединений предприятий, которые могут препятствовать свободной конкуренции. Не допускаются соглашения и действия органов исполнительной государственной власти (федеральных, региональных, местных), ограничивающие конкуренцию.

Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Методы регулирования применяются к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса па них.

При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

  • издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы, налоги и другие платежи;
  • стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для воспроизводства, и амортизационные отчисления;
  • прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);
  • удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
  • соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
  • государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

 

3.3. Органы ценообразования и контроля, их функции

В Российской Федерации основы ценовой политики находятся в введении государства, что должно найти отражение в законодательстве. В настоящее время такого Федерального закона нет, поэтому важнейшие направления государственной цеповой политики регулируются такими законодательными и правовыми нормативными актами, как федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Система органов ценообразования представлена на рисунке 1.

Согласно действующей практики, главным органом ценообразования является Правительство РФ и Федеральные органы исполнительной власти - Министерство экономики и входящий в его состав департамент цен. Функциями Правительства РФ являются:

  • утверждение перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат регулированию;
  • установление порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;

установление порядка государственного регулирования применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссии РФ; .

Рисунок 1 - Органы ценообразования Российской Федерации

  • осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по государственному регулированию цен (тарифов).

Правительству РФ также дано право пересматривать перечни продукции, товаров, услуг, цены (тарифы), которые подлежат регулированию на внутреннем рынке страны, и изменять порядок регулирования в случае необходимости.

На департамент цен в составе Министерства экономики возложены следующие функции:

  • формирование предложений по вопросам проведения единой государственной ценовой политики и их реализация;
  • разработка порядка регулирования цен (тарифов);
  • разработка методологии ценообразования, обеспечивающей единую политику ценового регулирования на всей территории Российской Федерации;
  • систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народно-хозяйственного комплекса и подготовка предложений по совершенствованию как механизма ценообразования, так и государственной политики цен;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением порядка регулирования цен;
  • координация деятельности органов контроля цен субъектов Федерации.

На органы контроля цен субъектов Российской Федерации возложены функции регулирования цен (тарифов) на то товары, продукцию и услуги, которые в соответствии с законодательными нормативными актами находятся в их компетенции (локальные естественные монополии).

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, кроме отраслей, отнесенных к естественной монополии, осуществляется Министерством по антимонопольной политике, создающим подчиненные ему территориальные органы для исполнения своих функций. [18, с. 11-31]Основными задачами антимонопольных органов являются:

  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти всех уровней управления, направленные на недопущение ограничения или устранения конкуренции;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Для решения этих проблем антимонопольные органы:

  • направляют в Правительство РФ предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства к практики его применения;
  • дают рекомендации органам исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;
  • разрабатывают и осуществляют меры по демонополизации производства и обращения;
  • контролируют соблюдение антимонопольных требований при создании, регистрации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
  • контролируют приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, которое можно привести к доминирующему положению.

Таким образом, на антимонопольные органы возложены функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе и за соблюдением порядка ценообразования.

Что касается отраслей естественных монополий, то их деятельность регулируется Федеральными органами естественных монополий, также создающими в субъектах Российской Федерации территориальные органы исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий.

Государственная ценовая политика Российской Федерации не может быть реализована без эффективного контроля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Контроль является не самоцелью, а составной частью управления экономическими объектами и процессами.

Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Федерации с 1967 года. В середине 1989 года в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского подчинения были образованы государственные инспекции цен, а в городах и районах введены должности инспекторов по контролю за ценами. Таким образом, Роскомцен имел вертикальную структуру управления и четкий механизм контроля за исполнением своих решений на территории Российской Федерации.

После ликвидации Российского комитета цен в 1994 году единая система органов ценообразования и контроля цен распалась. Функции федерального органа контроля по ценовой политике перешли к Министерству экономики. Органы ценообразования и контроля цен субъектов Российской Федерации были переформированы и стали функционировать под различными названиями в структуре органов соответствующей исполнительной власти.

Таким образом, в настоящее время органами контроля цен являются:

  • на федеральном уровне - Министерство экономики РФ;
  • на региональном уровне - органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • на местном уровне - органы местного самоуправления (контроль распространяется на субъекты предпринимательской деятельности муниципальной собственности).

Помимо них, право контролировать деятельность имеют и другие государственные органы:

  • финансовые и антимонопольные органы;
  • органы регулирования естественных монополий;
  • государственная налоговая инспекция;
  • государственная торговая инспекция.

Различие между ними заключается в том, что органы контроля цен в случае нарушения дисциплины цен имеют право принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании штрафов и реализовывать их через налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы, выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам контроля цен для принятия решений.

Кроме того, органы контроля цен субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 146 и 224 КФ об административных правонарушениях могут накладывать штраф на руководителей предприятий, нарушивших дисциплину цен.

Информация о работе Система регулирования цен