Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:15, курсовая работа
Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение цены и ценовой политики государства;
изучить цели, значение и методы регулирования цен;
исследовать систему регулирования цен в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие цены и ценовой политики государства………………………...5
2. Цели, значение и методы государственного регулирования цен
2.1. Цели и значение государственного регулирования цен………...9
2.2. Методы государственного регулирования цен………………....12
3. Система регулирования цен
3.1. Система регулирования цен в Российской Федерации………...16
3.2. Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов в Российской Федерации……………………………………………………..18
3.3. Органы ценообразования и контроля, их функции……………..22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список используемых источников…………………………………………30
Заключение
Регулирование цен и тарифов находится в ведении Правительства РФ, Федеральной службы по тарифам, Минэкономразвития России, Росздравнадзора, Минфина России, Минсельхоза, Министерства промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам, Федеральной энергетической комиссии, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, общественных организаций защиты прав потребителей, подразделений этих всех структур в регионах и т.д. Т.е. задействована целая армия чиновников. Но как это всегда бывает - у семи нянек дитя без глаза: чиновники сами по себе, а цены и тарифы сами по себе, находясь, по сути, в свободном плавании.
В государстве до сих пор не создан единый орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию ценовой политики. Не существует и единой законодательной базы в вопросах ценообразования. Особенно ярко это проявляется в сфере естественных монополий. Нет в этой очень важной сфере, влияющей на развитие экономики в целом, единого закона, который бы определял правовую базу тарифного регулирования. Энерготарифы, например, регулируются федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», тарифы ОАО «РЖД» - федеральными законами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «О естественных монополиях», тарифы ЖКХ - федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и т.д. В стране не существует единого управления тарифами. Деятельность локальных монополий (коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, эвакуация и переработка отходов) регулируется муниципальными или региональными органами исполнительной власти, что зачастую приводит к бесконтрольному установлению тарифов на эти услуги.
Цены должны являться объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены - это одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются
интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Цена - это сильнейшая экономическая категория. В нормально функционирующей экономике она активно участвует в решении многих
экономических, социальных, политических задач. Роль цены, ее место в экономике проявляется через ряд функций. Таких как измерительная функция. В этом качестве она выступает, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Учетная функция - как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Регулирующая функция - как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Стимулирующая функция - как стимул к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Перераспределительная функция - как инструмент перераспределение доходов. Другими словами, перераспределительная функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Перераспределение доходов через цены должно осуществляться через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности. Что касается сельского хозяйства, то сегодня через диспаритет цен на промышленную продукцию, энергоносители и сельскохозяйственную продукцию из аграрного сектора экономики выкачиваются миллиарды рублей крестьянских денег.
При государственном участии в выполнении перераспределительной функции розничная цена несет весомую социальную нагрузку: через систему розничных цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров, услуг, связанных с просвещением, воспитанием детей, лечением, способствовать повышению жизненного уровня отдельных социальных (и прежде всего, социально незащищенных) групп населения.
Сегодня в мировой практике развитых государств используются самые разные формы государственного регулирования цен. Среди них:
С формальной точки зрения все это как бы присутствует и в практике наших ведомств, но скорее только на бумаге. На самом деле роль многочисленных «регулирующих» контор главным образом сводится всего лишь к мониторингу цен и тарифов, зачастую являясь ширмой, прикрывающей беспредел «рынка».
От регулирующих ведомств нельзя добиться какой бы то ни было экономической, тем более - научной обоснованности «регулируемых» государством цен. И это несмотря на то, что еще в 2006 году Счетная палата России разработала методику обоснованности тарифов естественных монополий. Методика предусматривает в частности определенные требования к установлению тарифов естественных монополий, включая требования по определению заработной платы руководителей, численного состава монополий и т.д.
Список используемых источников
Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2011. - 304 с.
ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 240 с.
конспективном изложении: Учебно-методическое пособие. - М.:
Финансы и статистика, 2009. - 274 с.