Система регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение цены и ценовой политики государства;
изучить цели, значение и методы регулирования цен;
исследовать систему регулирования цен в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие цены и ценовой политики государства………………………...5
2. Цели, значение и методы государственного регулирования цен
2.1. Цели и значение государственного регулирования цен………...9
2.2. Методы государственного регулирования цен………………....12
3. Система регулирования цен
3.1. Система регулирования цен в Российской Федерации………...16
3.2. Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов в Российской Федерации……………………………………………………..18
3.3. Органы ценообразования и контроля, их функции……………..22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список используемых источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен проблемы и перспективы совершенствования.docx

— 127.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Заключение

Регулирование цен и тарифов находится в ведении Правительства РФ, Федеральной службы по тарифам, Минэкономразвития России, Росздравнадзора, Минфина России, Минсельхоза, Министерства промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам, Федеральной энергетической комиссии, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, общественных организаций защиты прав потребителей, подразделений этих всех структур в регионах и т.д. Т.е. задействована целая армия чиновников. Но как это всегда бывает - у семи нянек дитя без глаза: чиновники сами по себе, а цены и тарифы сами по себе, находясь, по сути, в свободном плавании.

В государстве до сих пор не создан единый орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию ценовой политики. Не существует и единой законодательной базы в вопросах ценообразования. Особенно ярко это проявляется в сфере естественных монополий. Нет в этой очень важной сфере, влияющей на развитие экономики в целом, единого закона, который бы определял правовую базу тарифного регулирования. Энерготарифы, например, регулируются федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», тарифы ОАО «РЖД» - федеральными законами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «О естественных монополиях», тарифы ЖКХ - федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и т.д. В стране не существует единого управления тарифами. Деятельность локальных монополий (коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, эвакуация и переработка отходов) регулируется муниципальными или региональными органами исполнительной власти, что зачастую приводит к бесконтрольному установлению тарифов на эти услуги.

Цены должны являться объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены - это одна из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются

интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Цена - это сильнейшая экономическая категория. В нормально функционирующей экономике она активно участвует в решении многих

экономических, социальных, политических задач. Роль цены, ее место в экономике проявляется через ряд функций. Таких как измерительная функция. В этом качестве она выступает, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Учетная функция - как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Регулирующая функция - как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Стимулирующая функция - как стимул к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Перераспределительная функция - как инструмент перераспределение доходов. Другими словами, перераспределительная функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Перераспределение доходов через цены должно осуществляться через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности. Что касается сельского хозяйства, то сегодня через диспаритет цен на промышленную продукцию, энергоносители и сельскохозяйственную продукцию из аграрного сектора экономики выкачиваются миллиарды рублей крестьянских денег.

При государственном участии в выполнении перераспределительной функции розничная цена несет весомую социальную нагрузку: через систему розничных цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров, услуг, связанных с просвещением, воспитанием детей, лечением, способствовать повышению жизненного уровня отдельных социальных (и прежде всего, социально незащищенных) групп населения.

Сегодня в мировой практике развитых государств используются самые разные формы государственного регулирования цен. Среди них:

  • замораживание цен;
  • установление фиксированных цен и тарифов;
  • установление предельного уровня цен;
  • установление предельного уровня рентабельности;
  • установление предельного уровня торговых надбавок;
  • декларирование цен;
  • установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции и т.д.

С формальной точки зрения все это как бы присутствует и в практике наших ведомств, но скорее только на бумаге. На самом деле роль многочисленных «регулирующих» контор главным образом сводится всего лишь к мониторингу цен и тарифов, зачастую являясь ширмой, прикрывающей беспредел «рынка».

От регулирующих ведомств нельзя добиться какой бы то ни было экономической, тем более - научной обоснованности «регулируемых» государством цен. И это несмотря на то, что еще в 2006 году Счетная палата России разработала методику обоснованности тарифов естественных монополий. Методика предусматривает в частности определенные требования к установлению тарифов естественных монополий, включая требования по определению заработной платы руководителей, численного состава монополий и т.д.

 

Список используемых источников

  1. Абакумова О.Г. Цены и ценообразование. Конспект лекций. /Под ред. О.Г. Абакумовой. М.: Приор-Издат, 2007. - 192 с.
  2. Багаряков А.В. Отсидеться в «тихой гавани», как обещало правительство, не удалось. Интернет-ресурс от 16.11.2010 г.
  3. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. Учебник. М.: изд-во Юрайт-Издат, 2009. - 278 с.
  4. Деева А.И. Цены и ценообразование. Учебное пособие для вузов. /Под ред. А.И. Деневой. М.: - изд-во КноРус, 2010 г. - 286 с.
  5. Кодекс об административных правонарушениях. Информационно-правовая система «Гарант», 2010 г.
  6. Кто рулит ценами? (Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, депутата Государственной Думы академика РАСХН В.И.Кашина на круглом столе по теме «Законодательное обеспечение государственного регулирования ценообразования на товары и услуги») Интернет-ресурс hptt:kprf.ru от 16.11.2010 г.
  7. Лев. М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Учебное пособие для вузов. /Под ред. М.Ю. Лев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 602 с.
  8. Микроэкономика./под.общей ред. В. М. Гальперина. С- П.: «Экономическая школа». - 2007. - 615 с.
  9. Моргунов В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий. // Вопросы экономики. - 2010. - №9. с.35-37
  10. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов- М.: КНОРУС, 2007. - 304 с.
  11. Ценовая политика - в интересах населения, а не в интересах олигархов! // Круглый стол КПРФ В Госдуме. Интернет-ресурс hptt:kprf.ru от 16.11.2010 г.
  12. Ценообразование на финансовом рынке / Под ред. проф. В.Е. Есиповой. Спб, 2008.-311 с.
  13. Цены и ценообразование: Учебник для вузов/Под ред. И.К.

Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2011. - 304 с.

  1. Шевчук Д.А. Ценообразование: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. -М.:

ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 240 с.

  1. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в

конспективном изложении: Учебно-методическое пособие. - М.:

Финансы и статистика, 2009. - 274 с.

  1. Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2007. - 375 с.
  2. Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2007. 0 402 с.
  3. Шевчук Д.А. Основы банковского аудита: Конспект лекций. - Ростов-на- Дону: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 298 с.
  4. Шевчук Д.А. Макроэкономика: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 277 с.
  5. Шевчук Д.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 391 с.
  6. Деева А.И. Цены и ценообразование. Учебное пособие для вузов. /Под ред. А.И. Деевой. М.: - изд-во КноРус, 2010. - с. 187.
  7. Салимжэнов И.К. Ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов. - М.: КНОРУС, 2007. - с. 211.
  8. Ценообразование на финансовом рынке /Под ред. проф. В.Е. Есиповой. Спб, 2008. - с. 103.
  9. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2006. - с. 179
  10. Абакумова О.Г. Цены и ценообразование. Конспект лекций. /Под ред. О.Г. Абакумовой. М.: Приор-Издат, 2007. - с. 45.
  11. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Финансы и статистика, 2009. - с. 209

Информация о работе Система регулирования цен