Система регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является краткое исследование методов государственного регулирования цен, проблем данного процесса и его перспектив совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение цены и ценовой политики государства;
изучить цели, значение и методы регулирования цен;
исследовать систему регулирования цен в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие цены и ценовой политики государства………………………...5
2. Цели, значение и методы государственного регулирования цен
2.1. Цели и значение государственного регулирования цен………...9
2.2. Методы государственного регулирования цен………………....12
3. Система регулирования цен
3.1. Система регулирования цен в Российской Федерации………...16
3.2. Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов в Российской Федерации……………………………………………………..18
3.3. Органы ценообразования и контроля, их функции……………..22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список используемых источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование цен проблемы и перспективы совершенствования.docx

— 127.54 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении государства. Политика цен - это действия органов государственной власти (федеральных, региональных и местных) и субъектов ценообразования, направленные на регулирование цен в народнохозяйственном комплексе, и контроля за их соблюдением.

 

2.2. Методы государственного регулирования цен

Государственная ценовая политика реализуется через определение порядка формирования цен и их регулирования, контроль за соблюдением дисциплины цен, пресечение действий монополистических структур с целью создания равных конкурентных условий всем предприятиям и предпринимателям. Регулирование цен заключается в том, что с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий государство воздействует на цены таким образом, чтобы обеспечивать развитие экономической системы, способствовать свободе предпринимательства, защищать предприятия различных форм собственности, содействовать конкуренции, контролировать инфляцию и смягчать ее последствия для населения и предприятий.

Государственное влияние на цены может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование цен представляет собой административное вмешательство государства в процесс формирования уровня, структуры и динамики цен. К методам прямого регулирования цен относят:

  • установление фиксированного уровня цены, а также порядка и размера ее изменения;
  • установление предельных или минимальных цен;
  • установление минимальных, фиксированных или предельных коэффициентов изменения цен, нормативных уровней рентабельности, уровней снабженческо-сбытовых (оптовых), торговых надбавок и наценок;
  • введение порядка декларирования цен;
  • общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные товары;

-установление рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных  цен.

Прямое регулирование цен государственными органами носит ограниченный характер, охватывая преимущественно цены на продукцию, товары и услуги в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение, сельское хозяйство). При этом особое внимание уделяется предотвращению развития монополизма, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого продукта или особыми правами собственника. [12, с. 23]

Косвенное воздействие на процесс ценообразования, уровень цен, их динамику осуществляется на уровне экономики через систему экономических рычагов путем регулирования не самих цен, а факторов, которые влияют на них. К косвенным методам регулирования цен относят:

  • действующую систему налогообложения - количество налогов, их ставки, порядок расчета и включения в цену. Налоги существенно влияют на уровень цен, способствуя их росту и ограничивая объем потребления населения;
  • уровень процентных ставок рефинансирования Центрального банка и условия кредитования. Рост ставок приводит к росту цен, т.к. оплата процентов за пользование займом включается в себестоимость продукции, работ, услуг или возмещается за счет прибыли. Одновременно динамика цен оказывает влияние на уровень ставок, т.к. инфляция приводит к росту потребностей предприятий в оборотных средствах, увеличивая спрос на кредит, что ведет к увеличению ставок;
  • торговая политика государства - ставки экспортно-импортных пошлин, соотношение между ними. С одной стороны, размер ставок напрямую влияет на уровень цен, т.к. величина пошлины включается в состав цены, а с другой стороны, с помощью таможенных пошлин регулируется объем и структура экспорта и импорта, т.е. предложение на рынке, что влияет на уровень рыночных цен;
  • обменный курс валют, установленный Центральным банком. Экономика России тесно связана с мировой и в силу сложившихся условий зависит от курсов основных валют. Поэтому обесценивание рубля приводит к инфляционным процессам в стране -пример тому финансовый кризис августа 1998 г.;
  • регулирование государственных расходов, заработной платы в государственном секторе, пенсионного обеспечения, размеров пособий, стипендий и др. Их повышение, не обеспеченное соответствующей товарной массой, созданной внутри страны, приводит к увеличению денежной массы и повышению цен.;
  • политика государства в области инвестиций, субсидий, льгот, государственных заказов и закупок, осуществление экономических и социальных программ. Действия государства оказывают влияние па состояние производства и объем потребления, что будет влиять на уровень цен;

введение административных ограничений и запретов, антимонопольное законодательство.

Степень государственного регулирования цен, как уже отмечалось, зависит от состояния экономики. Как правило, оно усиливается в периоды кризисных ситуаций, т.к. возникает необходимость быстрой перестройки экономики. По мере выхода из кризиса и стабилизации влияние государства на цены ослабевает, сокращается сфера государственного регулирования и происходит постепенное расширение сферы свободного ценообразования.

Прямые методы контроля за ценами должны сочетаться с косвенными, нельзя их противопоставлять, т.к. и те, и другие помогают решать определенные задачи. Эффективность применения различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. В зависимости от ситуации в экономике регулирование цен может носить антикризисный или антиинфляционный характер. [10, с. 98] В России на современном этапе требуется решение обеих проблем - необходимо преодолевать кризисное состояние экономики и не допустить при этом нового витка инфляции. Сложность ситуации заключается в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.

Опыт регулирования цен показывает, что для преодоления кризиса и роста цен необходимо последовательно осуществлять по крайней мере следующие действия.

Создавать рыночные структуры в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. Это предполагает принятие комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на развитие предпринимательства. Сюда можно отнести поощрение малого бизнеса, стимулирование диверсификации производства и продаж, систематический контроль за состоянием рынка и импортом товаров. Постоянно контролировать уровень инфляции, принимать меры по ее ограничению, не допускать резкого роста цеп, особенно неуправляемой инфляции. Данная политика оказывает положительное влияние как на предприятия, так и на население, создавая благоприятный психологический климат. Особенно важно сдерживать инфляцию в таких отраслях, как электроэнергетика, нефтяная, газовая, а также в сфере

перевозок. Именно из этих базовых отраслей идет в России импульс инфляции, распространяющийся на все другие отрасли, которые потребляют их продукцию и пользуются услугами.

Создавать условия для предпринимательства, особенно для создания нового и развития действующего производства. Важная роль в этом процессе принадлежит политике государства в области налогообложения и инвестирования.

На уровне страны должны быть разработаны основы ценовой политики государства, закрепленные законодательно.

Создать действенный механизм контроля за соблюдением цен, особая роль при этом должна принадлежать антимонопольному законодательству, т.к. только государство в состоянии защитить конкуренцию.

 

 

 

3. Система регулирования цен

 

3.1. Система регулирования цен в Российской Федерации

Регулирование цен на территории РФ осуществляется по трем основным направлениям:

  • на отдельные группы сырья, продукции, товаров, работ, услуг;
  • на продукцию и товары предприятий-монополистов;
  • на продукцию и услуги естественных монополий.

Правовой основой непосредственного регулирования цен является Указ Президента РФ от 28.02.95 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» № 221 и соответствующее Постановление Правительства РФ от 7.03.95 г. № 239 со всеми последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с этими документами продукция, товары, работы и услуги, цены на которые прямо регулируются государством, подразделены на три группы.

К первой группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые утверждаются Федеральными органами исполнительной власти:

Газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, газ сухой отбензиненный, широкая фракция легких углеводородов, газ

сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению).

Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией.

Перекачка, перевалка и налив нефти.

Продукция оборонного назначения.

Драгоценные металлы и сплавы; прокат, промышленные изделия и зуботехническая продукция из драгоценных металлов, их лом и отходы; алмазное сырье, драгоценные камни.

Протезно-ортопедические изделия.

Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.

Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа и почты па железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).

Погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами. Услуги ледокольного флота.

Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов.

Обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах.

Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Ко второй группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.

Газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).

Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.

Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению. [14, с. 87-96]

Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Оплата населением жилья и коммунальных услуг.

Ритуальные услуги.

Услуги систем водоснабжения и канализации.

Торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Услуги почтовой и электрической связи по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Органы исполнительной власти могут устанавливать не только сами предельные размеры надбавок, но и методы их применения (к цене предприятия- изготовителя, или цепе закупки) по регулируемым товарам, поэтому в документах должна быть отражена цена приобретения (предприятия) и размер надбавки.

Согласно Федеральному закону РФ от 12.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного, самоуправления в РФ», органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности.

Помимо этого, в определенной степени регулируемыми являются и цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством для создания Федерального и регионального фондов. Эти цены устанавливаются ежегодно Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и покупателей.

 

3.2. Методы регулирования деятельности предприятий-монополистов в Российской Федерации

Особое внимание государство уделяет регулированию деятельности предприятий-монополистов, в т.ч. и ценовому. Важность этой проблемы состоит в том, что монополизм мешает нормальному развитию экономики. Б рыночной среде конкуренция служит основным регулирующим механизмом, именно она подчиняет производителей и поставщиков диктату покупателей и потребителей. При конкуренции желания покупателей и продавцов о предложении и спросе определяют рыночные цены, а индивидуальные производители и поставщики лишь приспосабливаются к желаниям потребителей. Рост монополий меняет это положение. Вообще монополией можно назвать ситуацию, когда число продавцов становится столь малым, что каждый из них уже в состоянии оказывать влияние на общий объем предложения и на цену продаваемого товара, продукции, услуги. В результате продавцы (производители) воздействуют на рынок и манипулируют ценами к собственной выгоде в

Информация о работе Система регулирования цен