Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение и последующее понимание, и усвоение роли интеграционных процессов в нефтехимической промышленности с позиции инновационной экономики. В качестве практического исследования были исследованы:
открытое акционерное общество «Роснефть»;
ТНК-BP;
ExxonMobil.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………..…3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛИЯНИЙ, ПОГЛОЩЕНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ В НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………………………………………………...6
1.1 Стратегия развития нефтехимической промышленности в условиях инновационной экономики..………………………………………………………..6
1.2 Слияние и стратегические альянсы как важнейшие составляющие достижения компаниями высокого конкурентного преимущества ……………………………………………………….…….………………….……..9
2. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА И СЛИЯНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ………………………………………………..................................18
2.1 Слияние ОАО «Роснефть» и ТНК-BP: формирование, цели и перспективы………………………………………………………………………..18
2.2 Стратегический альянс ОАО «Роснефть» и ExxonMobil: формирование, цели и перспективы……………………………………………………………......24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...31
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ Российской федерации
федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский национальный
исследовательский технологический университет»
Факультет промышленной политики и бизнес-администрирования
Кафедра экономики
Курсовая работа
по дисциплине
«Экономика отрасли»
Слияние и стратегические альянсы в нефтехимической промышленности.
К защите допустить
_____________"___"__________
Выполнил: Павлов И.В.
Группа 3101-52
Проверил:
Дылевская А.И.
Казань 2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЛИЯНИЙ, ПОГЛОЩЕНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ
АЛЬЯНСОВ В НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………………………………
1.1 Стратегия развития нефтехимической
промышленности в условиях инновационной
экономики..…………………………………………………
1.2 Слияние и стратегические альянсы
как важнейшие составляющие достижения
компаниями высокого конкурентного преимущества
……………………………………………………….…….……………
2. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
АЛЬЯНСА И СЛИЯНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ
И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ………………………………………………....
2.1 Слияние ОАО «Роснефть» и ТНК-BP:
формирование, цели и перспективы…………………………………………………
2.2 Стратегический альянс ОАО
«Роснефть» и ExxonMobil: формирование, цели
и перспективы…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...31
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений появился новый подход к развитию предприятия (фирмы, компании), в основе которого лежит отказ от принципа, что успех предприятия (фирмы) зависит только от рациональной организации производства продукции (услуг), обеспечивающей снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышения производительности труда и эффективного использования всех видов ресурсов. Этот принцип рассматривает предприятие (фирму) как закрытую систему, цели и задачи которого считаются заданными и относительно стабильными в течение длительного периода времени.
Новизна подхода заключается в том, что предприятие (фирма) рассматривается как открытая система, главные предпосылки эффективной деятельности которой находятся не внутри, а вне его (снаружи). Эффективность функционирования предприятия (фирмы) таким образом, определяется тем, насколько удачно оно приспособлено к своему внешнему окружению, – сумеет ли предприятие (фирма) своевременно распознать угрозы для своего существования или противостоять ударам судьбы, будет ли в состоянии не упустить своих возможностей и извлечь максимум выгоды из них.
Такой подход логично обусловливает стратегическое планирование, базирующееся на методах интеграционных слияний и стратегических альянсов, согласно которому все внутрифирменное построение системы есть не что иное, как своего рода ответная реакция на различные по своей природе воздействия как со стороны внешней среды, так и некоторых ее внутренних характеристик, включающих технологию производства и качество продукции, трудовые и материальные ресурсы.
Анализ применения интеграционных процессов в настоящее время на рынке нефтехимической продукции, безусловно, является актуальной темой. В доказательство этому суждению в основной части курсовой работы будет приведено множество фактов и гипотез, однако, хотелось бы отметить, что большую актуальность данная тема приобретает именно из-за влияния подобного рода интеграционных процессов на конкурентоспособность компании: её возможности стратегического развития с получением новых производственных мощностей, открытием богатых необходимыми ресурсами участков, а также возможности установления теплых, партнерских отношений, составляющих основу исчерпывающего большинства стратегических альянсов. Следственно, суть данной темы необходимо понимать, чтобы реально уметь оценивать перспективные сделки на данном рынке. Оттого тема настоящей курсовой работы была объектом изучения некоторых российских и зарубежных экономистов, среди которых можно выделитьБрагинского О.Б.; Васильева М.Г., Гришина Б.С., Губаева Ш.Ш. и некоторых других.
Цель курсовой работы – изучение и последующее понимание, и усвоение роли интеграционных процессов в нефтехимической промышленности с позиции инновационной экономики. В качестве практического исследования были исследованы:
Были приведены экономическое положение компаний, показатели деятельности, а также их уникальная специфика ведения бизнеса.
Для достижения данной цели в рамках курсовой работы были поставлены и успешно выполнены следующие задачи:
Непосредственно, объектом данного исследования являются холдинги «Роснефть», ТНК-BP и ExxonMobil. Предмет исследования – слияние и поглощение компаний, интеграционные процессы взаимодействия, развитие стратегических альянсов для создания проектов мирового масштаба.
Информационная база курсовой работы состоит из официальных информационных данныхкомпании «Роснефть», ТНК-BP, ExxonMobil, трудов упомянутых выше ученых-экономистов, а также официальных интернет источников.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, где в первой главе описано развитие нефтехимической промышленности в условиях инновационной экономики, а также изучена теоретическая база стратегических альянсов и слияний компаний, а во второй главе проведен обзорный анализ примеров слияния компаний «Роснефть» и ТНК-BP, а также стратегический альянс той же «Роснефти» и ExxonMobil, изучены цели данных интеграционных перестановок, факты, а также будущие перспективные направления развития.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛИЯНИЙ, ПОГЛОЩЕНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ В НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 Стратегия развития нефтехимической промышленности в условиях инновационной экономики
Глобальные изменения, происходящие в химической и нефтехимической промышленности России в последние годы, выявили ряд проблем, требующих пристального внимания и экстренного решения. Вступление во Всемирную торговую организацию и переход на международные стандарты, активизация процессов глобализации организационно-экономических отношений в нефтехимии означают переход химического комплекса на новый качественный уровень развитияи требуют изменения стратегических целевых ориентиров его деятельности.
Сегодня экономика России находится в процессе реструктуризации. Это диктует необходимость инновационного развития прогрессивных отраслей промышленности (в частности, химической и нефтехимической), обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса и повышение эффективности во всех секторах экономики, оказывающих существенное влияние на макропараметры развития государства. Большинство ученых ипрактиков убеждены в том, что выполнение этой задачи возможно на основе слияния крупных компаний, а также формирования стратегических альянсов (инновационной кооперации), подразумевающих под собой долгосрочные взаимовыгодные отношения в определенной сфере бизнеса [1].
Независимо от уровня управления (предприятие, корпорация, регион, отрасль или государство в целом), от масштабов и структурного построения в управлении стратегией развития проявляются общие тенденции, принципы и механизмы. При этом стратегия и тактика, которым и посвящена данная работа, всегда выступают как единое целое, как две стороны одной медали.
Обеспечение становления инновационной экономики требует эффективной совместной деятельности различных субъектов собственности, основанной на максимальной согласованности их интересов. Экономическую модель стратегического альянса субъектов собственности можно рассматривать как исходную точку совместимости принципа методологического индивидуализма с существованием групповых интересов. Опираясь на ряд новых научных направлений, отличающихся своей «экономической социодинамикой», в развитии инновационной кооперации виден новый поворот в возможности совместимости методологического индивидуализма с существованием интересов группы. Инновационная кооперация субъектов собственности по-новому ставит проблему интересов, исходя из стратегического характера протекающих изменений и становления стратегических подходов к трансформации структуры субъектов собственности.
Консолидация фирменных связей является следствием усложнения современных способов хозяйствования и поиска принципиально новых форм организации межкорпоративных взаимодействий. Многовариантностьстратегий сотрудничества предполагает чёткую концептуализацию того, что представляет собой стратегическая инновационная кооперация и каков процесс трансформации структуры субъектов собственности.
Осуществление инновационной кооперации – это, по существу актуализация существенных связей и взаимодействий между инновационными субъектами собственности, упорядоченное распределение связей во времени и пространстве. Формируется состояние упорядоченности, скоординированности, связности, то есть состояние организованности, что проявляется в снижении степени неопределенности (энтропии) инновационной деятельности субъектов собственности. При упорядочивании связей в процессе инновационной кооперации складывается определенная структура собственности, а свойства элементов структуры трансформируются в функции и компетенции, связанные с еще одним свойством структуры – ее интегративными качествами.В любом случае происходит постановка целей, определяются приоритеты, ресурсное обеспечение долгосрочных, средне- и краткосрочных планов, составляется программа действий. И при этом надо иметь в виду главное – реализация этих стратегических планов.
Одной из главных целей в процессе реализации планов стратегического развития химического комплекса является повышение конкурентоспособности предприятий, функционирующих в нем. Как известно, конкурентоспособность без инноватики лишена всякого смысла. Именно инновационный вектор должен выступать в качестве определяющего в стратегическом развитии химического комплекса, реализация которого является архиактуальной и очень непростой задачей. И все это потому, что инновационная экономика, подчиняясь вполне определенным закономерностям, изменила традиционные представления о кооперационных связях субъектов собственности, разрушила их замкнутость. Она обусловила переход к новой, более актуальной в настоящее время научной модели организации субъектов собственности, в основе которой лежат интеграционные процессы, объединение субъектов собственности в стратегические альянсы с целью осуществления инновационного процесса[2].
Таким образом, в контексте развития всех составляющих инновации являются наиболее эффективным решением прорыва в экономику знаний, а для такой огромной страны, как Россия – это крайне актуально, в силу наличия в настоящее время в стране практики инерционного развития, опирающейся на использование невосполнимого природного ресурсного потенциала.
Все это требует от российского химического комплекса глобальной перестройки, где во главу угла должны быть поставлены инновации.
1.2 Слияния, поглощения и стратегические альянсы как важнейшие составляющие достижения компаниями высокого конкурентного преимущества
В мировой нефтяной промышленности слияние, поглощение одних компаний другими, различного рода альянсы и другие формы объединения и интеграции использовались на всех этапах ее развития. Но если до сравнительно недавнего времени речь шла о слиянии небольших независимых компаний, равных по масштабам своей деятельности, или о поглощении мелких компаний более крупными, то в последнее время ситуация изменилась. Начался процесс слияния крупнейших нефтегазовых компаний мира. Одной из причин этого процесса стало резкое падение мировых цен на нефть, однако только этим невозможно объяснить те значительные изменения, которые происходят сегодня в мировом нефтяном бизнесе. Дело в том, что к концу XX в. здесь накопились качественные изменения. Низкие цены, будучи сами по себе функцией различных факторов, явились симптомом этих изменений. Технологический прогресс в разведке и методах добычи углеводородного сырья, появление буровых комплексов нового поколения, скачок в развитии информационных систем позволили выходить на новые, ранее недоступные нефтяные и газовые провинции. Усилилась интеграция в нефтяной отрасли, которая все в большей степени трансформируется в комплексную энергетическую и нефтехимическую индустрию. Возникает потребность в особо крупных проектах (мегапроектах), требующих больших капиталовложений. Крупные компании стремятся к масштабному участию в крупных проектах, а не к большому количеству мелких. Именно поэтому они не скупают мелкие фирмы, а предпочитают объединяться, сопровождая объединение инвентаризацией активов, ликвидацией малоэффективных сфер бизнеса и дублирующих структур, аккумулированием средств для реализации крупных проектов. Компании объединяются, чтобы избавиться от лишнего, сконцентрироваться на главном, оптимизировать издержки, подстраховаться от региональных и отраслевых рисков, улучшить вертикальную сбалансированность, а в конечном итоге использовать эффект синергизма, когда эффект объединения превосходит простую сумму показателей объединяемых компаний.
Информация о работе Слияние и стратегические альянсы в нефтехимической промышленности