Снижение себестоимости продукции на ОАО «БурятхлебПром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Один за другим экономические кризисы ставят в тяжелое положение не только предприятия, но и рядовых граждан – потребителей, от уровня покупательской способности которых зависят объемы продаж производимой продукции.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение снижения себестоимости продукции как фактор повышения эффективности производства.
Только детальное изучение производственной и коммерческой деятельности объекта исследования позволят вскрыть резервы снижения себестоимости и дать экономическое обоснование последующих предложений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Снижение себестоимости – источник получения прибыли. 4
1.1. Сущность понятия себестоимости. 4
1.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура 7
1.3. Значение снижения себестоимости 12
Глава 2. Анализ путей снижения себестоимости продукции на предприятии 19
2.1. Общая характеристика и анализ деятельности предприятия. 19
2.2. Анализ структуры и динамики затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции 24
2.3. Анализ затратоемкости продукции 27
2.4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции……………………..29
Глава 3. Снижение себестоимости продукции на ОАО «БурятхлебПром» 34
3.1. Резервы снижения себестоимости и потерь в производстве……………..34
Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

курсачь снижение севестоимости продукции как фактор повышения эффективности производства.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

В ходе анализа себестоимости необходимо исследовать затраты и по статьям калькуляции (таблица 2.3).

 

 

Таблица 2.3 Структура себестоимости продукции по статьям калькуляции ОАО «Бурятхлебпром».

Показатели

2010 год

2011 год

изменение

тыс.руб.

уд. вес, %

тыс.руб.

уд. вес, %

тыс.руб.

уд. вес, %

Сырье и материалы

110711

49,77

125020

45,5

+14309

-4,27

Возвратные отходы

3692

1,66

6010

2,19

+2318

0,53

Покупные п/фабрикаты, изделия и услуги произ-водственного характера сторонних организаций

9923

4,47

9178

3,35

-745

-1,12

Топливо и энергия  на технологические цели

18917

8,5

18166

6,62

+751

+1,88

Заработная плата произв. рабочих

23921

10,76

38799

14,14

14878

+3,38

Отчисления на социальные нужды

6220

2,79

10088

3,69

+3868

+0,9

Расходы на подготовку и  освоение производства

-

-

-

-

-

-

ОПР

4517

2,03

5917

2,17

+1400

+0,14

Цеховая себестоимость

170517

-

201158

-

+30641

-

ОХР

35142

15,80

52925

19,30

+17783

+3,5

Потери от брака

-

-

-

-

-

-

Прочие производств. расходы

3679

1,65

91

0,03

-3588

-1,62

Производственная себестоимость

209338

-

254174

-

+44836

-

Коммерческие расходы

13101

5,89

20247

7,39

+7146

+1,5

Полная себестоимость

222439

100

274421

100

+51982

-


 

Данные анализа затрат на производство по статьям калькуляции подтверждают, что наибольшую долю в себестоимости  составляют затраты на сырье и  материалы – 49,77% в 2010 году и 45,5% в 2011 году. Третьими по значимости в себестоимости продукции являются затраты на оплату труда производственных рабочих, сумма затрат на заработную плату составила 23921 тыс.руб. (10,76%) в 2010 году, а в 2011 году – 38779 тыс.руб. (14,14%). Топливо и энергия на технологические цели занимают 8,5% (18917 тыс.руб.) в себестоимости в 2010 году и 6,62% (18166 тыс.руб.) в 2011 году. Сумма коммерческих расходов в 2011 году составила 20247 тыс.руб. (7,39%) и возросла по сравнению с 2010 годом на 7146 тыс.руб. Незначительную долю в затратах на производство имеют покупные полуфабрикаты – 3,35% в 2011 году, топливо и энергия на технологические цели – 6,62% в 2011 году, а также отчисления на социальные нужды – 3,69% и прочие производственные расходы – 1,65% в 2010 году и 0,03% в 2011 году. 

 

2.3 Анализ затратоемкости  продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости  продукции – затраты на один рубль  продукции, который наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью [47]:

Затраты на 1 рубль продукции = Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции / Стоимость произведенной продукции в действующих ценах.

2010 год: 

2011 год: 

В 2011 году затраты на один рубль  продукции выросли незначительно, всего на 5 копеек и составили 0,73 копейки. Затраты на 1 рубль продукции непосредственно зависят от изменения структуры продукции, ее себестоимости и продажной цены. Таким образом, для проведения анализа изменения затрат на 1 рубль продукции составляется следующая факторная модель и таблица показателей 3.3:

   

 

Таблица 2.4 Исходные данные для анализа затрат на один рубль продукции.

Показатели

2010 год

2011 год

изменение

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,68

0,73

+0,05

Объем реализованной  продукции, тонн (РП)

13428,7

13481,9

+53,2

Себестоимость 1 тонны  продукции, тыс.руб. (С)

16,56

20,35

+3,79

Цена 1 тонны продукции, тыс.руб. (Ц)

24,29

27,69

+3,4


 

Исходя из результатов проведенного анализа, можно сделать вывод  о том, что изменение структуры  реализованной продукции повлекло незначительные изменения на показатель затрат на 1 рубль продукции – рост объема продукции на 53,2 тонны привел к увеличению затрат на 0,0000006 копейки. Рост себестоимости тонны продукции на 3,79 тыс.руб. повлек за собой увеличение затрат на рубль продукции на 15,62 копейки, в свою очередь увеличение продажной цены на 3,4 тыс.руб. снизило затраты на 1 рубль продукции на 10,31 копейки. Таким образом, резервы снижения затрат на 1 рубль продукции кроются в снижении себестоимости производства. Основными источниками снижения себестоимости продукции является [14]:

  • увеличение объема ее производства за счет более полного пользования производственной мощности предприятия;
  • сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводственных расходов, производственного брака и т.д. Резерв снижения материальных затрат на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргтехмероприятий.

2.4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости необходимо проанализировать отчетные калькуляции  по отдельным изделиям. Для ОАО  «Бурятхлебпром» целесообразно  проанализировать себестоимость хлеба, булочных и кондитерских изделий.

Влияние факторов первого порядка  на изменение себестоимости единицы  продукции изучается с помощью  факторной модели [44]:

,

где Сi – себестоимость тонны продукции i-ого вида, Аi – постоянные затраты, отнесенный на i-тый вид продукции, ВПi – объем выпуска i-го вида продукции в тоннах, bi – переменные затраты на тонну i-ого вида продукции.

Используя эту модель и данные таблицы 2.5  проведем факторный анализ себестоимости тонны продукции отдельных видов.

 

Таблица 2.5 Исходные данные для факторного анализа себестоимости отдельных видов продукции ОАО «Бурятхлебпром»

 

 

Хлебные изделия

Булочные изделия

Кондитерские изделия

2010 год

2011 год

изме-нение

2010 год

2011 год

изме-нение

2010 год

2011 год

изме-нение

ВПi

10147

10211

+64

1145

1039

-106

766

830

+64

Аi

48309,6

53083,2

+4773,6

8434,8

9980,4

+1545,6

880,8

1323,6

+442,8

bi

6,67

9,7

+3,03

18,48

25,21

+6,73

27,22

33,20

+5,98

Сi

11,43

14,90

+3,47

25,85

34,82

+8,97

28,37

34,79

+6,42


 

 

Исходя из результатов анализа  себестоимости 1 тонны хлеба можно  сделать выводы о том, что на снижение себестоимости на 0,03 тыс.руб. повлиял рост объемов выпуска на 64 тонны. Однако из-за увеличения постоянных и переменных затрат произошло повышение себестоимости на 0,47 тыс.руб. и 3,04 тыс.руб. соответственно. Таким образом, резервы по снижению себестоимости 1 тонны хлеба кроются в увеличении объемов выпуска за счет более полного использования производственной мощности предприятия.

Таким образом, себестоимость тонны  булочных изделий увеличилась на 0,75 тыс.руб. за счет снижения объемов  производства, на 1,49 тыс.руб. из-за роста  постоянных затрат и на 6,73 из-за роста  переменных затрат на 1 тонну. Исходя из вышесказанного, резервами снижения себестоимости являются повышение выпуска продукции и снижение переменным и постоянных затрат, приходящихся на долю булочных изделий.

Из значений вышеперечисленных  показателей следует, что себестоимость  тонны кондитерских изделий уменьшилась  на 0,09 тыс.руб. из-за роста выпуска  продукции. Однако произошел рост себестоимости за счет повышения постоянных (+0,53 тыс.руб.) и переменных (+5,98 тыс.руб.) затрат. Как и в случае с хлебными изделиями, резервы снижения себестоимости тортов кроются в дальнейшем наращивании объемов производства.

Исходя из вышеприведенного анализа себестоимости, можно сделать следующие выводы:

  • наибольший удельный вес в себестоимости продукции ОАО «Бурятхлебпром» в 2010 и 2011 годах занимали материальные затраты, что свидетельствует о материалоемкости производства: материальные затраты возросли в 2011 году на 12813 тыс.руб., но потеряли в удельном весе 7,22%. Снижение удельного веса материальных затрат объясняется значительным ростом прочих затрат организации, которые увеличились в 2011 году на 11447 тыс.руб. Затраты на оплату труда составили в 2011 году 84097 тыс.руб., что на 21374 тыс.руб. больше, чем в предыдущем году. Соответственно возросли и  отчисления на социальные нужды, в 2010 году они составляли 15222 тыс.руб., а в 2011 году увеличились на 5348 тыс.руб., при этом их доля в себестоимости возросла незначительно. Амортизация была увеличена на 1000 тыс.руб. в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Однако она не составляет и 1% в себестоимости. В 2011 году произошел резкий рост прочих затрат, по сравнению с 2010 годом их сумма увеличилась на 11447 тыс.руб., что повлекло за собой рост удельного веса прочих затрат в себестоимости продукции на 3,9%;
  • данные анализа затрат на производство по статьям калькуляции подтверждают, что наибольшую долю в себестоимости составляют затраты на сырье и материалы – 49,77% в 2010 году и 45,5% в 2011 году. Третьими по значимости в себестоимости продукции являются затраты на оплату труда производственных рабочих, сумма затрат на заработную плату составила 23921 тыс.руб. (10,76%) в 2010 году, а в 2011 году – 38779 тыс.руб. (14,14%). Топливо и энергия на технологические цели занимают 8,5% (18917 тыс.руб.) в себестоимости в 2010году и 6,62% (18166 тыс.руб.) в 2011году. Сумма коммерческих расходов в 2011 году составила 20247 тыс.руб. (7,39%) и возросла по сравнению с 2010 годом на 7146 тыс.руб. Незначительную долю в затратах на производство имеют покупные полуфабрикаты – 3,35% в 2011 году, топливо и энергия на технологические цели – 6,62% в 2011 году, а также отчисления на социальные нужды – 3,69% и прочие производственные расходы – 1,65% в 2010 году и  0,03% в 2011 году;
  • в 2011 году затраты на один рубль продукции выросли незначительно, всего на 5 копеек и составили 0,73 копейки. Изменение структуры реализованной продукции принесло незначительные изменения на показатель затрат на 1 рубль продукции – рост объема продукции на 53,2 тонны привел к увеличению затрат на 0,0000006 копейки. Рост себестоимости тонны продукции на 3,79 тыс.руб. повлек за собой увеличение затрат на рубль продукции на 15,62 копейки, в свою очередь увеличение продажной цены на 3,4 тыс.руб. снизило затраты на 1 рубль продукции на 10,31 копейки;
  • себестоимость 1 тонны хлеба в 2011 году повысилась до 14,90 тыс.руб., в то время как в 2010 году этот показатель был равен 11,43тыс.руб; на снижение себестоимости на 0,03 тыс.руб. повлиял рост объемов выпуска на 64 тонны. Однако из-за увеличения постоянных и переменных затрат произошло повышение себестоимости на 0,47 тыс.руб. и 3,04 тыс.руб. соответственно;
  • себестоимость тонны булочных изделий увеличилась на 0,75 тыс.руб. за счет снижения объемов производства, на 1,49 тыс.руб. из-за роста постоянных затрат и на 6,73 из-за роста переменных затрат на 1 тонну;
  • себестоимость тонны кондитерских изделий уменьшилась на 0,09 тыс.руб. из-за роста выпуска продукции. Однако произошел рост себестоимости за счет повышения постоянных (+0,53 тыс.руб.) и переменных (+5,98 тыс.руб.) затрат;
  • основными источниками снижения себестоимости продукции является: увеличение объема ее производства за счет более полного пользования производственной мощности предприятия и сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводственных расходов, производственного брака и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Снижение себестоимости продукции на ОАО «Бурятхлебпром»

 

3.1. Резервы снижения  себестоимости и потерь в производстве

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции  являются:

  • увеличение объемов ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия;
  • сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Величина резерва снижения себестоимости  единицы продукции может быть определена по формуле:

 

,

где С1 и С0 – уровни себестоимости единицы продукции соответственно в отчетном и предыдущем годах; З1 – фактические затраты на производство продукции в отчетном году; Р↓З – резерв сокращения затрат на производство продукции; Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции; VВП1 и Р↑VВП – соответственно фактический объем и резерв увеличения производства продукции.

Резервы увеличения производства продукции  выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы, при увеличении объемов производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты, сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий [47].

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и т.д.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и др.

Экономию затрат по оплате труда (Р↓ЗП) в результате проведения инновационных  мероприятий можно рассчитать путем  умножения разности между трудоемкостью  продукции до внедрения (ТЕ0) и после внедрения (ТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТпл) и на планируемый объем производства продукции (VВПпл):

.

Сумма экономии увеличится на процент  отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции.

Резерв снижения материальных затрат (Р↓МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом:

Информация о работе Снижение себестоимости продукции на ОАО «БурятхлебПром»