Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа
Один за другим экономические кризисы ставят в тяжелое положение не только предприятия, но и рядовых граждан – потребителей, от уровня покупательской способности которых зависят объемы продаж производимой продукции.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение снижения себестоимости продукции как фактор повышения эффективности производства.
Только детальное изучение производственной и коммерческой деятельности объекта исследования позволят вскрыть резервы снижения себестоимости и дать экономическое обоснование последующих предложений.
Введение 3
Глава 1. Снижение себестоимости – источник получения прибыли. 4
1.1. Сущность понятия себестоимости. 4
1.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура 7
1.3. Значение снижения себестоимости 12
Глава 2. Анализ путей снижения себестоимости продукции на предприятии 19
2.1. Общая характеристика и анализ деятельности предприятия. 19
2.2. Анализ структуры и динамики затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции 24
2.3. Анализ затратоемкости продукции 27
2.4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции……………………..29
Глава 3. Снижение себестоимости продукции на ОАО «БурятхлебПром» 34
3.1. Резервы снижения себестоимости и потерь в производстве……………..34
Заключение 38
Список использованных источников 39
В ходе анализа себестоимости
Таблица 2.3 Структура себестоимости продукции по статьям калькуляции ОАО «Бурятхлебпром».
Показатели |
2010 год |
2011 год |
изменение | |||
тыс.руб. |
уд. вес, % |
тыс.руб. |
уд. вес, % |
тыс.руб. |
уд. вес, % | |
Сырье и материалы |
110711 |
49,77 |
125020 |
45,5 |
+14309 |
-4,27 |
Возвратные отходы |
3692 |
1,66 |
6010 |
2,19 |
+2318 |
0,53 |
Покупные п/фабрикаты,
изделия и услуги произ-водственного
характера сторонних |
9923 |
4,47 |
9178 |
3,35 |
-745 |
-1,12 |
Топливо и энергия на технологические цели |
18917 |
8,5 |
18166 |
6,62 |
+751 |
+1,88 |
Заработная плата произв. рабочих |
23921 |
10,76 |
38799 |
14,14 |
14878 |
+3,38 |
Отчисления на социальные нужды |
6220 |
2,79 |
10088 |
3,69 |
+3868 |
+0,9 |
Расходы на подготовку и освоение производства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ОПР |
4517 |
2,03 |
5917 |
2,17 |
+1400 |
+0,14 |
Цеховая себестоимость |
170517 |
- |
201158 |
- |
+30641 |
- |
ОХР |
35142 |
15,80 |
52925 |
19,30 |
+17783 |
+3,5 |
Потери от брака |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие производств. расходы |
3679 |
1,65 |
91 |
0,03 |
-3588 |
-1,62 |
Производственная себестоимость |
209338 |
- |
254174 |
- |
+44836 |
- |
Коммерческие расходы |
13101 |
5,89 |
20247 |
7,39 |
+7146 |
+1,5 |
Полная себестоимость |
222439 |
100 |
274421 |
100 |
+51982 |
- |
Данные анализа затрат на производство
по статьям калькуляции
2.3 Анализ затратоемкости продукции
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на один рубль продукции, который наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью [47]:
Затраты на 1 рубль продукции = Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции / Стоимость произведенной продукции в действующих ценах.
2010 год:
2011 год:
В 2011 году затраты на один рубль
продукции выросли незначительн
Таблица 2.4 Исходные данные для анализа затрат на один рубль продукции.
Показатели |
2010 год |
2011 год |
изменение |
Затраты на 1 рубль продукции, руб. |
0,68 |
0,73 |
+0,05 |
Объем реализованной продукции, тонн (РП) |
13428,7 |
13481,9 |
+53,2 |
Себестоимость 1 тонны продукции, тыс.руб. (С) |
16,56 |
20,35 |
+3,79 |
Цена 1 тонны продукции, тыс.руб. (Ц) |
24,29 |
27,69 |
+3,4 |
Исходя из результатов проведенного
анализа, можно сделать вывод
о том, что изменение структуры
реализованной продукции
2.4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции
Для более глубокого изучения причин
изменения себестоимости
Влияние факторов первого порядка
на изменение себестоимости
где Сi – себестоимость тонны продукции i-ого вида, Аi – постоянные затраты, отнесенный на i-тый вид продукции, ВПi – объем выпуска i-го вида продукции в тоннах, bi – переменные затраты на тонну i-ого вида продукции.
Используя эту модель и данные таблицы 2.5 проведем факторный анализ себестоимости тонны продукции отдельных видов.
Таблица 2.5 Исходные данные для факторного анализа себестоимости отдельных видов продукции ОАО «Бурятхлебпром»
Хлебные изделия |
Булочные изделия |
Кондитерские изделия | |||||||
2010 год |
2011 год |
изме-нение |
2010 год |
2011 год |
изме-нение |
2010 год |
2011 год |
изме-нение | |
ВПi |
10147 |
10211 |
+64 |
1145 |
1039 |
-106 |
766 |
830 |
+64 |
Аi |
48309,6 |
53083,2 |
+4773,6 |
8434,8 |
9980,4 |
+1545,6 |
880,8 |
1323,6 |
+442,8 |
bi |
6,67 |
9,7 |
+3,03 |
18,48 |
25,21 |
+6,73 |
27,22 |
33,20 |
+5,98 |
Сi |
11,43 |
14,90 |
+3,47 |
25,85 |
34,82 |
+8,97 |
28,37 |
34,79 |
+6,42 |
Исходя из результатов анализа себестоимости 1 тонны хлеба можно сделать выводы о том, что на снижение себестоимости на 0,03 тыс.руб. повлиял рост объемов выпуска на 64 тонны. Однако из-за увеличения постоянных и переменных затрат произошло повышение себестоимости на 0,47 тыс.руб. и 3,04 тыс.руб. соответственно. Таким образом, резервы по снижению себестоимости 1 тонны хлеба кроются в увеличении объемов выпуска за счет более полного использования производственной мощности предприятия.
Таким образом, себестоимость тонны булочных изделий увеличилась на 0,75 тыс.руб. за счет снижения объемов производства, на 1,49 тыс.руб. из-за роста постоянных затрат и на 6,73 из-за роста переменных затрат на 1 тонну. Исходя из вышесказанного, резервами снижения себестоимости являются повышение выпуска продукции и снижение переменным и постоянных затрат, приходящихся на долю булочных изделий.
Из значений вышеперечисленных показателей следует, что себестоимость тонны кондитерских изделий уменьшилась на 0,09 тыс.руб. из-за роста выпуска продукции. Однако произошел рост себестоимости за счет повышения постоянных (+0,53 тыс.руб.) и переменных (+5,98 тыс.руб.) затрат. Как и в случае с хлебными изделиями, резервы снижения себестоимости тортов кроются в дальнейшем наращивании объемов производства.
Исходя из вышеприведенного анализа себестоимости, можно сделать следующие выводы:
Глава 3. Снижение себестоимости продукции на ОАО «Бурятхлебпром»
3.1. Резервы снижения
себестоимости и потерь в
Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции являются:
Величина резерва снижения себестоимости единицы продукции может быть определена по формуле:
где С1 и С0 – уровни себестоимости единицы продукции соответственно в отчетном и предыдущем годах; З1 – фактические затраты на производство продукции в отчетном году; Р↓З – резерв сокращения затрат на производство продукции; Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции; VВП1 и Р↑VВП – соответственно фактический объем и резерв увеличения производства продукции.
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы, при увеличении объемов производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты, сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий [47].
Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и т.д.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и др.
Экономию затрат по оплате труда (Р↓ЗП) в результате проведения инновационных мероприятий можно рассчитать путем умножения разности между трудоемкостью продукции до внедрения (ТЕ0) и после внедрения (ТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТпл) и на планируемый объем производства продукции (VВПпл):
Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции.
Резерв снижения материальных затрат (Р↓МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом:
Информация о работе Снижение себестоимости продукции на ОАО «БурятхлебПром»