Снижения себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению
предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для
принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима
исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических
показателей - одним из которых является себестоимость. Этот показатель
является одним из наиболее важных.
Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное
повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций
предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую
конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно
выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя
интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем
лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в
себестоимости продукции.

Содержание работы

1. Понятие себестоимости продукции и её анализ.
2. Методы учёта затрат и калькуляции себестоимости.
2.1 Нормативный метод.
2.2 Позаказной метод.
2.3 Попроцессный метод.
2.4 Попередельный метод.
3. Планирование себестоимости продукции.
4. Снижения себестоимости продукции.
5. Расчетная часть
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 94.77 Кб (Скачать файл)

административно-управленческого  персонала, расходы на отопление, освещение,

амортизация и т.п.

Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими: а) общий

объем затрат на всю произведенную продукцию  и выполненные работы предприятия

за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой

товарной  продукции, реализованной продукции; б) затраты на единицу объема

выполненных работ - себестоимость единицы отдельных  видов товарной продукции,

полуфабрикатов  и производственных услуг (продукции  вспомогательных цехов),

затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативной чистой

продукции.

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим

производственно-хозяйственную  деятельность производственного объединения,

предприятия. Себестоимость продукции - это затраты  предприятия в денежном

выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем

экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности

предприятия: степень технологического оснащения  производства и освоения

технологических процессов; уровень организации  производства и труда, степень

использования производственных мощностей; экономичность  использования

материальных  и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие

производственно-хозяйственную  деятельность.

В зависимости  от объема включаемых затрат различают  цеховую, производственную

и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных

цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой  для определения

промежуточных внутризаводских планово-расчетных  цен при организации

внутризаводского  хозяйственного расчета. Производственная себестоимость

охватывает  затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой

себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость

продукции включает все затраты, связанные с ее производством  и реализацией.

Она отличается от производственной себестоимости  на величину

внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.

Снижение  себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной

продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме

выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом  продукции невелик. К

сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном

предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих

расчетов.

По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала  определяется абсолютный

размер экономии по формуле:

Эабс.ср.т.п =     NniCbi -     NniCni.

Определив размер абсолютной экономии в планируемом  периоде, рассчитывают искомый

процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):

Sср.т.п = Эабс.ср.т.п х100,

NniCbi

где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости

сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi -

плановый  выпуск сравнимой товарной продукции  по себестоимости отчетного

периода; NniCni - то же, по себестоимости планового

периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.

По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от

снижения  себестоимости товарной продукции  в планируемом периоде

рассчитывается  по формуле:

Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП х100

Исходя из тех же данных определяют процент  снижения затрат на 1 руб. товарной

продукции в  планируемом периоде в сравнении  с отчетным периодом (S’т.п

):

S’т.п= Зтпб - Зтпп  х100,

где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде,

коп.; Зтпп - то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной

продукции в  плановом периоде, тыс. руб.

Следует иметь  в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд

факторов, в  том числе изменение норм расхода  и цен на материалы, рост

производительности  труда, изменение объема производства и др. В связи с этим

при расчете  необходимо определить влияние каждого  из них в общем эффекте.

Себестоимость представляет собой суммарные затраты  на производство и

реализацию  продукции. Их можно считать как  по фактическим расходам, так и  по

нормативным. В западных фирмах также имеются  нормативы на расходы, но они

рассчитываются  в рамках каждой отдельной фирмы  и представляют коммерческую

тайну. В  России на госпредприятиях нормативы  носят отраслевой характер и

никакой коммерческой тайны не представляют. К сожалению, во многих случаях

нормативы не играют роль стимула в снижении расходов предприятий на

производство  продукции. Практика позволяет утверждать, что они зачастую

являются  среднеотраслевыми. Предприятия всегда имеют возможность доказать,

что они работают в особых условиях и отраслевые нормативы  для них

неприемлемы.

Главный мотив  деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация

прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех

случаях ограничены издержками производства и спросом  на выпускаемую

продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и

одновременно  главный фактор, влияющий на объем  предложения, то принятие

решений руководством фирмы невозможно без анализа  уже имеющихся издержек

производства  и их величины на перспективу.

С позиций  трудовой теории стоимости К.Маркс в “Капитале” рассматривал

издержки  как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию

средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на

заработную  плату работникам торговли (оптовой  и розничной), содержание

торговых  помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками

производства, вторые - издержками обращения. При  этом он не учитывал рыночной

ситуации  и ряда других обстоятельств. Маркс  исходил из того, что стоимость

товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые

представляют  собой продолжение процесса производства в сфере обращения,

например упаковка, фасовка и т.п.

Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке

издержек. Она  исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их

альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается,

например, возможность  производства из дерева строительных материалов, мебели,

бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда  фирма решает производить

какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она  тем самым

отказывается  от производства из дерева блоков для  дачных домиков. Отсюда

делается  вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного

ресурса, используемого  в данном производстве равны его  стоимости (ценности)

при наиболее оптимальном способе его использования  для производства товаров.

Таким образом экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая

фирмой, или  доходы поставщика ресерсов, обеспечиваемые фирмой, а также

внутренние  издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой

и для определенного  варианта производства.

     5.  Себестоимости продукции - расчетная часть.

Рассмотрим  характер изменения себестоимости  продукции под влиянием объема

производства  на конкретном примере:

Таблица 1. Зависимость  общей суммы затрат и себестоимости  единицы продукции

от объема производства.

    

Объем производства продукции

Себестоимость всего выпуска,

тыс. у.е.

Себестоимость единицы продукции, тыс. у.е.

Постоянные расходы

переменные расходы

всего

Постоянные расходы

переменные расходы

всего

500

50

40

90

100

80

180

1000

50

80

130

50

80

130

1500

50

120

170

33

80

113

2000

50

160

210

25

80

105

2500

50

200

250

20

80

100


 

Из таблицы  видно, что общая сумма постоянных расходов в размере 50 тыс. у.е.

является  фиксированной для всех объемов  производства. Абсолютная ее величина

не изменяется с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу

продукции затраты  уменьшаются пропорционально его  росту: объем производства

увеличился  в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились  в 5

раз.

                  Таблица 2. Затраты на производство  продукции.                 

    

Элемент затрат

Сумма, тыс. у.е.

Структура затрат, %

план

факт

+, -

план

факт

+, -

Материальные затраты

28168

31746

3578

36,14

37,72

1,58

Зарплата

20500

21465

965

26,3

25,5

-0,8

Отчисления в фонд социальной защиты

6150

6440

290

7,89

7,65

-0,24

Амортизация основных средств

3150

3500

350

4,04

4,16

0,12

Прочие производственные расходы

15564

15967

403

19,96

18,97

-0,99

Итого производственных затрат

73532

79118

5586

94,33

94,0

-0,33

Коммерческие расходы

4420

5050

630

5,67

6,0

0,33

Полная себестоимость

77952

84168

6216

100,0

100,0

 

В том числе:

           

переменные расходы

54567

59338

4771

70,0

70,5

0,5

постоянные расходы

23385

24830

1445

30,0

29,5

-0,5


 

Как видно  из таблицы, фактические затраты  предприятия выше плановых на 6216

тыс. у.е. или  на 8%. Перерасход произошел по всем видам и особенно по

материальным  затратам. Увеличилась сумма как переменных так и постоянных

расходов. Изменилась и структура затрат: увеличилась  доля и материальных

затрат и  амортизация основных средств, а  доля зарплаты уменьшилась.

Таблица 3. Расчет влияния факторов на изменение суммы  затрат на у.е. товарной

продукции.

    

Затраты

Сумма, тыс. у.е.

Факторы изменеия затрат

объем выпуска продукции

структура продукции

переменные затраты

постоянные затраты

По плану на плановый выпуск продукции:

77952

План

План

План

План

По плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции:

79372

Факт

План

План

План

По плановому уровню на фактический выпуск продукции:

80640

Факт

Факт

План

План

Фактические при плановом уровне постоянных затрат:

82723

Факт

Факт

Факт

План

Фактические:

84168

Факт

Факт

Факт

Факт


 

Из таблицы  видно, что в связи с перевыполнением  плана по выпуску товарной

продукции в  условно-натуральном выражении на 2,6% сумма затрат возросла на

1420 тыс.у.е.

За счет изменения  структуры выпуска продукции  сумма затрат так же возросла на

1268 тыс.у.е. (80640-79372). Это свидетельствует о том, что в общем выпуске

продукции увеличилась  доля затратоемкой продукции. Из-за повышения уровня

удельных  переменных затрат перерасход издержек на производство продукции

составил 2083 тыс. у.е. (82723-80640). Постоянные расходы  возросли по

сравнению с  планом на 1445 тыс. у.е. , что так же явилось одной из причин

увеличения  общей суммы затрат.

Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на 6216 тыс. у.е. (84168-

77952), или  +8%, в том числе за счет перевыполнения  плана по объему

производства  продукции и изменения ее структуры  она возросла на 2688 тыс.

у.е. (80640-77952), а за счет роста себестоимости  продукции - на 3528 тыс.

у.е. (84168-80640).

Следовательно фактическая себестоимость всей произведенной продукции в

отчетном  году выше плановой на 3528 тыс. у.е., или на 4,38%.

Таблица 4. Расчет влияния факторов на изменение суммы  затрат на у.е. товарной

продукции.

    

Затраты на у.е. товарной продукции

у.е./100

Расчет

Фактор

объем производства

структура производства

уровень удельных переменных затрат

сумма постоянных затрат

отпускные цены на продукцию

План

77952/96000=81,2

План

План

План

План

План

Усл.1

79372/98500=81,17

Факт

План

План

План

План

Усл.2

80640/100800=80,0

Факт

Факт

План

План

План

Усл.3

82723/100800=82,06

Факт

Факт

Факт

План

План

Усл.4

84168/100800=83,5

Факт

Факт

Факт

Факт

План

Факт

84168/104300=80,70

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

общ.измен.

80,7-81,2=-0,5 у.е./100

-0,03

-0,17

2,06

1,44

-2,8


 

Аналитические расчеты, приведенные в таблице 4., показывают, что предприятие

уменьшило затраты  на у.е. товарной продукции на 0,5 у.е./100 (80,7-81,2), в

том числе  за счет увеличения объема производства продукции на 0,03 у.е./100

Информация о работе Снижения себестоимости продукции