Собственность как экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:35, реферат

Описание работы

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; система стимулов и мотиваций участников; экономические связи между предприятиями и организациями.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 374.68 Кб (Скачать файл)

7) проводят валютообменные операции;

8) оказывая клиентам перечисленные  выше услуги, банки тем самым:  проводят в жизнь денежную  политику Центрального банка,  а потому и экономическую политику  государства, способствуют стабилизации  денежного обращения в стране; формируют денежное предложение,  в том числе предложение ресурсов  для инвестиций; являются как  бы проводниками или даже «поводырями»  в рыночной экономике для других  участников рынка (для их денежных  потоков) — производственных  предприятий, организаций торговли, небанковского финансового сектора  и населения;

9) канализируют собираемые  средства в наиболее перспективные  отрасли экономики (разнообразные  формы кредитования кредитоспособных  заемщиков);

10) часть собственных средств в пределах разрешенных нормативов непосредственно или через свои дочерние компании (путь обхода указанных нормативов) вкладывают в уставные капиталы некредитных предприятий и организаций в целях совместного с ними хозяйствования и получения соответствующих дивидендов. В этом случае банки нельзя рассматривать как посреднические организации.

Сфера действия банков и иных кредитных организаций — это  сфера (часть сферы) нематериального  производства, где полезный труд воплощается  в особом результате, имеющем, как  правило, собственную стоимость, где  вырабатываются свои особые продукты — услуги. У материального производства в принципе нет иной функции, кроме  производства материальных благ. Равным образом функцией нематериального  производства является производство (оказание) услуг. В этом смысле банки и иные кредитные организации производят совершенно уникальную продукцию —  банковские или денежные (финансовые) технологии, без которых не может  обойтись ни один субъект хозяйствования и которые бесконечно разнообразны в разных банках, даже когда проводятся стандартные, казалось бы, операции. Во всех случаях банковского производства речь идет о разнообразных сочетаниях условий, правил, процедур, работ, регламентов взаимодействия, каждый раз составляющих единый технологический процесс обслуживания клиента.

Соответственно вторая функция  банков как раз и состоит в  обеспечении субъектов экономики  специфически банковскими продуктами (технологиями работы с денежными  средствами).

Рассмотренные функции банков в экономике являются объективно необходимыми (в литературе можно  найти и другие их перечни). От них  следует отличать:

• вменяемые банкам органами государственной власти объективно не свойственные им контрольные функции  в отношении клиентов (контроль за кассовой дисциплиной клиентов, валютный контроль, противодействие легализации  доходов, полученных преступным путем, обеспечение выполнения налогоплательщиками  — клиентами банков обязанности  уплачивать налоги и сборы и т.п.). Расходы, связанные с исполнением данных публичных функций, покрываются за счет доходов коммерческого банка (доля таких расходов весьма значительна и они повышают стоимость банковских услуг);

• так называемые ролевые  функции, которые банки подчас добровольно  или вынужденно берут на себя и  которые отражают намерения владельцев или иных лиц («карманный банк», «семейный  банк», «банк этноса», «банк криминала», «авантюрный банк», «банк олигарха», «банк-дублер» или «банк-мост», «банк-двойник», «банк-пират», «банк-игрок», «банк-мираж», «банк-лис» и др.).

Как было показано выше, банковский продукт можно понимать как потенциальную  услугу, а банковскую услугу — как  реализованный (воплощенный в действительность) его продукт. Термин «банковский  продукт» вполне адекватно отражает суть происходящего — производство банком собственного продукта, выступающего в форме услуги. Последние, как известно, бывают двух видов: материальные и чистые (личные). Оказывая материальные услуги, организация производит новую стоимость (увеличивает национальный доход); денежную оценку могут иметь и чистые услуги. Таким образом, банки — организации производящие, в ходе своей полезной специфической деятельности увеличивающие объем ВВП, а не просто «финансовые посредники», оперирующие стоимостями, которые создают другие.

Банковский сектор — это  такая социально-экономическая отрасль  хозяйства и общественной жизни  в целом, которая весьма остро  и гибко реагирует на любые  изменения как в экономической, так и социально-политической жизни страны. При этом важно иметь в виду, что в силу вовлеченности в сферу банковской деятельности и связанных с нею интересов предельно большого количества действующих лиц и значительных денежных сумм происходящие в ней процессы приобретают, как правило, глобальный (в масштабах страны, а подчас и шире) характер и по степени воздействия на общество нередко сопоставимы с влиянием государства. Это свидетельствует о выдающемся месте банковской системы в любой экономике.

Качество банковской системы  и основная задача его повышения

Главный вопрос, связанный  с банковской системой, — вопрос о ее качестве, т.е. о ее жизнестойкости и эффективности функционирования в составе и в интересах  экономической системы страны в  целом. В конечном счете именно с данной точки зрения интересны и вопросы количества кредитных организаций, и их группировок на те или иные элементы и уровни системы, и другие вопросы, связанные с деятельностью банков.

 

37.Финансовая  система страны. Государственный  бюджет.

Финансовая система -(англ. financial system) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.  
Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающими все виды денежных агрегатов, - наличные деньги (банковские, казначейские билеты), безналичные формы денег (деньги на счетах, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др.  
Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования. Структура, функции, взаимосвязи звеньев, элементов финансовой системыразличных стран обладают определенным своеобразием и зависят от экономического и политического строя государства.  
В странах с централизованно управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих согласно законам рынка.  
Финансовая система, рассматриваемая как научная категория, трактуется в разных литературных источниках не всегда однозначным образом.  
Отдельные элементы финансовой системы, такие, как казна, налоги, возникли еще в древних государствах, но целостные финансовые системысформировались в последние столетия и продолжают развиваться как в отношении увеличения количества и разнообразия составляющих их элементов, так и в отношении качественного содержания выполняемых функций, осуществляемых видов финансовой деятельности.  
В финансовой системе страны укрупнено выделяют несколько уровней, образующих ее структуру. Верхний уровень занимают государственные финансы, которые в странах с федеративным устройством разделяются на федеральные финансы и финансы субъектов федерации (в России - это республики в составе Федерации, края, области; в США, Индии, Мексике - штаты; в ФРГ - земли; в Швейцарии - кантоны). Следующий уровень занимают местные, муниципальные финансы отдельных городов, районов. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций разных форм собственности. Государственные финансы в зависимости от целевого назначения, способов формирования делят на государственный бюджет (федерального и субфедерального уровней) и внебюджетные целевые фонды, такие, как пенсионный фонд, государственные страховые фонды. В составе государственных финансов может быть выделен также государственный кредит.  
Финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций делят на финансы коммерческих организаций (хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные и торговые кооперативы) и финансы некоммерческих организаций (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, потребительские кооперативы и др.).  
Элементами финансовой системы являются отдельные источники образования и направления расходования денежных средств, налоги, платежи, пошлины, штрафы, денежные санкции.  
К видам деятельности, осуществляемой в рамках финансовой системы, относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование (к задачам страхования относятся: социальное, личное, имущественное страхование, страхование предпринимательских рисков, страхование ответственности), финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование. Кфинансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, однако в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. Не принято включать в финансовую систему страны денежные средства домохозяйств, хотя они образуются из финансовой системы и переливаются в нее.  
Финансовая система характеризуется не только своими субъектами, частями и функциями частей, но и движением финансовых ресурсов, потоками денежных средств, связывающими агентов финансовых отношений и реализующими денежные расчеты между ними.  
Финансовая система страны обладает развитыми внешними связями в виде прямых и обратных финансовых потоков, устанавливающими отношения между страной и правительствами, банками, компаниями других стран, международными финансовыми центрами, фондами.

Государственный бюджет — важнейший финансовыйдокумент страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства  по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему  РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетныйпрофици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (илидефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Доходы и расходы

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.[1]

Доходы формируются за счет:[2]

налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической  деятельности, а также доходов  от имущества, находящегося в государственной  собственности;

доходов целевых бюджетных  фондов.

Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.[3]

Все расходы можно подразделить на следующие группы: военные; экономические; на социальные цели; на внешнеполитическую деятельность; на содержание аппарата управления.

38.Налоги, Их  виды и функции.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую системугосударства.

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических  лиц, необходимое для осуществления  государством своих функций.

Все налоги подразделяются на несколько видов:

[править]Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные[2]. К косвенным налогам относятсяналог с продаж, налог на добавленную стоимость и другие[2].

[править]Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента[2]. Таким образом,

.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определенный процент от дохода (Y)[2]. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода[2]. То есть,

или , где: [2]

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные налоги сами делятся  на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональнауровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается[5].

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода[6].

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д

Информация о работе Собственность как экономическое явление