Собственность как экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:35, реферат

Описание работы

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; система стимулов и мотиваций участников; экономические связи между предприятиями и организациями.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 374.68 Кб (Скачать файл)

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое  поведение отдельных (индивидуальных) хозяйствующих субъектов (потребителя  или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика изучает экономику  как единое целое, исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

Важность изучения макроэкономики состоит в следующем:

1. она не просто описывает  макроэкономические явления и  процессы, но выявляет закономерности  и зависимости между ними, исследует  причинно-следственные связи в  экономике;

2. знание макроэкономических  зависимостей и связей позволяет  оценить существующую в экономике  ситуацию и показать, что нужно  сделать для ее улучшения, и,  в первую очередь, что должны  предпринять политические деятели,  т.е. позволяет разработать принципы  экономической политики;

3. знание макроэкономики  дает возможность предвидеть, как  будут развиваться процессы в  будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические  проблемы.

Различают два вида макроэкономического  анализа: анализ ex post и анализ ex ante. Макроэкономический анализ ex post или национальное счетоводство, т.е. анализ статистических данных, что позволяет оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы и негативные явления, разрабатывать экономическую политику по их решению и преодолению, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран. Макроэкономический анализ ex ante, т.е. прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных теоретических концепций, что позволяет определить закономерности развития экономических процессов и выявить причинно-следственные связи между экономическими явлениями и переменными. Это и есть макроэкономика как наука. [24, c. 267]

В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким общим методам и принципам экономического анализа относятся: абстрагирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений); сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа; использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др.

Особенность макроэкономического  анализа состоит в том, что  его важнейшим принципом выступает  агрегирование. Изучение экономических  зависимостей и закономерностей  на уровне экономики в целом возможно лишь, если рассматривать совокупности или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования. Агрегирование  представляет собой объединение  отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование  всегда основывается на абстрагировании, т.е. отвлечении от несущественных моментов и выделении наиболее значимых, существенных, типичных черт, закономерностей экономических процессов и явлений. Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические показатели.

Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения  экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента: [12, c. 42] 1. домохозяйства, 2. фирмы, 3. государство,4. иностранный сектор.

Домохозяйства - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

Фирмы - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства.

Домохозяйства и фирмы  образуют частный сектор экономики.

Государство - это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого - ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния - и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке; д) регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.

Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система  безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает  «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку  обладает монопольным правом эмиссии  денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:

· структурную, обеспечивающую экономический рост

· конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических  колебаний экономики и обеспечение  полной занятости ресурсов, стабильного  уровня цен и внешнеэкономического равновесия). Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или  бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.

Частный и государственный  сектора образуют закрытую экономику.

Иностранный сектор - объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством:

а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и  услуг),

б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов).

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.

Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей  функционирования каждого из них, а  именно: исследования особенностей формирования спроса и предложения и условий  их равновесия на каждом из рынков; определения  равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения; анализа последствий  изменения равновесия на каждом из рынков.

Агрегирование рынков дает возможность  выделить четыре макроэкономических рынка: 1. рынок товаров и услуг (реальный рынок), 2. финансовый рынок (рынок финансовых активов), 3. рынок экономических ресурсов, 4. валютный рынок.

 

29.Система   национальных счетов и ее основные  показатели.

Для анализа макроэкономики необходима система показателей, дающих полноценную картину хозяйственной  жизни.

Понятие Системы национальных счетов

Необходимость в системе  макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом  Уильямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кэне, глава школы физиократов. Однако особенно сильно потребность в системе макроэкономических показателей проявилась в 20-30-х гг. ХХ в. В СССР была создана система показателей и таблиц, называемая балансом народного хозяйства, которая использовалась уже при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928-1932 гг.). На Западе разработка подобной системы началась после Великой депрессии 1929-1933 гг. Ряд важных принципов этой системы был сформулирован еще А. Маршаллом, затем Дж.М. Кейнсом; большой вклад внесли английские экономисты Р. Стоун, К. Кларк, Дж. Хикс и американские экономисты С. Кузнец, М. Джилберт, В. Леонтьев и др. После Второй мировой войны к разработке системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, и в 1953 г. в ООН был опубликован документ под названием "Система национальных счетов и вспомогательных таблиц", который можно рассматривать как первый международно признанный вариант системы макроэкономических показателей. Эта система пересматривалась, и ныне действует вариант 1993 г. С конца 80-х гг. на нее начала переходить и Россия.

Сущность и структура  Системы национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных  показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Она дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении и сбережении (накоплении). СНС ООН 1993 г. включает оценку теневой экономики, которая, как уже отмечалось, представляет собой производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения. Более того, она предлагает учитывать даже производство юридически незаконных товаров и услуг (наркотики, проституция и т.п.), а также труд по ведению домашнего хозяйства (приготовление пищи, уборка жилищ, воспитание детей и т.д.), хотя большинство стран мира, в том числе Россия, не готовы включать в свои расчеты оценки этой деятельности.

Структура Системы национальных счетов исходит из того, что каждой стадии экономического кругооборота соответствует  специальный счет или группа счетов. СНС России в настоящее время  включает следующие счета.

Счет товаров и услуг, как и все другие счета СНС, состоит из двух частей. В части "Ресурсы" показываются выпуск и импорт продуктов, причем в так называемых основных ценах (т.е. без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий), а также косвенные налоги (в СНС они называются налогами на продукты и импорт) и субсидии на произведенные продукты и импорт, что необходимо для приведения основных цен к рыночным. В части "Использование" отражаются объемы использования продукции на потребление, накопление и экспорт (табл. 20.1)

Счет образования доходов  и счет распределения первичных  доходов отражают выплату доходов  экономическим агентам - домашним хозяйствам, нефинансовым и финансовым предприятиям, государственным учреждениям и  некоммерческим организациям. Так как в статистике эти доходы не всегда можно разграничить, то в указанных счетах выделяют оплату труда наемных работников, валовую прибыль и валовые смешанные доходы, а также налоги на производство и импорт (т.е. не только косвенные, но и прямые налоги, кроме налогов на прибыль и доходы) за вычетом субсидий на это производство и импорт (табл. 20.3). На базе этих счетов возможно построение валового внутреннего продукта по доходам, а также национального дохода.

Счет вторичного распределения  доходов учитывает поступление  доходов извне и их перевод  за рубеж.

Счет использования располагаемого дохода и счет скорректированного располагаемого дохода отражают распределение полученного  страной дохода на конечное потребление  и сбережение. Они служат основой  для расчета ВВП по использованию (табл. 20.4).

Счет операций с капиталом  отражает превращение сбережений в  основной капитал, оборотный капитал  и сокровище (приобретение ценностей) с учетом притока капитала извне  и его оттока (так называемого  чистого кредитования). Так, в 1998 г. 622 млрд руб. российских сбережений были уменьшены на 72 млрд руб. в результате отрицательного сальдо притока и оттока капитала. Вследствие этого валовое накопление составило, по оценке, 550 млрд руб., из которых на валовое накопление основного капитала пошло 481 млрд руб., на прирост запасов материальных оборотных средств - 65 млрд руб. и на чистое приобретение ценностей - 4 млрд руб. (см. рис. 18.1).

Добавленная стоимость

Добавленная стоимость - это  стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии  и охватывающая его реальный вклад  в создание стоимости конкретного  продукта, т.е. заработную плату, прибыль  и амортизацию.

Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается.

Иначе говоря, добавленная  стоимость - это валовая продукция  предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее  отчислений на амортизацию (так как  основные фонды предприятия принимают  участие в создании новой стоимости  производимой продукции). В советской  практике этот показатель носил название условно чистой продукции.

Эти величины добавленной  стоимости при суммировании их по всем отраслям и производствам и  дают итоговые показатели ВВП, свободные  от повторного счета. В СНС в состав добавленной стоимости включаются амортизация, заработная плата, прибыли  корпораций и некорпорированных предприятий, полученная ими рента, процент на ссудный капитал, а также так называемые чистые налоги или чистый экспорт.

К чистым налогам на продукты и импорт относят косвенные налоги на эти товары и услуги, к чистому  экспорту - экспорт товаров и услуг  за вычетом их импорта. От них несколько  отличаются чистые налоги на производство и импорт. При расчете сумм счетов и самого ВВП чистые налоги или  чистый экспорт часто добавляют  отдельной строкой для того, чтобы  разные счета или подсчитанные разными  способами показатели ВВП сходились, так как не во всех расчетах учитываются  косвенные налоги, субсидии и сальдо внешней торговли товарами и услугами.

Как уже отмечалось, в СНС  используются различные цены - цены потребителя, т.е. рыночные (включающие налоги на продукты и импорт за минусом  субсидий), а также цены производителя, называемые основными (они меньше рыночных на величину косвенных налогов). Для  перевода одних цен в другие их корректируют на косвенные налоги и  субсидии.

Информация о работе Собственность как экономическое явление