Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:35, реферат
Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; система стимулов и мотиваций участников; экономические связи между предприятиями и организациями.
В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические НКО (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера — вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.).
С учетом изложенного можно утверждать, что банковская система России включает в себя (без учета вспомогательных организаций):• Банк России;• Агентство страхования вкладов (АСВ) как элемент верхнего уровня банковской системы (с точки зрения организационно-правовой формы Агентство — это государственная корпорация); • отечественные коммерческие банки и НКО;
• филиалы и иные территориально удаленные подразделения (кроме представительств) отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;• зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;• российские загранбанки и их филиалы за рубежом;• действующие в России дочерние банки (и НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;• действующие в России филиалы банков (и НКО), не являющихся резидентами РФ.
Создано в соответствии с Законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ. Вопреки грамматике официально почему-то именуется «Агентством по страхованию».
Много недоразумений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Мировая и отечественная банковская практика и теория говорят, что совокупность действующих в стране банков и иных кредитных организаций может иметь одно-либо двухуровневую организацию. Первый уровень (ярус), верхний, — центральный банк (иногда этот уровень может включать в себя и некоторые другие элементы), второй уровень (ярус), нижний, базовый, — коммерческие банки и прочие кредитные организации (небанковские). Иных принципиальных вариантов не существует. Развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой.
Тем не менее в России по-прежнему появляются предложения конструировать банковскую систему, которая бы включала в себя больше уровней. Указанные предложения ошибочны, однако они своеобразно отражают некую объективную реальность, а именно достаточно сложную структурную организацию каждого из названных уровней, особенно второго, нижнего.
Еще один возможный критерий — модель (стратегия) выстраивания бизнеса, т.е. модель поведения на рынке. С этой точки зрения наш банковский сектор также весьма неоднороден.
Показательны в этом плане
30 крупнейших банков страны. Они легко
структурируются в четыре группы:
банки сырьевых отраслей, крупные
банки с государственным
Так, банки первой группы больше других привлекают средства предприятий, много денег держат за границей, мало кредитуют российскую экономику (в основном «свои» финансово-промышленные группы). Банки второй группы явно лидируют в части привлечения средств населения (Сбербанк) и вложений в государственные ценные бумаги. Банки второй и четвертой групп собственные капиталы и привлекаемые средства предприятий и населения направляют в основном на нужды российской экономики. Банки третьей группы собирают главным образом деньги нерезидентов, работающих в России, кредитуют российскую экономику, однако свободные деньги в значительных объемах направляют за границу в свои материнские банки.
Средние банки имеют свою модель поведения, а малые — свою.
Рассмотрим еще один критерий
— способ участия в рыночных процессах.
На его основе коммерческие банки
можно разделить на два вида: проводящие
все свои рыночные операции (сделки)
индивидуально, в одиночку; проводящие
отдельные операции (сделки) в кооперации
с другими банками как
Таким образом, банковская система
состоит из четырех элементов (из
трех элементов — без
Место и роль банков в экономике
Банковская деятельность
формально может быть определена
как разрешенная законами и иными
правоустанавливающими
• банки проводят как собственно банковские (специфические, исключительные), так и небанковские (доступные всем субъектам хозяйствования) операции (сделки);
• операции (сделки), которые проводят некредитные организации (предприятия, организации, учреждения других секторов экономики, некоммерческие организации, общественные объединения любых организаций), индивидуальные предприниматели, физические лица, не являются банковскими (в противном случае являются неправомерными, незаконными1).
В содержательном же плане
банковская деятельность (в части, направленной
на клиента) может быть раскрыта через
следующие фундаментальные
Банковский продукт — конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в,ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.
Банковская операция —
сами практические действия (упорядоченная,
внутренне согласованная
Банковская услуга — результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.).
Выше уже было дано определение
банковской системы и раскрыт
ее структурный аспект. В функциональном
же плане в указанном определении
банковской системы ударение следует
делать на ее вхождении в более
широкую систему, каковой является
экономика страны в целом. Это
означает, что банковская система
должна в важнейших своих параметрах
соответствовать так
В качестве примера можно назвать деятельность магазинов, принимающих от населения наличные платежи для их зачисления на банковские счета предприятий и организаций (банковские переводы без открытия банковского счета).
Данный термин, закрепившийся в литературе, не вполне корректен. На самом деле и банковский сектор экономики является вполне реальным, производящим (об этом см. далее).
Как известно, нет ничего практичнее хорошей теории. Хорошее и практичное определение — это, видимо, такое верное по сути, внутренне непротиворечивое определение, которое к тому же прямо ориентирует и позволяет выходить, в частности, на адекватные управленческие решения. С учетом этого приведенное ранее определение банковской системы в содержательном аспекте характеризуется следующими существенными моментами.
Во-первых, оно прямо нацеливает
аналитиков, органы и лиц, принимающих
государственные решения, всегда и
обязательно рассматривать
Прежде всего, это недопустимость
автономного (по отношению к остальной
экономике) рассмотрения проблем банковского
сектора и попыток автономного
же их решения. Пример такой попытки
— когда принимается
Далее, следует исходить из первенства закономерностей, потребностей и возможностей системы в целом (экономики в целом) по отношению к закономерностям, потребностям и интересам подсистемы (банковского сектора). Банковский сектор, не соответствующий остальной экономике (включая домашние хозяйства), обществу в целом не нужен. Это, по сути, иное выражение требования, смысл которого в том, что деятельность банков должна быть эффективной не только для них самих, но и для их клиентов, для экономики (общества) в целом. С другой стороны, остальная экономика или отдельные ее части, по тем или иным причинам не способные (к примеру, из-за своей неплатежеспособности) или не желающие сотрудничать с банками (предпочитающие не отдавать свои деньги в банки, а проводить незаконные операции с «черным налом»), для последних также перестают представлять интерес.
Функции банков в экономике
Между элементами любой органической (естественной) системы осуществляется эффективное взаимодействие, причем каждый элемент (подсистема) выполняет свою особую функцию (функции), в результате чего реализуются все необходимые функции системы. Банковский сектор — это элемент (подсистема) экономической системы страны. Какие же особые функции он выполняет или должен выполнять?
Для начала следует отметить,
что, во-первых, фундаментальные движущие
силы экономического развития общества
лежат вне банковской системы, во-вторых,
господствующий в стране тип банков
может значительно ускорять либо
задерживать экономическое
Первая функция — это
обеспечение субъектов
Эта первая функция банков позволяет рассматривать их как организации для финансового посредничества. В этом качестве коммерческие банки, в частности:
1) концентрируют у себя
финансовые (денежные) средства большинства
участников хозяйственного
2) опосредуют расчеты и
платежи по большинству
3) проводят налоговые и
иные обязательные платежи
4) обеспечивают сохранность и даже приращение (начисление процентов, конвертация в более доходные валюты) сумм, доверенных им клиентами;
5) обеспечивают перевод наличных денег в безналичные и наоборот, своевременно снабжают клиентов необходимой наличностью;
6) на основании специальных
договоров управляют на