Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:35, реферат
Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; система стимулов и мотиваций участников; экономические связи между предприятиями и организациями.
В пределах общей собственности
могут быть определены доли каждого
собственника. Такая общая собственность
называется долевой собственностью.
Если такие доли в общей собственности
не определены, имущество находится
в совместной собственности. Гражданским
законодательством РФ установлена
презумпция общей долевой собственности.
Это означает, что при отсутствии
в законе специальных положений
о характере вещного права
сособственников на имущество, их общая
собственность считается
13.Основные
задачи исследования
нет ответа
14.Спрос. Закон спроса.
Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно "желание купить" отличает спрос от простого "хотенья" заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось ≈ настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа.
Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать "в обмен" на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров.
Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.
Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.
В общем виде функция спроса может быть представлена так:
где ≈ объем спроса на i-тый товар (i = 1,2,..., k); Т ≈ вкусы и предпочтения; P1, .. .,Pk ≈ цены всех товаров, включая i-тый; I ≈ денежный доход.
Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Pi), положить неизменными, то от функции (2.1) можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимость спроса на г'-тый товар лишь от его собственной цены:
Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:
1) табличным, например:
Pi (руб.) |
(штук) |
... |
... |
100 |
1000 |
150 |
700 |
... |
... |
500 |
300 |
... |
... |
2) аналитическим, например:
3) графическим. На рис. 2.1 линия DD представляет графическое отображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса. Абсци ссы точек линии спроса характеризуют объем спроса, а ординаты ≈ цены спроса.3
Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены (2.2) ≈ движение вдоль линии спроса. Например, как видно на рис. 2.2, при снижении цены с Р1 до P2 объем спроса увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены (2.2), то произойдет сдвиг линии спроса от D1D1 до D2D2, так что при цене Р1 объем спроса возрастет с Q1 до Q3, а при ценеР2 ≈ с Q2 до Q4- В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Очевидно, что при снижении спроса, скажем, в результате сокращения доходов новая линия спроса пройдет левее и нижеD1D1.
Обратную зависимость между ценой и объемом спроса (при снижении цены объем спроса растет, и наоборот) часто называют законом спроса.
Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиф-фен (1837≈1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос. Природа парадокса Гиффена более подробно будет рассмотрена в 3-й главе. Пока же отметим лишь, что подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса.4
Нередко некоторые явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из общего закона спроса, а иногда на них ссылаются и для его опровержения. Остановимся на нескольких из них.
А. Цена ≈ показатель качества.
Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара. В этом случае он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара, и наоборот. На этом основана широко распространенная практика повышения цен без реального улучшения качества товаров. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров, результатом чего является сдвиг линии спроса вверх и вправо, а не движение вдоль неизменной линии спроса.
Вернемся к рис. 2.2. Пусть на какой-то товар при цене Р2 предъявлялся спрос в объеме Q2- Внеся незначительные изменения в конструкцию или внешний вид изделия, изготовитель повышает цену до Р1. Потребители, полагая, что рост цены означает и улучшение качества, увеличивают объем спроса до Q3з. вместо того чтобы снизить его до Q1, т.е. переходят к новойлинии спроса D2D2. Как только покупатели убедятся в том, что новый товар по своему качеству не отличается от старого, спрос на него вновь вернется к линии D1D1. Поэтому практика такого скрытого повышения цен может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей, марок выпускаемых товаров, при значительном и даже избыточном их разнообразии.
Хотя в этом случае мы имеем
дело с изменением спроса под влиянием
манипулирования
Б. Эффект Веблена.
Внешне с ситуацией цена ≈ показатель качества схож так называемый эффект Веблена, названный так по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена (1857≈1929), внесшего существенный вклад в его исследование. Этот эффект связан с престижнымспросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Такую функцию могут выполнить лишь товары, доступ к которым для широких масс так или иначе ограничен. Обычно таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары. Отсюда нередко делают вывод, что повышение цен таких товаров ведет к росту объема спроса за счет увеличения объема престижного спроса. Если бы это было так, то цены престижных товаров могли бы расти бесконечно. Однако, как показала практика конца 70≈начала 80-хгг., повышение цен на такие товары, как ювелирные изделия, ковры, хрусталь, привело не к увеличению, а к снижению объема спроса на них. Хотя престижность таких товаров с ростом цен возрастает, но спрос на них сокращается в связи со все меньшей их доступностью для широких кругов покупателей.
Ограничивать престижный спрос лишь дорогостоящими товарами нельзя. Элемент престижа, ориентации на повышение, демонстрацию или, наоборот, маскировку своего социального статуса (действительного, мнимого или желаемого) играет важную роль в формировании индивидуальных вкусов и предпочтений, а вслед за тем и спроса во всех тех случаях, когда информация о приобретении, наличии или потреблении того или иного товара легко доступна тем, чьим мнением и оценкой дорожит (или хотел бы дорожить) покупатель. Поэтому престижной ценностью могут обладать не только дорогостоящие, но и распределяемые бесплатно или по льготным ценам товары, если доступ к ним для широкого круга потребителей ограничен какими-то другими, неценовыми средствами. Согласно современным взглядам, потребность выделиться из мира, ощутить и продемонстрировать свою власть над" природой, вещами и людьми является одной из базовых, универсальных потребностей человека. Поэтому выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто.
В. Эффект ожидаемой динамики цен.
Если цена товара снизилась
и потребители ожидают
Такой вывод был бы, однако, неправилен. Покупатель сопоставляет в данном случае текущие цены с ожидаемыми. В случае ожидаемого снижения цены он воспринимает текущую цену как относительно более высокую и соответственно сокращает спрос. В случае ожидаемого повышения цены он воспринимает текущую цену как относительно более низкую и соответственно увеличивает спрос. Таким образом, общий закон спроса сохраняет свое значение и в рассматриваемой ситуации.
15.Предложение, Закон предложения.
Предложение — это номенклатура
продукции, представленная на рынке товаров
продавцом (товаропроизводителем или
его представителем) для реализации по
установленной или договорной цепе. Иными
словами, предложение — это желание продать
товар или услугу на определенных условиях.
Существует несколько видов предложения.
Предложение инициативное — предложение
о товаре, сделанное по инициативе продавца.
Предложение действующее — предложение,
которое со стороны покупателя оформлено
документально, т.е. заключена сделка между
продавцом и покупателем на конкретную
продукцию, в заданном объеме по договорной
цене, в оговоренный срок поставки. Данный
вид предложения может выступать как выполнение
заказа. Такая сделка предусматривает
двойную неустойку.
Предложение свободное — предложение
без обязательств. Эта форма используется
в основном для выяснения спроса.
Согласно закону предложения по мере его
роста растет цена. С позиции потребителя
закон предложения выступает как сдерживающнй
фактор, поскольку покупатель не будет
приобретать товар в большом количестве
при высокой цене. Но по мере снижения
цены объем реализации возрастет, так
как покупатель увеличит количество покупок.
Для производителя конечными целями реализации
являются выручка и прибыль. Оба этих показателя
зависят от цены. Но при росте цены темпы
роста прибыли могут отставать от темпов
роста выручки, поскольку увеличиваются
издержки производства и кредиторская
задолженность. Для устранения этих потерь
товаропроизводитель должен увеличить
цену или объем реализации.
Существует определенный перечень факторов,
влияющих на изменение величины предложения.
1. Стоимость ресурсов. В текущих издержках
производства единицы продукции (себестоимость)
стоимость ресурсов включает стоимость
сырья, материалов, топлива, энергии, заработной
платы и т.д.
Каждый элемент материальных и трудовых
ресурсов зависит от роста цены и удельного
расхода на единицу продукции, трудоемкости
изготовления и часовой ставки.
2. Современные технологические процессы.
Внедрение прогрессивных технологических
процессов способствует снижению цены
единицы произведенной продукции. Так,
в результате использования новых технологий
растет удельная амортизация, но снижаются
затраты труда и заработная плата, что
оказывает непосредственное влияние на
снижение текущих издержек производства
на единицу продукции, так как темпы снижения
заработной платы опережают темпы роста
амортизационных отчислений. Высокий
технический уровень заготовительного
производства позволяет повысить точность
литья и сократить допуски, что, в свою
очередь, ведет к экономии металла и снижению
себестоимости единицы продукции.
3. Налоги и льготы. Налоговая политика,
направленная на повышение ставки налогообложения,
приводит к тому, что товаропроизводитель
снимает с производства отдельные номенклатурные
позиции, поскольку чистая прибыль по
этим товарам резко сокращается и даже
при значительном увеличении предложения
их производство экономически не оправдано.
Льготные санкции для товаропроизводителя
являются источником расширения номенклатуры
продукции и увеличения предложения.
4. Конкурентоспособность и цены на аналогичные
товары. При повышении конкурентоспособности
аналогичной продукции у других товаропроизводителей
сокращается объем производства данной
номенклатурной позиции или она снимается
с производства, так как покупательная
способность этой продукции резко падает.
Используя разработки, выполненные на
предпроектной стадии жизненного цикла
нового изделия, товаропроизводитель
осваивает его производство либо расширяет
производство конкурентоспособной продукции.
5. Численность работающих реализаторов.
Рост количества продавцов ведет к увеличению
предложения и снижению цены единицы продукции
на действующем рынке, так как смысл продажи
заключается в том, чтобы реализовать
больше продукции, но по более низкой цене
и за счет роста объема реализованной
продукции увеличить выручку.
Например (рис. 1), если реализуется продукция
по цене 350 руб., объем реализации 300 ед.,
то выручка составит 105 000 руб. (точка А,).
При цене 250 руб. и объеме 150 ед. она сократится
до 37 500 руб. и точка на кривой опустится
до А2, но излишек не будет устранен и составит
50 ед. [предложение (150) - спрос (100)], а в стоимостном
выражении он составит 12 500 руб. = 250 руб.
• 50 ед. Наличие излишка означает, что
в сфере материального производства возник
разрыв между потребительной стоимостью
товара (его способностью удовлетворять
какие-либо общественные потребности)
и стоимостью товара в сторону опережающего
роста последней. По мере снижения цены
излишек будет сокращаться, и при пересечении
с кривой спроса он исчезает. Эта точка
пересечения носит название равновесия
спроса и предложения, а цена для этой
точки отражает нижнюю границу стоимости
товара, которая используется для определения
минимальной выручки. Дальнейшее снижение
цены приведет к дефициту, так как спрос
будет превышать предложение. Так, при
цене 100 руб. и спросе 230 ед. (точка А3) дефицит
составит 170 ед. = 230 - 60 (точка А4).
В случае когда наблюдается опережение
роста потребительной стоимости, возникает
дефицит, что является следствием несбалансированности
воспроизводственного процесса. Наличие
дефицита благоприятно отражается на
финансовом положении предприятия, так
как продукция освобождается от влияния
покупателей на цену дефицитного товара.
Покупатель приобретает товар по установленной
цене без учета его качественных характеристик,
поскольку товар более высокого качества
отсутствует. Такая ситуация возникла
в результате либерализации цен.
Для взаимной заинтересованности покупателя
и продавца следует устанавливать такую
цену на товар и такое его количество,
которые будут взаимовыгодны, т.е. необходимо
создать равновесие рыночного спроса
и предложения. При этом кривые спроса
и предложения должны пересечься. Экономически
оправданная цена устанавливается на
основе анализа спроса и предложения в
определенной последовательности.
16..Равновесная цена. ( Понятие и графическое изображение )
Равнове́сная цена или сбалансированная
цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству
товаров и услуг, которые производители
желают предложить. Равновесная цена,
это: цена, при которой спрос и предложение ра
Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.
]Подходы к описанию формирования равновесия и равновесной цены
Равновесие по Маршаллу
Равновесная цена складывается по причинам:
влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объём предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объёма предложения
влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объём предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объёма предложения
Цена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объёма спроса и предложения.
Равновесие по Вальрасу
Равновесная цена складывается по причинам:
влияния превышения объёма предложения над объёмом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается
влияния превышения объёма спроса над объёмом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.
Рис.3.3. Цена равновесия и отклонения от нее
Точка равновесия обозначается Е.
В точке равновесия РЕ = РS = РD ,
где РЕ - равновесная цена; РS - цена предложения; РD - цена спроса.
Это означает, что QЕ = QS = QD.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Действуют законы рыночного ценообразования:
¨ цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
¨ если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.