Собственность как экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:35, реферат

Описание работы

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; система стимулов и мотиваций участников; экономические связи между предприятиями и организациями.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 374.68 Кб (Скачать файл)

2. Кривая спроса каждой  отдельной фирмы имеет падающий  характер, следовательно, отрасль  не может считаться совершенно конкурентной.

3. В отрасли находится  хотя бы одна крупная фирма,  считающая, что ее действия и поведение на рынке не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, т. е. эта структура отличается от монополистической конкуренции. Особенность олигополистической рыночной структуры связана с тем, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от уже рассмотренных типов рынков, каждая фирма-олигополист ограничена в принятии решений не только нисходящим характером графика спроса на свою продукцию, но и поведением конкурентов.

4. Продукция может производиться  как стандартизированная (нефть, алюминий) — чистая олигополия, так и дифференцированная (например, автомобили) — дифференцированная олигополия. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти.

5. Основной показатель  олигополии — степень концентрации производства в руках нескольких фирм. Чем она выше, тем меньшая степень конкурентности характеризует отрасль. Простейшим показателем степени концентрации может служить индекс концентрации, отражающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или группы фирм. Если значение индекса составит для четырех фирм до 35 %, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70 % — средней концентрации, свыше 70 % — высококонцентрированным. Также о степени концентрации рынка дает представление индекс Херфиндаля — Хиршмана:

HHI = q12 + q22 + q32 + ... + qn-12 + qn2= ? qi2

где qi - доля продаж фирмы, выраженная в процентах. Чем больше значение индекса, тем более концентрированным является рынок и тем большей рыночной властью обладает отдельный производитель. При абсолютной монополии индекс достигает своего максимального значения — 10 000.

Для характеристики неравномерности  распределения долей рынка среди  фирм используется коэффициент Джини (мера концентрации), отражающий долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм. Этот коэффициент будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одинаковые доли рынка, и будет равен единице при абсолютной монополии. Чем больше значение коэффициента Джини, тем выше концентрация данного рынка.

Основные причины существования  олигополии:

1. Положительный эффект  масштаба производства. Например, если технически эффективно производство в объеме, допустим, 200—250 единиц продукции, а емкость внутреннего рынка составляет приблизительно 1000 единиц, то закономерно, что в рамках отрасли существуют 4 компании, технологически способные производить указанные 200—250 единиц, т. е. реализовавшие положительный эффект масштаба производства. Следует отметить, что достижение такого результата предполагает сокращение числа конкурирующих фирм в результате их банкротства или слияния.

2. Финансовые барьеры —  огромные расходы на рекламу  и продвижение своей продукции  на рынок; другие барьеры —  владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками.

3. Эффект слияния, обусловленный  взаимозависимостью фирм. В условиях  олигополии изменения в производстве  и реализации у одной фирмы вызовет ответную реакцию у ее конкурентов, причем реакцию абсолютно непредсказуемую. Подобные обстоятельства побуждают фирмы к слиянию и приводят к картелизации отрасли, что может обеспечить увеличение доли рынка участвующих в сговоре фирм, увеличить рыночную власть, дать возможность требовать более низких цен на ресурсы, выступая в роли «крупного покупателя».

Примеры олигополистического  рынка — производство и сбыт стали, автомобилей, сельскохозяйственного  инвентаря, многих бытовых электроприборов.

В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышленности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.). Крупные предприятия, которые однозначно придают рынку олигополистичекий характер, составляют основу современной российской экономики. Исторически производство в нашей стране развивалась на основе крупной промышленности. Такое положение имело место еще в царской России. Для советской промышленности также была свойственна непропорционально большая доля крупных предприятий при весьма заниженной, по сравнению с экономиками развитых стран, доле мелкого и среднего бизнеса. В новой рыночной экономике возникло много мелких предприятий. Но по-прежнему фактически весь производственный потенциал сосредоточен на предприятиях-гигантах. (По некоторым данным в 2003 г. 30,8 % объема реализации продукции всей российской промышленности обеспечивали всего 24 компании, а весь малый бизнес — только 12 %. Для сравнения, в Великобритании малый бизнес производит более 60 % всех создаваемых в обществе материальных благ.) Поэтому одна из проблем современной российской экономики, помимо поощрения и стимулирования развития малого предпринимательства, состоит в обеспечении экономической эффективности российских фирм-олигополистов и их конкурентоспособности в соответствии с международными стандартами.

 

23. Монополия  и монопсония.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены. Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором  одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец - монополист. Монополия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчётом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, при нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть-благодаря невысоким ценам-на всю глубину рынка. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. Виды монополий Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»). Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель Олигополия — контроль над рынком осуществляется несколькими крупными независимыми субъектами, обеспечивающими высокий порог входа на рынок и ориентирующимися на ценовую политику друг друга (напр. в России в первой половине 2000-х годов — ситуация на рынке штрипса). Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике. Синдикат — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией (напр. в России «Единая торговая компания» на рынке каустической соды). Польза и вред монополии Жёлтым треугольником показан размер неэффективности распределения ресурсов при монополии: «мёртвый груз». В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. Однако существуют рынки, где существование конкуренции вызвало бы еще большую неэффективность, и где монополия — единственный способ предотвращения «смерти» отрасли в целом. Самым ярким примером этому является метро Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Монопсония возникает при следующих условиях: § на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда; § данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии; § этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.); § фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу. Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда. При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса — труда. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных. Применительно к биржам монопсония может быть также ложной, например, когда при высокой цене большинство покупателей не включается в торги. Примеры монопсонии в России: § Министерство обороны на рынке вооружения. § Федеральное космическое агентство на рынке ракетно-космической техники.

24. Чистая (совершенная ) конкуренция и ее основные черты.

Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом.

Совершенная конкуренция  — это такая форма организации  рынка, при которой исключаются  какие-либо виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Однако, для существования совершенной (чистой) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок.

Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой  же выход из него.

Абсолютная мобильность  материальных, финансовых, трудовых и  прочих факторов производства в долгосрочном периоде.

Полная информированность  всех участников конкуренции о рыночных условиях.

Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии  по дифференциации продукта).

Ни один участник свободной  конкуренции не может оказывать  влияния на решения, принимаемые  другими участниками.

Таким образом, в модели совершенной  конкуренции рыночная цена является независимой переменной, а находящуюся  в этих условиях фирму — ценополучателем. Ее выбор сводится лишь к принятию решения о величине спроса.

На приведенных ниже рисунках представлены модели конкурентной фирмы  и конкурентного рынка, на которых  отражены описанные выше характеристики совершенной конкуренции, а также  механизм реакции свободного рынка  на расширение спроса покупателей.

Обозначения. P — цена, Q —  количества товара, E — точка равновесия.

Рис.1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции

Рис. 1 иллюстрирует, что при  совершенной конкуренции предложение  поддерживается на равновесном уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию, безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.

2 Механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей

Повышение спроса (сдвиг кривой D0 в положение D1) вызывает рост цены с P0 до P1. Возросшая цена — это сигнал для производителя о выгодности увеличения объемов выпуска. Расширение производства (сдвиг кривой S0 в положение S1) ведет к снижению равновесной цены и увеличению равновесного объема Q1.

Проблемы конкурентной борьбы

Но как уже отмечалось, в настоящее время рынок совершенной  конкуренции в чистом виде не встречается. Т.е. в реальной жизни приходится часто сталкиваться с тем, что  некоторые субъекты рынка оказывают  влияние (подчас весьма чувствительное) на решения других. Это влияние  принимает бесчисленные формы, некоторые  из них можно объединить в следующие  группы.

 

25.Рынки  факторов  производства и их  особенности.

В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику: он имеет производный, вторичный  характер. Производный характер объясняется  тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том  случае, если с их помощью могут  быть произведены пользующиеся спросом  конечные потребительские блага.

Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи  со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного  фактора производства. В то же время  существует обратная зависимость между  спросом на ресурс и его ценой, это является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в  денежном выражении.

В связи с тем, что все  факторы производства, с одной  стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата (w), тем больше величина спроса на труд (рис. 18.1).

Рис. 18.1. Спрос на труд

Рынок капитала и капитальных  активов – это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ. Таким образом, в современной экономике границы понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемы объекты.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годоваяпроцентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает ценой капитала, по существу, ценой капитала и капитальных активов в различных формах.

Основным источником финансового, или ссудного, капитала служат 1) денежные средства, высвободившиеся в процессе кругооборота ресурсов, продуктов и доходов; 2) временно свободные денежные средства, находящиеся в распоряжении фирм и населения.

Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени (выражается через ставку процента). Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств.

Торговля заемными средствами происходит на финансовом рынке. Равновесная ставка ссудного процента – это такая ставка, при которой объем предлагаемых заемных средств равен их количеству, соответствующему платежеспособному спросу.

Заемщиками являются фирмы, государство; сберегателями – банки, страховые компании, фирмы, физические лица. Сберегатели выделяют часть своего текущего дохода и за это получают компенсацию в виде ссудного процента.

Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств в инвестиции.Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала. Принимая решение об инвестировании денег в проект, необходимо учитывать инфляцию; риск, неопределенность; возможность альтернативного использования.

Номинальная ставка процента – процентная ставка, выраженная в деньгах по текущему курсу.Реальная ставка процента – процентная ставка с учетом инфляции. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная учитывается при принятии решений об инвестициях. Низкая процентная ставка (мягкая кредитно-денежная политика) приводит к увеличению инвестиций и расширению производства. Высокая же процентная ставка (жесткая кредитно-денежная политика) приводит к уменьшению инвестиций и сокращению производства.

Осуществлять инвестиции целесообразно в следующих случаях: 
– инвестировать средства в производство, ценные бумаги имеет смысл, если от этого можно получить большую чистую прибыль, чем от хранения денежных средств в банке; 
– инвестировать средства имеет смысл только, если рентабельность инвестиций превышает уровень инфляции; 
– инвестировать средства имеет смысл только в наиболее рентабельные с учетом дисконтирования проекты.

 

26.Понятие  земельной ренты. Абсолютная и  дифференциальная земельная рента.

Земельная рента — это  цена, уплачиваемая за использование  земли и других природных ресурсов, количества которых (их запасы) строго ограничены. Именно уникальные условия  предложения земли и других природных  ресурсов, их фиксированное количество отличает рентные платежи от заработной платы, процента, прибыли. 
Если землевладелец сдает в аренду только землю как таковую, то арендная плата, т.е. сумма денег уплачиваемая арендатором землевладельцу, совпадает с земельной рентой. Если же землевладелец сдает в аренду землю, на которой имеются сооружения, хозяйственные постройки и т.п., то в арендную плату входят: 1) рента, т.е. плата за пользование землей как таковой, и 2) ссудный процент, уплачиваемый за временное пользование приложенным к этой земле капиталом. 
Следует так же заметить, что с точки зрения юридической земельная рента предполагает заключение договора аренды (имущественного найма) по которому в соответствии со статьей 606 ГК РФ арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. 
Величина арендной платы (АП) за капитал-недвижимость может быть выражена формулой: 
АП. = А + % + R, 
где А - амортизация ранее вложенного в недвижимость капитала; 
% — процент на вложенный капитал;  
R - все виды рентных платежей; 
В настоящее время арендные отношения в сфере недвижимости чаще всего связаны с землей и жилым фондом. 
Образование земельной ренты 
Два основных направления в современной экономической теории дают на этот вопрос разные ответы. Немарксистская наука придерживается концепции XVIII в., так называемой триединой формулы Ж.-Б. Сея. По сути, в ней просто констатируется факт: земля дает ренту. Однако общеизвестно, что одной из причин образования дохода от недвижимости является пространство. Объяснить данный факт «триединая формула» не в состоянии. Вместе с тем немарксистская наука содержит концепцию предельных величин в экономике, предельной полезности, предельных издержек, предельной производительности. Это важные предпосылки объяснения ренты. 
Экономическая наука в целом в сфере недвижимости выделяет дифференциальную, монопольную, абсолютную ренту. Немарксистская экономическая наука подвергает исследованию только две из них, дифференциальную и монопольную. 
Наиболее сложны рентные отношения в сельском хозяйстве, они чаще всего и являются примером для изучения. В сельском хозяйстве многоукладная социально-экономическая структура, множество форм собственности, субъектов землевладения и землепользования, а именно государство, собственники земли, арендаторы, сельскохозяйственные наемные рабочие. Вопросы сельского хозяйства касаются каждого члена общества - ведь последствия неурожая каждый испытает на себе немедленно. 
В настоящее время сущность ренты как дохода, не связанного с трудовой деятельностью, трактуют весьма широко, используя экономическую терминологию. Например, данное понятие применяют при анализе теневой экономики. Тогда, в частности, говорят не о взятках чиновников, а об «административной ренте ». 
Рассмотрим все формы ренты, связанной с недвижимостью, начиная с дифференциальной. 
Формы земельной ренты 
Дифференциальная рента 
Причиной образования дифференциальной ренты является естественная монополия на объект хозяйства, иными словами, невозможно создать равные условия хозяйствования из-за естественных различий в плодородии, в транспортных издержках. Конкуренция не устраняет этих различий, так как перелив капитала не влияет на плодородие и местоположение. Результат - разная производительность труда при одних и тех же издержках, затратах труда и капитала. Сравните урожайность на севере и юге страны, добычу угля в шахте и в Открытом разрезе, эффект от фонтанирующей и не фонтанирующей нефтяной скважины. 
Факторами, условиями образования дифференциальной ренты современных условиях становятся различия:  • в климате и плодородии почв; • в богатстве месторождений полезных ископаемых; • в местоположении рынков сбыта; • в размерах налогов, дорожных сборов, таможенных пошлин; • в затратах на средства связи. 
Разнообразные условия производства и реализации предопределяют дифференциацию издержек производства, издержек обращения, прибылей. Дело в том, что естественная монополия вынуждает общество признавать, т. е. предъявлять спрос на продукцию, созданную не только с минимальными и средними, но и максимальными затратами. Общественные цены реализации складываются на основе предельных, максимальных затрат, отражающих худшие условия производства и реализации. Задача собственника естественной монополии - уловить, предвосхитить эту разницу между общественно допустимыми (максимальными, предельными) и индивидуальными (фактическими) затратами при установлении арендной платы. 
Количественно дифференциальная рента равна:  
ДР = П3-И3, 
где ДР - дифференциальная рента; 
П3 - предельные общественно допустимые затраты; 
И3 - индивидуальные фактические затраты. 
В случае равенства предельных и индивидуальных затрат 
(П3= И3,, дифференциальная рента не образуется (ДР = 0). 
Таким образом, предельные величины - это экономическая реальность в виде дифференциальной ренты. 
Дифференциальная рента может представлять собой разбухание: 
• издержек производства (ДР по плодородию); 
• издержек обращения (ДР по местоположению); 
• прибавочного продукта (ДР от месторождений полезных ископаемых). 
Образование дифференциальной ренты учитывается при планировке городов, при оценке городской недвижимости. 
Принято различать ренту, возникшую в связи с различием земель по плодородию и местоположению, (дифференциальная рента I) и ренту возникающая в результате дополнительных инвестиций, вызывающих рост производительности труда (дифференциальная рента II). 
Таким образом, дифференциальная рента I подразделяется на две разновидности: 
-рента по плодородию; 
-рента по местоположению (расположение земель вблизи процессов сбыта). 
Дифференциальная рента по плодородию(I). Различные участки земли значительно отличаются по производительности. Эта разница в продуктивности происходит главным образом различий в плодородии почвы и таких климатических ров, как осадки и температура. Именно этими факторами объясняется, почему почва в одних районах исключительно пригодна для производства, скажем, зерна, а в других менее пригодна или не пригодна совеем (пустынные земли). Эти ' различия в производительности отражаются и на спросе на ресурс. Конкурентное назначение цен фермерами приведет к установлению высокой ренты на очень продуктивные земли. Менее продуктивная земля даст намного меньшую ренту, а непродуктивная земля — совсем никакой ренты. 
Дифференциальная рента по местоположению(I). Местоположение может быть также важным фактором при объяснении разницы в земельной ренте. При прочих равных условиях арендаторы будут платить больше за единицу земли, которая стратегически выгодно расположена по отношению к материалам, труду и потребителям, чем за единицу земли, местоположение которой удалено от этих рынков. Свидетельство этому — чрезвычайно высокая земельная рента в крупных столичных центрах. 
Рента, возникающая в результате дополнительных инвестиций, вызывающих рост производительности труда, называется дифференциальной рентой II. 
Дифференциальная рента II возникает в условиях научно-технического прогресса. Новые капиталовложения в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности неизбежно приводят к росту производительности труда и снижению издержек. Таким образом, общим результатом является увеличение размера ренты II. Конечно, внедрение новой техники не делается в одночасье и соответственно рост дифференциальной ренты II не является частым явлением. Но рента II не исключается из практической деятельности на земле. 
Различие между двумя формами дифференциальной ренты.  
Во-первых, дифференциальная рента I возникает на основе экстенсивного хозяйствования, тогда как дифференциальная рента II возникает только на основе интенсификации производства.  
Во-вторых, различие состоит в ее получателях. Дифференциальная рента I полностью присваивается землевладельцем, а рента II — частично арендатором. 
Монопольная рента 
Причина образования монопольной ренты — монополия на ограниченные факторы и результаты производства. Условием образования монопольной ренты являются редкость продукции, ее исключительность. Объектами монополии могут выступать природный или научный ресурс, интеллектуальная собственность. 
Монопольную ренту присваивает собственник ресурса производства, редкого товара. Она равна абсолютной величине в виде разницы между общественной и индивидуальной ценой производства: 
МР=|Ц0-Цп|, 
где МР - монопольная рента; 
Ц0- общественная цена продукции т. е. цена производства;  
Цп - индивидуальная цена продукции. 
При этом учитывается абсолютная величина, так как: 
• Цп может быть больше Ц0, если качеством редкости обладает продукция; 
• Цп может быть меньше Ц0 , если качеством редкости наделены факторы производства, порождающие более высокую производительность труда. 
Абсолютная рента 
Англо-американская экономическая наука данной формы ренты фактически не признает, хотя практика не может обойтись, например, без такого понятия, как роялти (англ. royalty), представляющих собой фиксированные отчисления за использование собственности (на недвижимость или интеллектуальной) в процентах от рассчитанного экономического эффекта, которые выплачиваются арендатором, издателем или покупателем лицензии. Роялти - одна из форм проявления абсолютной ренты. 
Марксистская экономическая наука сталкивается со значительными проблемами при объяснении источника абсолютной ренты. Но вообще обходить ее вниманием при анализе рынка недвижимости просто невозможно, совершенно неправомерно. Абсолютная рента существует. Для уяснения ее сути приведем пример. 
Предположим, в аренду сдается квартира. Арендная плата 8 данном случае включает в себя амортизацию недвижимости со всеми начислениями и сверх того - некоторую сумму денег. Последняя не является дифференциальной рентой, поскольку Квартира предельно плоха, с отсутствием обычных удобств, нет Хороших средств сообщения с деловым центром города и т. д 
Эта сумма средств не является монопольной рентой, поскольку жилье - отнюдь не редкий ресурс и товар. Такая сумма денег является платой собственнику жилья именно за то, что он собственник.  
Абсолютная рента — это реализация права собственника недвижимости при сдаче ее в аренду или предоставлении в пользование. Земельный собственник не даст обрабатывать землю, если ему за это не заплатят. Собственник месторождения полезных ископаемых не даст ими воспользоваться, если за это не заплатят. Абсолютная рента - это плата за доступ к владению и пользованию товаром (квартирой, дачей) или ресурсом (природным). 
Таким образом, причиной образования абсолютной ренты является монополия частной собственности на недвижимость. 
К. Маркс объяснял нарост в цене более низким органическим строением капитала в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью. Проще говоря, в XIX в. сельское хозяйство было слабо механизировано, в нем в массовых масштабах применялся ручной труд. Поэтому считалось, что отраслевые показатели объема прибыли, прибавочной стоимости в сельском хозяйстве выше, чем в промышленности. Данное превышение и объявлялось источником абсолютной ренты. Но современное сельское хозяйство - высокомеханизированная отрасль, поэтому сегодня объяснять абсолютную ренту низким органическим строением капитала в нем неправомерно. 
Решение проблемы не может состоять в том, чтобы считать абсолютную ренту частью общей прибыли, созданной в обществе, которая разделяется на составные части, как, например, при использовании ссудного капитала прибыль разделяется на предпринимательский доход и ссудный процент. Количественно абсолютная рента сегодня не результат распадения прибавочного продукта, а экономический нарост на цене недвижимости. Следовательно, количественно абсолютная рента может быть вычислена по формуле: 
АР = Цв-Цс, 
где АР - абсолютная рента; 
Цв - цена недвижимости, по которой она передается владельцу собственником;  
Цс - цена недвижимости, по которой она достается собственнику. 
Если собственник, владелец и пользователь недвижимости! совпадают в одном лице, абсолютная рента не образуется. 
Теория абсолютной ренты имеет особое значение для Российской Федерации, поскольку ее производство в основном ориентировано на добычу сырья, полезных ископаемых. В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях, о разделе продукции» значительная доля абсолютной ренты за пользование природными ресурсами должна доставаться собственнику российскому государству, его субъектам и использоваться на нужды всего населения.

Информация о работе Собственность как экономическое явление