Собственность как экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:35, реферат

Описание работы

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; система стимулов и мотиваций участников; экономические связи между предприятиями и организациями.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 374.68 Кб (Скачать файл)

Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Если предприниматель  использует не приобретаемые, а собственные  ресурсы, цены должны быть выражены в  одинаковых единицах для точного  определения величины затрат. Функция  издержек описывает связь между  выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для  его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении  функции издержек. Изменение цен  на какой-либо ресурс или применение улучшенной технологии отразится на величине минимальных затрат при  производстве такого же объема продукции. Функция издержек связана с производственной функцией. Минимизации затрат для  производства любого данного объема продукции зависят отчасти от производства максимально возможного объема продукции при данной комбинации факторов. Издержки могут быть полными  и малыми.

19.Доход  и прибыль и их основные виды.

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством,физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности[1][2]. Данное определение даёт общее представление о доходе. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения.

Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов,пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи[2]и используемые для осуществления государственных функций[1].

Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступленияактивов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)[3].

Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в видеплаты за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду[2].

Общее представление о  доходе

Универсальным и самым  распространённым определением дохода в экономической наукеявляется следующее[4]:

Доходом в данный период времени  является сумма денежных средств, которую  может потратить определённое лицо, оставляя без изменения стоимость  своего богатства[4].

Данное определение показывает, что доход является услугой капитала (или богатства). Это подтверждается словами французского экономиста Жака Рюэфа (фр.)русск. в его книге «Общественный порядок», в которой он называет капиталом любой материальный или нематериальный объект, способный производить услуги, а доходом с капитала в отдельно взятый период — поток услуг, приносимых им в этот период. Рюэф подчёркивает важность разницы между капиталом, который является источником, и доходом, который является потоком[5].

[править]Источники формирования дохода

В XVIII веке физиократы считали, что основным источником дохода является земля. Франсуа Кенэ в своей работе «Физиократия» подчёркивал первостепенность данного источника дохода:

Земля — единственный источник богатства, и лишь сельское хозяйство  его преумножает[5].

В трудовой теории стоимости выделяют два основных источника формирования национального дохода, создаваемого полностью трудящимися: заработную плату работников и прибавочную стоимость, присваиваемую эксплуататорскими классами. Карл Маркс утверждал, что быстрое повышение доходов капиталистов и крупных земельных собственников по отношению к заработной плате наёмных рабочих приводит к росту эксплуатации и усилению антагонизмамежду трудом и капиталом[4].

Согласно теории факторов производства, основанной французским экономистом Жаном Батистом Сэем, стоимость представляет совокупность различных доходов. Каждый фактор производства, участвуя в создании товара, приносит своему владельцу ту или иную частьстоимости, эквивалентную затратам этого фактора. По данной теории выделяют четыре основных источника формирования доходов: заработную плату, земельную ренту, прибыль и ссудный процент. Сэй в своей теории утверждал, что доходы различных общественных группнезависимы друг от друга, то есть рост или падение одних доходов не влияет на величину других. Этим подчёркивается отсутствие антагонизма между классами, всеобщая заинтересованность всех социальных групп в росте общественного богатства

При́быль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов  хозяйственной деятельности субъектов  предпринимательства (организаций  и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская  деятельность.

Различают

бухгалтерская прибыль — разница между ценой реализации (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками;

экономическая прибыль — учитывает дополнительные издержки, такие как некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников, дополнительные премиальные работникам.

Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

В англоязычной бухгалтерской  традиции понятию «прибыль» могут  соответствовать разные термины — profit, gain, return.

Объективные теории об источнике  прибыли

Объективные теории объясняют происхождение прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного равновесия.

Конъюнктурные теории

В условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту. При этом не возникает ни прибыль, ни убыток. Если в результате каких-то внешних  причин изменилась рыночная конъюнктура (например, произошло повышение спроса на товар из-за случайного упоминания известными людьми), это приведёт к  изменению как цены, так и выручки. Однако цены факторов производства не изменились, их производительность также осталась неизменной. Таким образом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего. Следовательно, у фирмы остается некая часть, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль или убыток фирмы.

Монополия

Одно из объяснений появления  прибыли связано со ссылками на несовершенство конкуренции. Прибыль получается фирмой вследствие нарушения конкурентного  равновесия из-за доминирования на рынке с элементами диктата цен  вплоть до полной монополии.

Капитал

Общепринятой в XVIII—XIX вв. была трактовка «прибыли на капитал» как третьей составной части валового дохода наряду с заработной платой и рентой. Экономисты того времени не делали различия между явными и неявными затратами и считали прибылью излишек, получаемый капиталистом после возмещения расходов. «Прибыль на капитал» А. Смитом (1723—1790), Н. У. Сениора (1790—1864) и Дж. С. Милля (1806—1873) разделяли на процент на вложенный капитал — «вознаграждение за воздержание» предпринимателя от расходования собственного капитала на текущее потребление; и на предпринимательский доход — плату за управление предприятием и несение определённого делового риска.

 

20.Понятие  монополистической конкуренции и ее основные черты.

В данном разделе мы рассмотрим структуру рынка, при которой  действуютмногочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято называть монополистической конкуренцией — монополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара иконкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары.

Основы модели монополистической  конкуренции и само название были разработаны в 1933 г. Эдвардом Х. Чемберленом в работе "Теория монополистической конкуренции".

Основные черты монополистической  конкуренции: Дифференциация продукции Большое количество продавцов Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли Жесткая неценовая конкуренция Дифференциация продукции

Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Дифференциация товаров  может быть основана на: физических характеристиках товара; месторасположении; "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

Кроме того, иногда делят  дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:

вертикальная основана на делении товаров по качеству или  какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие"(выбор телевизора — "Темп" или "Panasonic");

горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo).

Создавая свой собственный  вариант продукта, каждая фирма приобретает  как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель бутербродов  Биг Мак, только один производитель зубной пасты Аквафреш, только один издатель журнала Экономическая школа и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.

Дифференциация товаров  создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов является достаточно высокой. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции) и также характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.

Большое количество производителей

Аналогично совершенной  конкуренции, монополистическая конкуренция  характеризуется большим количеством продавцов, так что отдельная фирма занимает небольшую долю отраслевого рынка. Как следствие, монополистически конкурирующая фирма обычно характеризуется как абсолютно, так и относительно малыми размерами.

Большое количество продавцов:

с одной стороны, исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами с целью ограничения объема выпуска и повышения цен;

с другой — не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.

Барьеры вхождения в отрасль

Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с:

малым эффектом масштаба производства;

небольшими первоначальными  инвестициями;

небольшим размером уже действующих  предприятий.

Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к фирменной марке вхождение  на рынок более сложно, чем при  совершенной конкуренции. Новая  фирма должна не только производить  конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих  фирм. Это может потребовать дополнительных издержек на:

усиление дифференциации своей продукции, т.е. обеспечение  ей таких качеств, которые отличали бы ее от уже имеющихся на рынке;

рекламу и стимулирование сбыта.

Неценовая конкуренция

Жесткая неценовая конкуренция — также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегиивлияния на объем продаж:

изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);

производить товар с определенными  качествами (т.е. усиливатьдифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);

пересмотреть стратегию  рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

Две последних стратегии  относятся к неценовым формам конкуренции и более активно  используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой — большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.

Обычно предполагается, что  модель монополистической конкуренции  наиболее реалистична в отношении  рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или  юристов, парикмахерские и косметические  услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта  мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров  относится к олигопольной структуре, а розничный рынок — к монополистической конкуренции.

22.Олигополия  и ее основные черты.

Олигополистическая рыночная структура — одна из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. Олигополию характеризуют  следующие признаки.

1. В отрасли находится  несколько соперничающих фирм, так  что ее нельзя отнести к  чистой монополии. Точного количественного  определения олигополии не существует это может быть 2—3 фирмы или 10—12. Тем не менее каждая из фирм-олигополистов обладает достаточно большой долей в общеотраслевом выпуске, что обеспечивает олигополистам значительную степень контроля над рынком. Если же несколько олигополистов начнут реализовывать одинаковую рыночную стратегию, то их совместная рыночная власть приблизится к случаю чистой монополии.

Информация о работе Собственность как экономическое явление