Социальная политика государства и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и других, а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Социальная политика государства и социальная защита населения как экономическая категория…….…………..
5
1.1 Социальная политика государства: сущность, значение, инструменты……………………………………
5
1.2 Социальная защита населения: формы, значение .…. 13

ГЛАВА 2. Проблемы реализации социальной политики и социальной защиты населения в Республике Беларусь……………………………………………………

20
ГЛАВА 3. Меры повышения жизненного уровня и защиты населения…………………………………………………..
27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

     Основной целью государственной политики в Республики Беларусь является рост эффективности использования трудовых ресурсов на основе повышения уровня занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан в случае потери работы. В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. говорится о необходимости «внедрения страховых принципов социальной защиты работников от безработицы», что предполагает усиление связи между индивидуальной трудовой активностью человека и размером пособий по безработице, а также создание системы выплаты пособий, которая будет учитывать приоритеты социальной рыночной экономики и мотивацию работников. Актуальность проблемы усиления социальной защищенности населения от безработицы возросла в условиях мирового финансового кризиса.

     В Республике Беларусь порядок и условия назначения пособий по безработице, размеры  и период их выплаты законодательно закреплены в ст. 25 Закона «О занятости населения Республики Беларусь», а также в Положении о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.04.93 №236 с изменениями и дополнениями от 16.05.97 №512.

     Согласно законодательству, пособие по безработицы выплачивается только тем гражданам, которые зарегистрировались в службе занятости и были признаны безработными. Решения о его начислении либо и об отказе в этом принимается органами по труду, занятости и социальной защите в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного. Выплаты осуществляются за счет средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.

     Закон «О занятости населения Республики Беларусь» установлен определенный период, в течении которого безработный может рассчитывать на получение пособия. Срок его выплаты не может превышать 26 календарных недель в течение каждого двенадцатимесячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защиты. Данный срок определен международной нормой, предусмотренной Конвенцией МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», как минимальный. [4]

 

 

    


Глава 2

Проблемы реализации социальной политики и социальной защиты населения в Республике Беларусь

 

     В качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств. Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье. Рассмотрим проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь в современный период в разрезе, учитывающем такие аспекты, как демографическая ситуация в стране, политика доходов и качество жизни населения, борьба с бедностью и развитие отраслей социальной сферы. [9]

     Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны, качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов, выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной ответственности человека перед собой и обществом.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 – Численность и естественный прирост населения в Республике Беларусь (тыс. человек)

 

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

Численность населения
(на начало года)

 

9714

 

9690

 

9493

 

9480

В том числе:

 

 

 

 

 

Мужчины

 

4535

 

4522

 

4424

 

4417

 

Женщины

 

5179

 

5168

 

5069

 

5063

Удельный вес в общей численности населения, процентов

 

 

 

 

 

Городского

 

72,8

 

73,4

 

73,8

 

74,5

 

Сельского

 

27,2

 

26,6

 

26,2

 

25,5

 

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек

 

-29,4

 

-26,0

 

-25,8

 

Источник : www.belta.by

     Из таблицы 2.1 мы видим, что численность населения в Республике Беларусь, по сравнению с 2007 годом, постоянно сокращается. В 2010 году численность населения составила 9480 тыс. человек, это на 13 тыс. меньше чем в 2009 году (9493-9480=13). Также из таблицы видно, что городское население возросло на 0,7%, по сравнению с 2009 годом (73,8-74,5=-0,7). Однако удельный вес сельского населения уменьшился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 0,7% (26,2-25,5=0,7). 

     В 2009 г. целенаправленно осуществлялись антикризисные меры по поддержанию уровня денежных доходов населения, снижению их дифференциации, созданию условий для либерализации оплаты труда. Последствия мирового финансового кризиса внесли свои коррективы в политику доходов и заработной платы.

 

Таблица 2.2 - Состав денежных доходов населения Республики Беларусь(миллиардов рублей)

 

1995

2000

2005

2006

2007

2008

Денежные доходы населения – всего

63077,4

5577,3

38622,4

48685,1

58670,0

75305,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

оплата труда

40271,0

3118,9

22413,9

29534,3

34545,4

44229,9

трансферты населению

14435,1

1078,9

8344,9

10585,2

12344,8

15368,0

из них:

 

 

 

 

 

 

пенсии и пособия

12744,2

969,9

7675,5

9503,7

11283,6

14183,5

стипендии

270,3

17,6

102,4

222,3

232,3

249,9

другие трансферты населению

1420,6

91,4

567,0

859,2

828,9

934,6

доходы от собственности

2184,6

108,8

624,0

739,2

1021,1

1479,9

из них:

 

 

 

 

 

 

проценты по депозитам

1489,7

72,9

489,9

609,7

853,9

1216,5

дивиденды

657,2

29,3

112,2

72,7

106,4

181,0

прочие доходы от собственности

37,7

6,6

21,9

56,8

60,8

82,4

прочие доходы

6186,7

1270,7

7239,6

7826,4

10758,7

14227,3

из них:

 

 

 

 

 

 

поступления от продажи продукции сельского хозяйства

1092,9

94,8

809,1

895,0

1005,8

1333,0

доходы от предпринимательской
и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления

5093,8

1175,9

6430,5

6931,4

9752,9

12894,3


Источник: www.belstar.gov.by

     Из таблицы 2.2 мы видим, что денежные доходы населения увеличились на 16635,1 (75305,1-58670,0=16635,1), по сравнению с предыдущем годом. Но в 2009 году произошло существенное замедление темпов роста дохода.

     Белоруссия занимает по ВВП на душу населения 88 место в мире ($12500 в 2009 г.). Децильный коэффициент в Белоруссии равен 6,9. Число живущих в Белоруссии ниже уровня бедности составляет 10%,  безработных – 1%.       

     Доля оплаты труда в общей сумме денежных доходов, за различные периода, представляют собой таблицы и графики:

Таблица 2.3 -  Средняя зарплата в белорусских рублях и в долларах США

Года

Средняя зарплата в белорусских рублях

Средняя зарплата в долларах

2004

350067

162

2005

469195

217,9

2006

590659

275,4

2007

700201

326,2

2008

885016

414,3

2009

998021

326,7

2010

999963

349,8

Источник: www.mojazarplata.by

Рисунок 2.3 - Динамика изменения средней зарплаты в 2004-2010 гг. в белорусских рублях и долларах США

     По данным таблицы можно увидеть, что изменение средней зарплаты в национальной валюте и в долларах в 2004-2008 годы происходило более или менее синхронно. За это время средняя зарплата в долларах выросла с 133 до 456 долларов. В 2010 году зарплата увеличилась на 1942 белорусских рублей (998021-999963=-1942) и составила 999963 рублей или 349,8 долларов США. В конце 2008 года она равнялась 456 долларам США. В январе 2009 года она резко упала, составив всего 346,6 долларов. На это повлияли два обстоятельства: падение национальной валюты по отношению к доллару в начале января 2009 года и средняя зарплата в начале года (январь) всегда меньше по сравнению с концом предыдущего (декабрь). 

     Бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждается правительством в ценах последнего месяца каждого квартала. В соответствии с законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» он предназначен для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. БПМ используется для оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат, определения уровня и масштабов малообеспеченности.

Таблица 2.4 – Бюджет прожиточного минимума на 2010 год

 

Трудоспособное население

 

Пенсионеры

 

Студенты

 

Дети в возрасте от 3 до 16 лет

 

Дети в возрасте до 3 лет

293800

245310

294670

336860

245860

Информация о работе Социальная политика государства и социальная защита населения