Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:16, курсовая работа
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и других, а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Социальная политика государства и социальная защита населения как экономическая категория…….…………..
5
1.1 Социальная политика государства: сущность, значение, инструменты……………………………………
5
1.2 Социальная защита населения: формы, значение .…. 13
ГЛАВА 2. Проблемы реализации социальной политики и социальной защиты населения в Республике Беларусь……………………………………………………
20
ГЛАВА 3. Меры повышения жизненного уровня и защиты населения…………………………………………………..
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35
Основной целью государственной политики в Республики Беларусь является рост эффективности использования трудовых ресурсов на основе повышения уровня занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан в случае потери работы. В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. говорится о необходимости «внедрения страховых принципов социальной защиты работников от безработицы», что предполагает усиление связи между индивидуальной трудовой активностью человека и размером пособий по безработице, а также создание системы выплаты пособий, которая будет учитывать приоритеты социальной рыночной экономики и мотивацию работников. Актуальность проблемы усиления социальной защищенности населения от безработицы возросла в условиях мирового финансового кризиса.
В Республике Беларусь порядок и условия назначения пособий по безработице, размеры и период их выплаты законодательно закреплены в ст. 25 Закона «О занятости населения Республики Беларусь», а также в Положении о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.04.93 №236 с изменениями и дополнениями от 16.05.97 №512.
Согласно законодательству, пособие по безработицы выплачивается только тем гражданам, которые зарегистрировались в службе занятости и были признаны безработными. Решения о его начислении либо и об отказе в этом принимается органами по труду, занятости и социальной защите в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного. Выплаты осуществляются за счет средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.
Закон «О занятости населения Республики Беларусь» установлен определенный период, в течении которого безработный может рассчитывать на получение пособия. Срок его выплаты не может превышать 26 календарных недель в течение каждого двенадцатимесячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защиты. Данный срок определен международной нормой, предусмотренной Конвенцией МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», как минимальный. [4]
Глава 2
Проблемы реализации социальной политики и социальной защиты населения в Республике Беларусь
В качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств. Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье. Рассмотрим проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь в современный период в разрезе, учитывающем такие аспекты, как демографическая ситуация в стране, политика доходов и качество жизни населения, борьба с бедностью и развитие отраслей социальной сферы. [9]
Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны, качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов, выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной ответственности человека перед собой и обществом.
Таблица 2.1 – Численность и естественный прирост населения в Республике Беларусь (тыс. человек)
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Численность населения |
9714 |
9690 |
9493 |
9480 |
В том числе: |
|
|
|
|
Мужчины |
4535 |
4522 |
4424 |
4417 |
Женщины |
5179 |
5168 |
5069 |
5063 |
Удельный вес в общей численности населения, процентов |
|
|
|
|
Городского |
72,8 |
73,4 |
73,8 |
74,5 |
Сельского |
27,2 |
26,6 |
26,2 |
25,5 |
Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек |
-29,4 |
-26,0 |
-25,8 |
|
Источник : www.belta.by
Из таблицы 2.1 мы видим, что численность населения в Республике Беларусь, по сравнению с 2007 годом, постоянно сокращается. В 2010 году численность населения составила 9480 тыс. человек, это на 13 тыс. меньше чем в 2009 году (9493-9480=13). Также из таблицы видно, что городское население возросло на 0,7%, по сравнению с 2009 годом (73,8-74,5=-0,7). Однако удельный вес сельского населения уменьшился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 0,7% (26,2-25,5=0,7).
В 2009 г. целенаправленно осуществлялись антикризисные меры по поддержанию уровня денежных доходов населения, снижению их дифференциации, созданию условий для либерализации оплаты труда. Последствия мирового финансового кризиса внесли свои коррективы в политику доходов и заработной платы.
Таблица 2.2 - Состав денежных доходов населения Республики Беларусь(миллиардов рублей)
| 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Денежные доходы населения – всего | 63077,4 | 5577,3 | 38622,4 | 48685,1 | 58670,0 | 75305,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
оплата труда | 40271,0 | 3118,9 | 22413,9 | 29534,3 | 34545,4 | 44229,9 |
трансферты населению | 14435,1 | 1078,9 | 8344,9 | 10585,2 | 12344,8 | 15368,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
пенсии и пособия | 12744,2 | 969,9 | 7675,5 | 9503,7 | 11283,6 | 14183,5 |
стипендии | 270,3 | 17,6 | 102,4 | 222,3 | 232,3 | 249,9 |
другие трансферты населению | 1420,6 | 91,4 | 567,0 | 859,2 | 828,9 | 934,6 |
доходы от собственности | 2184,6 | 108,8 | 624,0 | 739,2 | 1021,1 | 1479,9 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
проценты по депозитам | 1489,7 | 72,9 | 489,9 | 609,7 | 853,9 | 1216,5 |
дивиденды | 657,2 | 29,3 | 112,2 | 72,7 | 106,4 | 181,0 |
прочие доходы от собственности | 37,7 | 6,6 | 21,9 | 56,8 | 60,8 | 82,4 |
прочие доходы | 6186,7 | 1270,7 | 7239,6 | 7826,4 | 10758,7 | 14227,3 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
поступления от продажи продукции сельского хозяйства | 1092,9 | 94,8 | 809,1 | 895,0 | 1005,8 | 1333,0 |
доходы от предпринимательской | 5093,8 | 1175,9 | 6430,5 | 6931,4 | 9752,9 | 12894,3 |
Источник: www.belstar.gov.by
Из таблицы 2.2 мы видим, что денежные доходы населения увеличились на 16635,1 (75305,1-58670,0=16635,1), по сравнению с предыдущем годом. Но в 2009 году произошло существенное замедление темпов роста дохода.
Белоруссия занимает по ВВП на душу населения 88 место в мире ($12500 в 2009 г.). Децильный коэффициент в Белоруссии равен 6,9. Число живущих в Белоруссии ниже уровня бедности составляет 10%, безработных – 1%.
Доля оплаты труда в общей сумме денежных доходов, за различные периода, представляют собой таблицы и графики:
Таблица 2.3 - Средняя зарплата в белорусских рублях и в долларах США
Года | Средняя зарплата в белорусских рублях | Средняя зарплата в долларах |
2004 | 350067 | 162 |
2005 | 469195 | 217,9 |
2006 | 590659 | 275,4 |
2007 | 700201 | 326,2 |
2008 | 885016 | 414,3 |
2009 | 998021 | 326,7 |
2010 | 999963 | 349,8 |
Источник: www.mojazarplata.by
Рисунок 2.3 - Динамика изменения средней зарплаты в 2004-2010 гг. в белорусских рублях и долларах США
По данным таблицы можно увидеть, что изменение средней зарплаты в национальной валюте и в долларах в 2004-2008 годы происходило более или менее синхронно. За это время средняя зарплата в долларах выросла с 133 до 456 долларов. В 2010 году зарплата увеличилась на 1942 белорусских рублей (998021-999963=-1942) и составила 999963 рублей или 349,8 долларов США. В конце 2008 года она равнялась 456 долларам США. В январе 2009 года она резко упала, составив всего 346,6 долларов. На это повлияли два обстоятельства: падение национальной валюты по отношению к доллару в начале января 2009 года и средняя зарплата в начале года (январь) всегда меньше по сравнению с концом предыдущего (декабрь).
Бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждается правительством в ценах последнего месяца каждого квартала. В соответствии с законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» он предназначен для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. БПМ используется для оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат, определения уровня и масштабов малообеспеченности.
Таблица 2.4 – Бюджет прожиточного минимума на 2010 год
Трудоспособное население |
Пенсионеры |
Студенты |
Дети в возрасте от 3 до 16 лет |
Дети в возрасте до 3 лет |
293800 | 245310 | 294670 | 336860 | 245860 |
Информация о работе Социальная политика государства и социальная защита населения