Социальная политика государства и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и других, а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Социальная политика государства и социальная защита населения как экономическая категория…….…………..
5
1.1 Социальная политика государства: сущность, значение, инструменты……………………………………
5
1.2 Социальная защита населения: формы, значение .…. 13

ГЛАВА 2. Проблемы реализации социальной политики и социальной защиты населения в Республике Беларусь……………………………………………………

20
ГЛАВА 3. Меры повышения жизненного уровня и защиты населения…………………………………………………..
27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

     Бюджет прожиточного минимума:

с 1 ноября по 31 января 2010 - 250 070 рублей;

с 1 февраля по 30 апреля 2010 - 255 220 рублей;

с 1 мая по 31 июля 2010 - 266 230 рублей;

с 1 августа по 31 октября 2010 - 274 510 рублей;

с 1 ноября по 31 января 2011 - 283 050 рублей.

Источник: www.mintrud.gov.by

    По имеющимся данным можно сказать, что бюджет прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения с 1 августа по 31 октября 2010 года составляет 274510 белорусских рублей. Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения повышен в республике на 3,1% (с 1 мая по 31 июля 2010 года БПМ в среднем на душу населения составлял 266 230).

    Действующий размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» составляет 80 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения – 200 060  рублей. В новом году он  будет составлять 250 070 рублей. В последующем размер этого пособия будет возрастать в связи с ежеквартальным  увеличением бюджета прожиточного минимума. [10]

     Ситуация на рынке труда Беларуси в 2009 г. в целом оставалась стабильной. Кризис не привел к массовым увольнениям работников, в экономике наблюдался рост их численности.

 

 Рисунок 2.4 – Состав безработных по категориям на 01.10.2010 года

Источник: www.dw-word.de 

 

Рисунок 2.5 – Динамика уровня безработицы в 2009-2010 гг., %

Источник: www.president.gov.by

     Исходя из данных показанных на рисунке 2.5 в Беларуси в январе-сентябре текущего года численность занятых в экономике составила 4 млн. 646,3 тыс. человек. Этот показатель (приведенный с учетом итогов переписи населения 2009 года) по сравнению с январем-сентябрем 2009 года увеличился на 0,1% (0,8-0,9=-0,1).  Численность занятых в экономике в сентябре 2010 года возросла к уровню сентября прошлого года. 

     За последние 15 лет в Беларуси построено жилых домов общей площадью 53,7 млн. кв.м. В прошлом году введено жилых домов общей площадью 5,7 млн.кв.м (в 3 раза больше, чем в 1995-м, и в 1,5 раза больше, чем в 2005-м).  По объемам ежегодно вводимой жилой площади в расчете на 1 тыс. человек населения Беларусь является лидером среди стран СНГ. В прошлом году этот показатель в республике составил 595 кв.м общей площади жилья по сравнению с 387 кв.м в 2005-м.

Таблица 2.5 – Обеспеченность жильем жителей страны на 2009-2010гг.

Года

Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя страны, кв.м.

2009

23,6

2010

22,6

Источник: www.belstar.gov.by

     По имеющимся данным можно сделать вывод, что  по сравнению с аналогичным периодом 2009 года в 2010 году обеспеченность жильем уменьшилась на 1 кв.м (23,6-22,6=1). Но к концу 2010 года средняя обеспеченность жильем в Беларуси достигнет 25 кв.м. на одного человека.

 


Глава 3

Меры повышения жизненного уровня и защиты населения

 

     Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения.

     Одним из главных ее аспектов является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других.

     Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные  отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

     Проведение активной государственной политики в области доходов населения должно отвечать следующим принципам:

•повышение роли оплаты труда в доходах населения как условия роста его производительности в реальном секторе экономики;

•создание условий для самообеспечения благосостояния и достойного уровня жизни трудоспособного населения;

•адресная социальная поддержка нетрудоспособных и бедных граждан.

     Стратегическими целями заработной платы выступают:

•превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье и позволяющий создать накопление;

•создание социально справедливых условий и гарантий оплаты труда, обеспечивающих повышение мотивационного потенциала заработной платы. [1]

     Важнейшими вопросами социальной политики в трансформационном периоде развития экономики являются создание эффективной системы социальной защиты, повышение уровня жизни, недопущение эрозии жизненных стандартов. Производительность труда, имеющая первостепенное значение для экономического роста, во многом зависит от знаний, квалификации, мотивации и состояния здоровья работников. Поэтому борьба с бедностью, сохранение человеческого капитала и приспособление его к нуждам рыночной экономики способствуют также и экономическому росту. В настоящее время система социальной защиты в республике в основном состоит из двух видов программ. Программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет страховых взносов. Существуют также программы государственной социальной помощи тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений. [6]

     Социальная защита граждан включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения. Важное место в сфере социальной защиты граждан отводится обеспечению занятости населения.

     Систему социальной защиты следует рассматривать как механизм долговременного действия, который регулирует в республике оплату труда, пенсионное и социальное обеспечение, услуги из общественных фондов потребления  и который реализуется через социальные гарантии.

     К числу социальных гарантий относятся: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, право на труд, право на бесплатное образование, право на жилье, отдых, медицинское обслуживание, механизм поддержания номинальных доходов населения (индексация), право на собственность и доходы от нее и другие. В системе социальной защиты выделяют три подсистемы:          

•защиты всех социально-демографических групп населения;

•социальные гарантии трудоспособным членам общества;

•меры социальной зашиты нетрудоспособного населения республики. [10]

     Социальная политика в области здравоохранения, образования, культуры, спорта, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по их дальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату населения, в том числе: здравоохранение;      образование; культура.

     Соответствующие мероприятия предусматриваются в сферах торговли, жилищного строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и других направлениях, связанных с условиями проживания населения.

     Молодежная политика включает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет.

     Основные направления и задачи социального развития находят отражение в социальной политике Республике Беларусь. [8]

     На современном этапе основной целью государственного регулирования  отраслей социальной сферы является сохранение существующих социальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, в обеспечении жильем и коммунальными услугами и недопущение их снижения; сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальных услуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Эти направления социальной политики представляются наиболее важными. Основная проблема в переходный период состоит в том, чтобы найти средства для поддержки тех отраслей, без которых невозможно будущее любого государства: образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.

     Наиболее важными направлениями развития отраслей социальной сферы в ближайшие годы должны стать поддержка и сохранение систем образования, здравоохранения, культуры, обеспечения доступности их услуг населению. Государственная поддержка этих важнейших сфер жизнедеятельности общества должна обеспечиваться введением принятых государственных минимальных социальных стандартов в области образования культуры, здравоохранения, предоставляющих собой тот минимальный уровень государственных гарантий, который оно может обеспечить для удовлетворения потребностей населения в услугах этих отраслей на определенном этапе своего экономического развития. [9]

     В области образования за государством должны быть сохранены и усилены функции регулирования в обеспечении доступности получения образования всеми гражданами страны и бесплатности обучения в государственных учреждениях образования; частичным или полным, покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения; оказании содействия в получении образования; развития сети коммерческих учебных заведений и контроля за ценой образовательных услуг; обеспечения минимума образовательных услуг, которые должны предоставляться населению бесплатно за счет средств госбюджета, формировании и повышении качества человеческого потенциала. Главной задачей в области образования является обеспечение непрерывного образования населения в соответствии с потребностями государства.

     В области культуры важными направлениями государственного регулирования должны быть бюджетное финансирование и государственный протекционизм - изменение форм и источников ее финансирования. Государство обязано поддерживать творческую интеллигенцию, создающие духовные ценности, без которых невозможно формирование демократического общества, создавать реальные условия для свободной творческой деятельности, обеспечить охрану общественной нравственности, духовного здоровья нации. Культура будет играть всевозрастающую роль в укреплении интеллектуального потенциала страны. Для этого предусматривается всемерно поддерживать, сохранять, укреплять и развивать сферу национальной культуры в интересах общества и формирования духовных потребностей населения.

     Развитие здравоохранения должно исходить из принципов ответственности государства, всех субъектов хозяйствования за состояние здоровья граждан; равных возможностей развития всех учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При этом государство должно играть роль гаранта удовлетворения общественно необходимых потребностей граждан в медицинском обслуживании вне зависимости от доходов. Основным направлением развития отрасли должна быть профилактика заболеваний и развитие социально страховой медицины, а источниками финансирования -государственный бюджет и негосударственные инвестиции при постепенном увеличении последних.

     Переход к устойчивому развитию нельзя обеспечить без улучшения здоровья людей, создания благоприятных условий их жизнедеятельности. В последнее десятилетие в Республике Беларусь продолжается рост заболеваемости во всех возрастных  группах  населения  и  общей  смертности,  снижения продолжительности жизни. Особую тревогу вызывают прогрессирующая тенденция роста и омоложения социально опасных заболеваний, таких как наркомания, эпидемиологическое неблагополучие по ВИЧ-инфекции, туберкулеза. На состояние здоровья людей отрицательное воздействие оказывает также растущая алкоголизация населения. Остается сложной проблема обеспечения лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой и оборудованием, лекарственными средствами и медикаментами.

     Для реализации целей и задач в области здравоохранения приоритетным направлением государственной политики будет обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи при сохранении основного принципа бесплатности медицинского обслуживания.

     Укреплению здоровья нации следует подчинить развитие массовой физкультуры и спорта, туризма. Приоритетными в этой сфере должны стать активизация физкультурно-оздоровительной работы среди дошкольников, учащейся и студенческой молодежи, по месту жительства, на производстве, физическая реабилитация лиц с отклонениями в развитии и инвалидов. В этой связи предполагается создание соответствующей физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры.

     Одним из главных условий перехода к устойчивому развитию является сокращение бедности путем предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам, необходимых для нормальных условий жизни.

     Основные меры по борьбе с бедностью в Республике Беларусь включает: содействие росту занятости и создание условий для трудовой деятельности, предоставление всем трудоспособным гражданам возможности для обеспечения достаточного уровня дохода через заработную плату, проведение активной социальной политики от риска через систему социальных программ;  обеспечение социальной защиты малоимущих, улучшение условий жизнедеятельности семьи. [6]

     Для решения в Республике Беларусь проблем бедности приняты законы о «Социальной защите инвалидов в РБ», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС», «О социальном обслуживании», «О государственном обслуживании», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Разработаны и реализуются программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «дети Беларуси», Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

Информация о работе Социальная политика государства и социальная защита населения