Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:16, курсовая работа
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства.
Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и других, а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Социальная политика государства и социальная защита населения как экономическая категория…….…………..
5
1.1 Социальная политика государства: сущность, значение, инструменты……………………………………
5
1.2 Социальная защита населения: формы, значение .…. 13
ГЛАВА 2. Проблемы реализации социальной политики и социальной защиты населения в Республике Беларусь……………………………………………………
20
ГЛАВА 3. Меры повышения жизненного уровня и защиты населения…………………………………………………..
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35
Поддержка малообеспеченных слоев населения осуществляется в различных формах: государственные пособия семьям, воспитывающих детей, безвозмездные жилищные субсидии, льготы, предоставляемые различным категориям населения, денежные компенсации, адресная социальная помощь, материальная помощь, социальные услуги в учреждениях социальной защиты.
Для решения в Республике Беларусь проблем, связанных с бедностью, необходимо:
•поэтапное увеличение размеров социальных пособий (в том числе по безработице) до уровня черты бедности;
•формирование стабильной и эффективной системы социального страхования.
Решать задачи социальной защиты пожилых, недееспособных граждан предусматривается путем совершенствования пенсионной системы. Развитие пенсионного обеспечения будет осуществляться на базе Концепции реформы пенсионного обеспечения, принятой правительством Республики Беларусь, основная задача которой - рационализация и оптимизация условий предоставления и норм пенсионного обеспечения.
Приоритетным направлением социальной экономической политики государства является семья. Главными задачами государственной политики в отношении социальной защиты семьи, женщин и детей определены: обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической воспроизводственной, воспитательной и культурной функций; повышение уровня и качества жизни семей; обеспечение прав детей и молодежи на полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие; создание условий для безопасного материнства. [11]
Актуальной проблемой в Республике Беларусь является совершенствование демографической политики. Для ее решения намечается реализация системы упреждающих государственных мер по стабилизации и повышению рождаемости, укреплению здоровья населения, снижению уровня смертности и увеличению средней продолжительности жизни; преодолению негативных последствий катастрофа на ЧАЭС; осуществление миграционной политики, направленной на позитивные территориальные перемещения населения. Осуществление этих мер позволит в значительной степени предотвратить негативные демографические тенденции.
Для решения демографических проблем первостепенное значение имеет обеспечение потребности в жилье. Национальная жилищная стратегия предусматривает реализацию права на жилье для всех групп и слоев населения при обеспечении социальных гарантий для малообеспеченных граждан. Долгосрочной целью жилищной политики Республики Беларусь должно стать улучшение жилищных условий граждан: преодоление дефицита жилья, улучшение качества жилых помещений, создание оптимальной инфраструктуры жилых массивов с соблюдением физических, эстетических, экологических параметров окружающей среды, с учетом местных условий и приближением в перспективе по этим показателям к уровню экономически развитых стран. [10]
В Республике Беларусь разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране.
Заключение
В настоящее время важнейшее значение для республики имеет восстановление темпов роста как номинальной, так и реальной заработной платы для дальнейшего расширения внутреннего платежеспособного спроса и обеспечения социального прогресса.
Численность населения в Республике Беларусь постоянно сокращается. В 2010 году численность населения составила 9480 тыс. человек, это на 13 тыс. меньше чем в 2009 году.
Денежные доходы населения увеличились на 16635,1, по сравнению с предыдущем годом. Но в 2009 году произошло существенное замедление темпов роста дохода.
Белоруссия занимает по ВВП на душу населения 88 место в мире ($12500 в 2009 г.). Децильный коэффициент в Белоруссии равен 6,9. Число живущих в Белоруссии ниже уровня бедности составляет 10%, безработных – 1%.
Изменение средней зарплаты в национальной валюте и в долларах в 2004-2008 годы происходило более или менее синхронно. За это время средняя зарплата в долларах выросла с 133 до 456 долларов. В 2010 году зарплата увеличилась на 1942 белорусских рублей и составила 999963 рублей или 349,8 долларов США. В конце 2008 года она равнялась 456 долларам США. В январе 2009 года она резко упала, составив всего 346,6 долларов. На это повлияли два обстоятельства: падение национальной валюты по отношению к доллару в начале января 2009 года и средняя зарплата в начале года (январь) всегда меньше по сравнению с концом предыдущего (декабрь).
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения с 1 августа по 31 октября 2010 года составляет 274510 белорусских рублей. Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения повышен в республике на 3,1% (с 1 мая по 31 июля 2010 года БПМ в среднем на душу населения составлял 266 230).
Действующий размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» составляет 80 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения – 200 060 рублей. В новом году он будет составлять 250 070 рублей.
В Беларуси в январе-сентябре текущего года численность занятых в экономике составила 4 млн. 646,3 тыс. человек. Этот показатель (приведенный с учетом итогов переписи населения 2009 года) по сравнению с январем-сентябрем 2009 года увеличился на 0,1%. Численность занятых в экономике в сентябре 2010 года возросла к уровню сентября прошлого года.
По сравнению с аналогичным периодом 2009 года в 2010 году обеспеченность жильем уменьшилась на 1 кв.м. Но к концу 2010 года средняя обеспеченность жильем в Беларуси достигнет 25 кв.м. на одного человека.
Совершенствование политики в области денежных доходов населения требует целенаправленных мер по увеличению доли заработной платы и доходов населения в ВВП, за счет выведения из тени значительных объемов заработной платы; принятия законодательных мер налогового характера по уменьшению поляризации заработной платы и доходов, а также обеспечения более справедливого распределения доходов в пользу малообеспеченных групп населения посредством гибкой политики в области оплаты труда и пенсионного обеспечения.
Для минимизации негативных последствий кризиса необходима реализация экономической политики, ориентированной на достижение положительных тенденций в области заработной платы, повышения ее покупательной способности и расширения внутреннего спроса. Должны разрабатываться и внедряться правовые механизмы дополнительной защиты материальных прав работников при банкротстве или реорганизации предприятия, и создания на его основе гарантийного института защиты населения.
Список использованных источников
1 Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь/ Под общей ред. Г. С. Вечканова. – СПб., Издательство «Лань», 2001. – 352с., ил. – (Учебники для вузов, специальная литература).
2 Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций/ И. М. Лемешевский - 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: ФУ Аинформ, 2006. – 544с.
3 Национальная экономика Беларуси: учебник/ В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751с.
4 Бюджет прожиточного минимума. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mintrud.gov.by. - Дата доступа: 12.11.2010.
5 ВВП в Республике Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.businessforecast.by. - Дата доступа: 26.11.2010.
6 Децильный коэффициент для Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.za-nauku.ru. - Дата доступа: 26.11.2010.
7 Заработная плата. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mojazarplata.by. - Дата доступа: 12.11.2010.
8 Меры противодействия безработице. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dw-word.de. - Дата доступа: 12.11.2010.
9 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belstar.gov.by. - Дата доступа: 29.10.2010.
10 Социальные льготы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rebenok.by. - Дата доступа: 12.11.2010.
11 Уровень безработицы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.president.gov.by. - Дата доступа: 12.11.2010.
12 Численность населения в Республике Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belta.by. - Дата доступа: 12.11.2010.
13
Информация о работе Социальная политика государства и социальная защита населения