Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что уровень, основные направления и результаты развития социальной сферы общества признаны в мировой социологической и экономической науке в качестве наиболее точных индикаторов продвижения общества по пути прогресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Сущность социальной политики государства 5
1.2 Социальная справедливость в рыночной экономике 8
1.3 Политика государства на рыке труда 10
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ В ОБЩЕСТВЕ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 16
2.1 Показатели дохода 16
2.2 Неравенство распределения доходов 18
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 20
3.1 Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения. 20
3.2 Социальное обеспечение и социальная помощь 25
3.3. Социальное страхование населения. Система социальной службы…………………………………………...................................…………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

курсовая оренбург.docx

— 51.34 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                                     С.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.  СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5

  1.1 Сущность социальной  политики государства 5

  1.2 Социальная справедливость  в рыночной экономике 8

  1.3  Политика государства  на рыке труда 10

ГЛАВА 2. ДОХОДЫ В ОБЩЕСТВЕ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 16

  2.1 Показатели дохода 16

  2.2 Неравенство распределения  доходов 18

ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 20

  3.1 Государственные гарантии  и минимальные социальные стандарты  в системе социальной защиты  населения. 20

  3.2 Социальное обеспечение  и социальная помощь 25

    3.3. Социальное  страхование населения. Система  социальной службы…………………………………………...................................…………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы курсовой работы заключается  в том, что уровень, основные  направления и результаты развития  социальной сферы общества признаны  в мировой социологической и  экономической науке в качестве  наиболее точных индикаторов  продвижения общества по пути  прогресса. Составной частью правовой  системы Российской Федерации  являются общепризнанные нормы  международного права. Принципиально  важно, что закрепленные в Конституции  гарантии социального обеспечения  соответствуют положениям международно-правовых  актов, таких как: Всеобщей  декларации прав человека; Международного  акта об экономических, социальных  и культурных правах; Конвенции  о правах ребенка и т.д.

     Переход от  централизованной системы хозяйствования  к рыночной приводит к возникновению  ряда проблем в сфере социально-трудовых  отношений и обострению проблем  занятости. Только умелое государственное  регулирование  социально-экономических  процессов, в том числе и  занятости населения, может приблизить  успех реформ.     Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.).        Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является:

     - регулирование  занятости;

     - стимулирование  высококвалифицированного и производительного  труда;

     - увеличения  национального дохода.

     В качестве  информационной базы послужили  многочисленные печатные издания  по экономической теории, учебник  для вузов под редакцией доктора  экономических наук, профессора  В.Д. Камаевой, учебник под общей редакцией И.В. Липсица, профессора Е.А.Киселевой. А так же некоторые пункты законодательства РФ, касающиеся прав человека и социальной политики в целом.

     Цель курсовой  работы состоит в исследовании  аспектов посвященных проблеме  социальной защиты общества, социальной  справедливости в рыночной экономике,  распределения доходов в обществе. Объектом исследования в курсовой  работе выступает все самодеятельное  население, отдельные граждане, социальные  общности определенного уровня, объединенные конкретными связями  и отношениями. Предметом исследования  являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые  и выражающие сущность) отношения  общества, а также процессы и  формы общественной практики.

     В связи  с этим ставится ряд задач:

     - исследовать  и систематизировать теоретические  и практические аспекты исследования;

     - рассмотреть  тему с практической стороны  на примере России;

     - изучить законодательную  базу, касающуюся темы социальной  политики государства;

     - определить  существующие проблемы в области  социальной политики и возможности  их решения.

 

 

     ГЛАВА 1.  СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

     1.1 Сущность  социальной политики государства

     Социальная  политика государства - политика, направленная на изменение уровня  и качества жизни населения,  на смягчение противоречий между  участниками рыночной экономики  и предотвращение социальных  конфликтов на экономической  почве. В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы. Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления. Точкой отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления - количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.         Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения – это совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

  Важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.   

  Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим развитием страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.  

  Существует несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:

     - размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом;

     - размеры налогов  не должны подрывать экономические  стимулы производства;

     - при определении  объемов и сроков социальных  пособий необходимо учитывать  негативные эффекты, которые могут  деформировать рынок рабочей  силы и рыночный механизм в  целом (например, пенсионная система,  пособия по безработице, когда  и сколько платить).

     Основными  принципами проведения социальной  политики являются:

     - защита уровня  жизни путем введения разных  форм компенсации при повышении  цен и проведение индексации;

     - обеспечение  помощи самым бедным семьям;

     - выдача помощи  на случай безработицы;

     - обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной  платы;

     - развитие  образования, охрана здоровья, окружающей  среды в основном за счет  государства;

     - проведение  активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

     Следуя статье 25 Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.

     1.2 Социальная  справедливость в рыночной экономике

     Социальная  справедливость в сфере экономики  - это соответствие экономических  отношений тем представлениям, потребностям  и интересам, которые доминируют  в определенном обществе относительно  возможности пользования жизненно  необходимыми благами. В разные  времена считалось справедливым  распределение благ в зависимости  от различных критериев:

     - по происхождению;

     - общественному  и имущественному положению;

     - количеству  вложенного труда;

     - составу семьи  и т.п.

     Неравенство  доходов характерно для всех  экономических систем, и именно  она часто становилась причиной  социальных потрясений, переворотов,  революций, политических и экономических  кризисов. Поэтому в современном  мире государство активно регулирует не только экономику, но и тесно связанные с ней социальные процессы.    

  В рыночной экономике социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между разными группами населения, предоставление социальных гарантий, создания равных стартовых условий для всех слоев населения.          Однако многое из того, что касается одинакового распределения доходов, вызывает возражения.         Основное то, что для достижения социальной справедливости государство должно изымать в виде налогов значительную часть доходов высокооплачиваемых семей или отдельных работников и передавать их малообеспеченным, уменьшая тем самым намерения и тех, и других к максимальному увеличению заработков, ослабляя тем самым стимулы к росту производительности труда и повышению экономической эффективности производства. Экономическую эффективность обеспечивают такие способы хозяйствования, которые дают наилучшие результаты от пользования ресурсами.            Преодоление разногласий между потребностями социальной справедливости и экономической эффективности является важной проблемой и государственного регулирования экономики, и хозяйственной деятельности каждого отдельного предприятия.         В исследованиях социальной структуры сейчас преобладают многомерные стратификационные модели с использованием таких критериев, как имущественное положение и доход, образование, позиция во властной структуре, социальный статус и престиж, самоиндентификация, т.е. комбинация объективных и субъективных критериев. В качестве дополнительного критерия используется самооценка социального и материального положения, социального самочувствия.     По данным социологических исследований, стратификационная модель современного российского общества выглядит следующим образом:

     - элита –  правящая политическая и экономическая  – до 0,5%;

     - верхний слой  – крупные и средние предприниматели,  директора крупных и средних  приватизированных предприятий,  другие субэлитные группы – 6,5%;

     - средний слой  – представители мелкого бизнеса,  квалифицированные профессионалы,  среднее звено управления, офицеры  – 20%;

     - базовый слой  – рядовые специалисты, помощники  специалистов, рабочие, крестьяне,  работники торговли и сервиса  – 60%;

     - нижний слой  – малоквалифицированные и неквалифицированные  работники, временно безработные  – 7%;

     - социальное  дно – до 5%.

     По уровню  материального благосостояния выделяются  следующие слои:

     - богатые (средства  позволяют не только удовлетворять  свои потребности, но и организовать  самостоятельную экономическую  деятельность) – 7%;

     - состоятельные  (средств достаточно не только  для высокого уровня жизни,  но и для приумножения капитала) – 5,3%;

     - обеспеченные (средств достаточно для обновления  предметов длительного пользования,  улучшения жилищных условий за  свой счет или с помощью  кредита, для собственного переобучения  и образования детей, организации  отдыха во время отпуска) –  15,8%;

     - малообеспеченные (средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости – минимум средств на лечение и укрепление здоровья) – 57%;

     - неимущих (наличие минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствие средств для улучшения своего существования – 20,2%.

     Новый слой  – элита – малочислен (вместе  с высшим слоем – от 5 до 8%), очень богат (по некоторым данным, 1% семей имеет годовой доход  свыше 400 тыс. долларов) и весьма  неоднороден.       Суть происходящего в настоящее время на социальном пространстве российского общества состоит в изменении соотношения групп и слоев, их иерархии и ролевых функций, а также в углублении социального неравенства между ними.           Люди начинают адекватно оценивать свое положение, осознают существующие в обществе конкретные различия в степени обладания властью, собственностью, социальными возможностями. Формирующаяся новая социальная стратификационная модель общества становится не просто объективной реальностью, но и субъективно осознается личностью, группой, что в перспективе может способствовать смягчению социального неравенства на рациональных началах интеграции, либо же дезинтеграции на конфликтной основе.

Информация о работе Социальная политика государства