Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что уровень, основные направления и результаты развития социальной сферы общества признаны в мировой социологической и экономической науке в качестве наиболее точных индикаторов продвижения общества по пути прогресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Сущность социальной политики государства 5
1.2 Социальная справедливость в рыночной экономике 8
1.3 Политика государства на рыке труда 10
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ В ОБЩЕСТВЕ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 16
2.1 Показатели дохода 16
2.2 Неравенство распределения доходов 18
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 20
3.1 Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения. 20
3.2 Социальное обеспечение и социальная помощь 25
3.3. Социальное страхование населения. Система социальной службы…………………………………………...................................…………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

курсовая оренбург.docx

— 51.34 Кб (Скачать файл)

    До начала 90-х  годов отрасли социального обслуживания  населения были на дотации  государства и лишь частично  оплачивались потребителями. В  настоящее время структура платных  услуг населению резко возросла. (Таблица № 1).

    Таблица №1. Структура  платных услуг населению (в  процентах)

|                                             |2005    |2006    |2007    |2008    |2009    |2010    |

|Все оказанные услуги            |100     |100     |100     |100     |100     |100     |

|в том числе:                                                                                        |

|бытовые                                |29,4    |18,8    |18,1    |16,7    |15,7    |14,3    |

|пассажирского транспорта |29,3    |25,3    |26,0    |24,5    |25,7    |25,9    |

|связи                                        |  5,9     |7,9     |8,4     |9,2     |9,9     |11,1    |

|жилищно-коммунальные      10,3    |20,7    |21,3    |22,1    |20,4    |20,0    |

|системы образования             |2,4     |3,0     |4,2     |5,4     |6,3     |6,7     |

|культуры                                  |1,6     |1,1     |1,4     |1,2     |1,5     |1,6     |

|туристико-экскурсионные     |2,0     |1,3     |2,1     |1,9     |1,8     |1,8     |

|физической культуры и спорта |0,2     |0,3     |0,3     |0,4     |0,4     |0,4     |

|медицинские                                 |1,7     |2,7     |3,5     |3,8     |4,4     |4,5     |

|санаторно-оздаровительные       |5,0     |2,9     |2,4     |2,7     |3,3     |3,8     |

|правового характера                  |6,8     |7,5     |8,9     |8,0     |6,2     |5,1     |

|другие                                       |5,4     |8,5     |3,4     |4,1     |4,4     |4,8     |

 

 

    Специфическим  видом государственных социальных  гарантий являются предоставление  жилья и дотации населению  на его содержание. Сфера жилищно-коммунального  хозяйства переводится на рыночные  механизмы. Концепция этой реформы  предполагает сохранение дотаций  на содержание жилья. Дотирование  остается как социальная поддержка  незащищенных групп населения.

    3.2.Социальное  обеспечение и социальное помощь.

    В условиях  перехода к рыночным отношениям  проблема совершенствования системы  социального обеспечения населения  становится особенно острой и  актуальной. В ст. 39 Конституции РФ  записано, что каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания  детей и в иных случаях, установленных  законом. Поощряются добровольное  социальное страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    Основными видами  социального обеспечения являются:

         -пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца,  за выслугу лет, социальные;

         -пособия по безработице, по  временной нетрудоспособности, беременности  и родам, многодетным и одиноким  матерям, на детей, инвалидам  с детства и др.;

         -содержание и обслуживание детей,  престарелых и инвалидов в  стационарных учреждениях;

         -профессиональное обучение, трудовое  устройство инвалидов, протезно-ортопедическая  и медико-социальная помощь, льготы  и преимущества инвалидам, медико-социальная  экспертиза и реабилитация и  др.

    Одной из важных  социальных функций государства  является обеспечение граждан  пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата,  которая производится в установленном  законом порядке определенным  категориям лиц из социальных  доходов и других источников, предназначенных для этих целей.

    Основаниями для  пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного  возраста и трудовой стаж или  выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных  членов семьи.

    Пенсионное обеспечение  осуществляется государственными  органами социальной защиты населения,  их отделами, управлениями и т.д.  Пенсия назначается пожизненно, а выплата производится, как правило,  за текущий месяц.

    Пособия – это  денежные выплаты, назначаемые  гражданам ежемесячно, периодически  либо единовременно в установленных  законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

    В отличие от  пенсий – постоянного и основного  источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

    Пособия по  временной нетрудоспособности работающим  гражданам выплачиваются за счет  средств социального страхования,  по месту работы.

    Пособие по  безработице выплачивается за  счет средств государственного  Фонда занятости.

    Особый вид  социальной помощи – медицинская  помощь.

    При заболевании,  утрате трудоспособности и в  иных случаях граждане имеют  право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную  помощь, а также помощь по уходу  за больными, нетрудоспособными  и инвалидами, включая выплату  пособий по нетрудоспособности.

    Первичная медицинская  помощь является основным бесплатным  для каждого гражданина видом  медицинского обслуживания и  включает лечение наиболее распространенных  заболеваний, а также травм,  отравлений и других мероприятий,  связанных с оказанием медико-санитарной  помощи гражданам по месту  жительства.

    Скорая медицинская  помощь оказывается гражданам  при состояниях, требующих срочного  медицинского вмешательства; осуществляется  лечебно-профилактическими учреждениями  независимо от территории, ведомственной  подчиненности и формы собственности,  медицинскими работниками, а также  лицам, обязанными ее оказывать  в виде первой помощи по  закону или по специальному  правилу.

    Действующая система  социальных выплат и льгот  не учитывает изменений в сфере  собственности, взаимоотношений  центра и регионов, в том числе  в области финансов, и осуществляется  практически безадресно. В связи с этим государством предпринимаются меры по законодательному упорядочению системы предоставления отдельных социальных выплат и льгот.

 

 

    3.3.Социальное  страхование населения. Система  социальной службы.

    Социальное страхование  — это система материального  обеспечения граждан при наступлении  нетрудоспособности, старости и  в иных, предусмотренных законом  случаях; распространяется на  всех трудящихся и осуществляется  за счет страховых взносов  самих граждан. В России социальное  страхование носит в основном  государственный и обязательный  характер.

    Основными признаками  социального страхования являются: предварительный учет или прогнозирование  риска; коллективная ответственность  за индивидуальный риск; определение  внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (местное и частное страхование); всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан; международное страхование.

    Современная система  государственного страхования в  России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери  кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в  случае безработицы; медицинское  страхование.

    Финансирование  всех видов социального страхования  основано на страховых взносах  работодателей, работников, самозанятого населения.

    В данный период  времени в РФ идет процесс  реформирование всей системы  социального страхования. Это  означает необходимость изменения  структуры затрат на реализацию  социальных программ, более равномерного  распределения бремени расходов  между государством, работодателями  и трудящимися.

    Важным шагом  в этом направлении было принятие  целого ряда законодательных  актов и создание наряду с  Фондом социального страхования  и Пенсионным фондом Российской  Федерации - Государственного фонда  занятости как самостоятельной  финансовой системы. За счет  средств этого фонда обеспечивается  финансирование подготовки и  переподготовки кадров, стимулирование  создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице  и т.д.

    Социальная служба - это система социальных мер,  а также реализующих их государственных  и негосударственных организационных  структур по предоставлению населению  социальных услуг и помощи  в преодолении сложной жизненной  ситуации и побуждению граждан  к активной самопомощи в ее  преодолении.

    В систему служб,  осуществляющих социальное обслуживание, входят:

               - государственные (федеральные,  региональные);

               - муниципальные (местные);

               - смешанные (государственно-общественные);

               - частные и службы других форм  собственности.

    К основным  видам социального обслуживания  относятся:

             - материальная помощь (денежная  и продуктово-товарная);

             - социальный патронаж в стационарных  учреждениях, на дому или в  группах дневного пребывания  ЦСО;

             - предоставление временного приюта;

             - консультативная помощь по различным  направлениям;

             - реабилитационные услуги и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной  работе было уделено внимание  теме «Социальная политика государства»  с теоретических и практических  позиций. В ходе работы были  рассмотрены такие немаловажные  вопросы социальной политики  государства, как регулирование  доходов населения, политика государства  на рынке труда, вопрос о  социальной помощи и социальных  гарантиях. Рассмотренные проблемы  в социальной политике государства  требуют незамедлительного решения.  Именно из-за социальной благоустроенности  зависит эффективность производства, благосостояние государства. В  первую очередь должен быть  создан нормальный уровень жизни  простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства  о своих гражданах требует  больших финансовых вложений. На  первый взгляд не видимая отдача  от этих вложений приумножит  благосостояние не только населения,  но и самого государства. То  как государство проводит социальные  программы можно судить об  уровне жизни наименее обеспеченных  слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

     Социальная  сфера становится все более  эффективным полем приложения  материальных средств. Спрос на  услуги здравоохранения, образования,  культуры, искусства в развитых  странах растет опережающими  темпами, увеличивается доля вложенного  в эти сферы капитала, приносящего  высокие прибыли.

     Россия исторически  обладает крупнейшим в мире  духовным потенциалом. Однако, наше  культурное и интеллектуальное  наследие, накопленное трудом и  талантом десятков поколений,  используется плохо, расхищается,  скудеет.

     Если у нас  сохранятся преобладающие ныне  тенденции, то народ будет продолжать  нищать, страна надолго откатится  на дальнюю периферию мирового  прогресса, накопленное за тысячелетие  российской истории духовного  богатства будет бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить  приоритеты социально - экономической  стратегии государства и частного  капитала, сделать сферу науки,  культуры, образования и здравоохранения  полем выгодного применения государственного  и частного капитала, перспектива  возрождения России и решения  сложнейшего комплекса проблем  социального характера будет  успешно решена.

     Рыночные механизмы,  возбуждающие дух предпринимательства,  соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии  людей, являются главным источником  роста национального богатства  и, следовательно, увеличения  личных доходов работников, массы  и доли этого богатства, выделяемого  на поддержку фундаментальной  науки и культуры, на воспитание  и образование детей, на содержание  инвалидов и т.п. Чем богаче  нация, тем более значительные  потоки средств она может направлять  на социальное развитие. Убедительные  примеры - Германия и Япония, которые  от послевоенной разрухи и  нищеты, заменив тоталитарные механизмы рыночными, сумели достичь блестящих результатов в темпах экономического роста, повышения и качества жизни населения.

     Трудно переоценить  роль государства в экономике.  Оно создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей  от угрозы со стороны монополий,  обеспечивает потребности общества  в общественных товарах, обеспечивает  социальную защиту малообеспеченных  слоев населения, решает вопросы  национальной обороны.

Переход к рынку - очень  сложный и длительный процесс. Чтобы  создать национальную структуру  экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов  по всем направлениям и на всех уровнях  общества и хозяйства. Она должна не просто включиться в современную  мировую экономику, а спрогнозировать  свою роль и  место в мировом  разделении труда.

Информация о работе Социальная политика государства