Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что уровень, основные направления и результаты развития социальной сферы общества признаны в мировой социологической и экономической науке в качестве наиболее точных индикаторов продвижения общества по пути прогресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Сущность социальной политики государства 5
1.2 Социальная справедливость в рыночной экономике 8
1.3 Политика государства на рыке труда 10
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ В ОБЩЕСТВЕ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 16
2.1 Показатели дохода 16
2.2 Неравенство распределения доходов 18
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 20
3.1 Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения. 20
3.2 Социальное обеспечение и социальная помощь 25
3.3. Социальное страхование населения. Система социальной службы…………………………………………...................................…………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

курсовая оренбург.docx

— 51.34 Кб (Скачать файл)

     1.3  Политика  государства на рыке труда.

     Наиважнейшими  причинами развития и активизации  деятельности государства в сфере  занятости были:

     - развитие  НТР и повышение роли человека  в общественном производстве;

     - обеспечение  общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство  рабочей силы;

     - обеспечение  предпринимательства необходимыми  кадрами;

     - необходимость  компромисса и смягчения социальных  конфликтов;

     - способствование  развитию и совершенствованию  интеллектуального потенциала общества;

     - влияние идей  и конкретных социальных  достижений (отсутствие явной безработицы  - прежде всего) капитализма.

     Влияние государства  на рынок труда осуществляется  прямыми и косвенными средствами.

     Безработица  в нашем обществе возможна  и неизбежна, из-за экономического  кризиса производства, смены форм  собственности, курса на реализацию  производства, технического прогресса  и структурных сдвигов в экономике.

     Есть два  варианта развития рынка труда.  Первый заключается в том, чтоб  всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от полной занятости и принятии на вооружение эффективной занятости.

     Эффективная  занятость - это модель развития  и использования квалифицированной,  дорогой и мобильной рабочей  силы, ориентирована на переоценку  ее возрастающих материально-бытовых  потребностей. Большую роль в  реализации концепции эффективной  занятости должны играть государственная  служба трудоустройства, учрежденный  государством фонд улучшения  занятости (отчисления на него  составляют 1% от фонда заработной  платы независимо от формы  собственности). Необходимо организовать  также службу прогнозирования  процессов, которые происходят  в сфере спроса и предложения  труда, разрабатывать программы  преобразования всех форм уровней  образования и обучения, подготовки  и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости  является более рациональной, социально  направленной, что отвечает требованиям  рынка рабочей силы.

     Страхование  от безработицы предоставляется  из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы,  во-вторых, от специфических условий  той или иной страны. В первом  случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются  в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.

     Во втором  случае берется во внимание  период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду,  время предоставления помощи  и др. Так, в Германии трудовой  стаж должен составлять не  менее 6 месяцев занятости в  течение 3-х лет.

     Важным звеном  социальной защиты на рынке  труда являются программы трудоустройства  и переквалификации. При введении  в действие этих программ участвуют  государство и предприниматели.  Ежегодно американские фирмы  тратят на эти меры млрд. долларов. Государство тратит на реализацию  программ переквалификации большую  часть средств. С целью создания  новых рабочих мест государство  берет на себя также выполнение  таких общественных работ, как  строительство дорог, канализаций  и т.д. Во время экономического  кризиса государство увеличивает  капиталовложения в государственные  предприятия. Программы трудоустройства  осуществляются также путем льготного  налогообложения компаний, которые  создают рабочие места.

     В общенациональном  масштабе современное государство  с целью уменьшения армии безработных  пытается регулировать заработную  плату на таком уровне, чтобы  темпы ее роста были ниже  от роста продуктивности труда.  Для этого осуществляется “политика  доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония.

     Обеспечение  компенсации потери рабочего  места государством. Речь идет  о пособиях по безработице,  выплате подъемных на новом  месте жительства, выходных пособий  и т.п. Вопрос упирается в  источники финансирования служб  занятости, системы  переподготовки  кадров, информационных центров,  сосредоточивающих данные об  излишках рабочей силы и потребности  в ней.

     В настоящее  время предприятия выплачивают  часть своих доходов для фонда  занятости. Эти отчисления расходуются  преимущественно на пособия по  безработице работникам бюджетных  учреждений, на переобучение кадров  и содержание  служб занятости.

     Наиболее перспективной  и эффективной, представляется  система экономических льгот  предприятиям, которые сами создадут  у себя дополнительные рабочие  места и трудоустраивают высвобождающих  работников, переобучают их. В награду  такие предприятия могут освобождаться   от части налогов, получать  льготные инвестиции под прирост  рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие (любой  формы собственности) выталкивает  излишнюю рабочую силу, то сумма  ее шести - двенадцатимесячного  содержания должна вноситься  в муниципальные органы, которые  перераспределяют и переподготавливают  высвобожденных людей. Работодателя  полезно ставить перед альтернативой:  создавать новые рабочие места  на собственном предприятии или  оплачивать содержание своих  бывших рабочих. Именно такой  механизм, существует в Швеции, где,  как и в Японии, безработица  заметно меньше, чем в других  государствах с развитой рыночной  экономикой.

     Минимальная  заработная плата является одним  из важнейших рычагов воспроизводства  рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной  зарплаты устанавливаются различные  пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. При установлении  минимального уровня заработной  платы рекомендуется учитывать  потребности работников и их  семей, стоимость жилья, социальные  льготы, уровень инфляции, а также  показатели, которые влияют на  уровень занятости. За базу  минимального уровня заработной  платы принимают набор основных  товаров и услуг, которые удовлетворяют  основные физиологические и социальные  нужды отдельного человека или  типовых семей разного типа (с  одним ребенком, двумя и др.). К  этому набору в разных странах  включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит  оплата наемного жилья, около  20 видов мясопродуктов, покупки  1 раз в пять лет подержанного  автомобиля и др.

     Размер минимальной  заработной платы в развитых  странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней заработной  платы.

     Для определения  абсолютного уровня прожиточного  минимума наиболее точным является  метод потребительской корзины.  Так, в Болгарии в состав  такой корзины на семью из  двух человек включались 552 позиции,  из трех - 639, а из четырех - 652. Потребительская корзина составляется  из 149 позиций по продовольственным  товарам (или 23-27% общего количества  позиций названных трех типов  семей) с таким расчетом, чтобы  структура еды обеспечивала суточную  калорийность для работающих  в количестве 2822 кал, для пенсионеров  - 2026 и для детей - 2123.

     Большое значение  на рынке труда имеют коллективные  и тарифные соглашения. Зарплата  для наемных работников регулируется  с помощью тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов  регулируется коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей  силы, фиксируются продолжительность  рабочего дня и отпусков, конкретные  гарантии по отношению к условиям  труда, доплаты за сверхурочные  работы, за предоставление дополнительного  питания и т.д. В тарифном  соглашении устанавливаются минимальный  уровень заработной платы в  тех или иных отраслях и  минимальные гарантии уровня  зарплаты для работников разной  квалификации. Тарифное соглашение  при участии представителей предприятия  и работников составляется при  посредничестве государства. Оно  выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного  соглашения забастовка считается  незаконным средством решения  трудовых споров.

 

 

     ГЛАВА 2. ДОХОДЫ В ОБЩЕСТВЕ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

     2.1 Показатели  дохода

     Под доходами  населения понимается сумма денежных  средств и материальных благ, полученных или произведенных  домашними хозяйствами за определенный  промежуток времени. Роль доходов  определяется тем, что уровень  потребления населения прямо  зависит от уровня доходов.   Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.    Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

     Номинальный  доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения;

     Располагаемый  доход (DI) - доход, который может  быть использован на личное  потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального  дохода на сумму налогов и  обязательных платежей, т.е. это  средства, используемые на потребление  и сбережение. Для измерения динамики  располагаемых доходов применяется  показатель «реальные располагаемые  доходы», рассчитываемый с учетом  индекса цен;

     Реальный доход  (RI) - представляет собой количество  товаров и услуг, которое можно  купить на располагаемый доход  в течение определенного периода,  т.е. с поправкой на изменение  уровня цен.

     В экономической  теории под «доходом» имеют  в виду денежную сумму, регулярно  и законно поступающую в непосредственное  распоряжение рыночного субъекта.           Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас). Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия.

     Денежные доходы  населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

     - выплат по  государственному страхованию;

     - банковских  ссуд на индивидуальное жилищное  строительство, хозяйственное обзаведение  молодым семьям, членам потребительских  товариществ (например, на садовое  строительство);

     - процентов  по вкладам в сберегательных  кассах, начисляемых по итогам  года;

     - доходов от  увеличения стоимости акций, облигаций,  выигрышей и погашении по займам;

     - выигрышей  по лотереям;

     - временно  свободных средств, образующихся  в результате покупки товаров  в кредит;

     - выплат различного  рода компенсаций (увечья, ущерб  и пр.) .

     Номинальные  доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых  доходов населения, и обязательные  платежи. Обязательные платежи  население осуществляет через  финансовую систему в виде  различного рода налогов и  сборов.

Информация о работе Социальная политика государства