2.2 Неравенство
распределения доходов. Причины
и показатели социальной дифференциации.
Один из
источников социальной напряженности
в любой стране - разница в уровнях
благосостояния граждан, уровне
их богатства. Уровень богатства
определяется двумя факторами:
- величиной
имущества всех видов, находящегося
в собственности отдельных граждан;
- величиной
текущих доходов граждан.
Люди получают
доходы в результате того, что,
либо создают собственный бизнес
(становятся предпринимателями), либо
предоставляют находящиеся в
их собственности факторы производства
(свой труд, капитал или землю)
в пользование другим людям
или фирмам. А те используют
эту собственность для производства
нужных людям благ. В таком
механизме формирования доходов
изначально заложена возможность
их неравенства. Причиной тому:
- во-первых, от
рождения люди наделены различными
способностями, как умственными,
так и физическими. При прочих
равных условиях человек, наделенный
исключительной физической силой,
имеет больше шансов стать
знаменитым и высокооплачиваемым
спортсменом;
- во-вторых, различия
во владении собственностью, особенно
доставшейся по наследству. Люди
не могут выбирать, в какой
семье им родиться - потомственных
миллионеров или простых рабочих.
Иными словами доход от собственности,
будет существенно различаться
у названных субъектов;
- в-третьих,
различия в образовательном уровне.
Сама эта причина во многом
зависит от первых двух названных.
Ребенок, родившийся в богатой
семье, имеет больше шансов
получить превосходное образование
и, соответственно, профессию, приносящую
высокий доход, нежели дитя
в бедной многодетной семье;
- в-четвертых,
даже при равенстве возможностей
и одинаковых стартовых уровнях
образования больший доход будут
получать лица, которых иногда
называют “трудоголиками”. Эти люди
готовы брать работу на дом, задерживаться
по долгу службы на рабочем месте для разрешения
той или иной профессиональной проблемы,
игнорировать свое неважное самочувствие,
лишь бы добиться высоких результатов
в своей работе;
- в-пятых, есть
такая группа причин, которая
связана просто с везением, случаем,
неожиданным выигрышем и т.п.
В условиях неопределенности, характерной
для рыночной экономики, эта
группа причин может объяснить
многие случаи неравенства в
распределении доходов.
Изменения
в доходах населения и расслоение
общества приводят к самым
негативным последствиям. Создаются
слои людей, находящихся за
чертой бедности, что недопустимо
в развитом обществе. Происходит
моральное расслоение общества
на «своих» и «чужих», теряется
общность целей, интересов, чувство
здорового патриотизма. В результате
деления общества, населения регионов
и отдельных граждан на богатых
и бедных возникают межрегиональные
и, даже, межнациональные противоречия,
что приводит к разрушению единства России.
Происходит отток квалифицированных работников
в сферы, не требующие соответствующих
знаний, за границу. В результате ухудшается
образовательный, профессиональный потенциал
общества, наукоёмкие отрасли деградируют.
В результате низкого уровня жизни снижается
трудовая активность населения, ухудшается
здоровье, снижается рождаемость, что
приводит к демографическим кризисам.
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1. Государственные
гарантии и минимальные социальные
стандарты в системе социальной
защиты населения.
В обществе
рыночных отношений главную функцию
социальной защиты берет на
себя государство как главный
субъект социальной политики
и социальной работы.
Основные социальные
гарантии закреплены в Конституции
РФ и находят свое подтверждение
в социальной политике. Они определены
в ст. 7 Конституции РФ: «В Российской
Федерации охраняются труд и
здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер
оплаты труда, обеспечивается постоянная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб,
устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты».
На современном
этапе просматриваются две основные
функции в системе государственной
социальной защиты: социальные выплаты
и система социального обслуживания
одиноких, престарелых, инвалидов
и других подобных категорий,
основанные на принципе заботы
государства о социально уязвимых
членах общества и социальной
благотворительности. В то же
время социальная защита должна
распространяться на все категории
населения через систему социальных
гарантий.
Социальные гарантии
- это механизм долговременного
действия, предусмотренные законом
обязательства государства, направленные
на реализацию конституционных
прав граждан. Основой государственных
социальных гарантий должны стать
минимальные социальные стандарты.
Минимальные социальные
стандарты - это установленные
законодательством РФ нормы и
нормативы, которые закрепляют
минимальный уровень социальной
защиты, ниже которого опускаться
нельзя. Систему государственных
минимальных стандартов составляют
взаимосвязанные государственные
минимальные социальные стандарты
в области:
1) оплаты труда;
2) пенсионного
обеспечения;
3) образования;
4) здравоохранения;
5) культуры;
6) социального
обслуживания;
7) жилищно-коммунального
обслуживания.
Закрепляя в
законе «О государственных минимальных
стандартах» самый необходимый
минимум социальных стандартов,
государство делает обязательным
их обеспечение для исполнительной
власти на всех уровнях, а
также для работодателей и
предпринимателей всех видов
собственности, причем не только
государственной.
Минимальные пределы
государственных гарантий подтверждаются
и другими законодательными актами,
в том числе гражданским и
трудовым кодексами, законами
«О здравоохранении», «Об образовании»,
«О культуре» и др.
В качестве
государственных минимальных стандартов
в области оплаты труда устанавливаются:
- минимальный
размер оплаты труда;
- единая тарифная
сетка оплаты труда работников
бюджетной сферы (ЕТС).
Минимальная заработная
плата - это уровень заработной
платы работника неквалифицированного
труда, призванный обеспечить
ему нормальные условия воспроизводства.
Она устанавливается законодательством
или специальным соглашением.
Минимальный размер
оплаты труда имеет гарантированный характер.
Он выражается в том, что работающие вправе
претендовать на определенный месячный
уровень вознаграждения за свой труд.
Этот уровень не снижается, если норма
рабочего времени и нормы труда не выполнены
не по вине работника. В минимальный размер
оплаты труда не включаются доплаты и
надбавки, а также премии и другие поощрительные
выплаты. Последние должны начисляться
на заработную плату, которая не может
быть ниже установленного государством
минимального уровня. Неспособность предприятия
выплачивать минимальную зарплату всем
своим работникам является одним из признаков
банкротства.
Величина минимальной
заработной платы обычно определяется
путем исчисления прожиточного
минимума. Прожиточный минимум -
понятие, характеризующее минимум
жизненных средств, необходимых
для нормального воспроизводства
рабочей силы и развития личности.
Это показатель объема и структуры
потребления важнейших материальных
благ и услуг на минимально
допустимом уровне, обеспечивающем
условия поддержания активного
физического состояния взрослых,
социального и физического развития
детей и подростков.
Для установления
стоимостного показателя прожиточного
минимума вводится понятие «бюджета
прожиточного минимума». Бюджет
прожиточного минимума представляет
собой стоимостную оценку натурального
набора, а также включает расходы
на налоги и другие обязательные
платежи.
Прожиточный минимум
рассчитывают по нормативам удовлетворения
минимальных потребностей в товарах
и услугах с учетом уровня
цен, и должна соответствовать
величине заработной платы.
Для определения
абсолютного уровня прожиточного
минимума наиболее точным является
метод потребительской корзины.
В состав такой корзины входят
самые необходимые продукты для
поддержания жизнедеятельности
средней семьи.
Прожиточный минимум
и бюджет прожиточного минимума
могут быть использованы:
- в качестве
базы для адресной социальной
поддержки;
- в качестве
целевых ориентиров при регулировании
доходов и потребления малообеспеченных
слоев населения;
- для оценки
материальных и финансовых ресурсов,
необходимых для реализации перспективных
и текущих социальных программ,
оказания целевой натуральной
помощи малообеспеченным слоям
населения;
- для обоснования
размеров минимальной оплаты
труда и трудовой пенсии по
старости;
- в качестве
одного из критериев малообеспеченности,
дающих право на получение различного
рода социальных выплат.
Одной из главной
минимальных социальных гарантий
являются гарантии защиты от
безработицы. Безработица, с которой
мы сейчас сталкиваемся, связана
не с техническим прогрессом
или кризисом перепроизводства,
как это происходит циклически
в рыночной экономике, а с
факторами, обусловленными глубокими
деформациями в развитии народного
хозяйства. Если на Западе безработица
возникает в условиях перепроизводства
товаров и относительной узости
рынка, результатом чего и является
падение спроса на рабочую
силу, то в наших условиях ситуация
иная. Сокращение занятости в
современной России связано в
первую очередь с катастрофическим
падением производства за годы
реформ.
В решении этой
проблемы есть две стороны:
создание экономических условий
для максимальной занятости населения,
с одной стороны, и государственная
поддержка - с другой.
На снижение
уровня безработицы должны быть
направлены государственные программы
содействия занятости, а также
разработка и реализация федеральной
целевой программы создания рабочих
мест и осуществления следующих
мероприятий:
- поддержка малого
и среднего предпринимательства,
не требующего крупных инвестиций;
- более эффективное
использование на общественных
работах тех, кто состоит на
учете в службе занятости;
- профилактика
безработицы на основе переквалификации
работников, подлежащих сокращению,
без прекращения с ними трудового
договора;
- расширение в
регионах сети частных бюро
содействия занятости;
- максимальное
обеспечение участками земли
отдельных граждан для обеспечения
дополнительных доходов семьи,
а также инвесторов под обязательство
создания рабочих мест.
Регулирование
занятости - одно из главных
направлений социальной политики.
Вместе с тем решение этой
проблемы в условиях рыночных
отношений практически нереально.
Показатели допустимого уровня
безработицы, которые пытались
разрабатывать по регионам России,
себя не оправдали.
Государство гарантирует
безработным:
- выплату пособий
по безработице;
- выплату стипендий
в период профессиональной подготовки,
повышения квалификации, переподготовки
по направлению органов службы
занятости;
- возможность
участия в оплачиваемых общественных
работах;
- возмещение затрат
в связи с добровольным переездом в другую
местность для трудоустройства по предложению
органов службы занятости;
- оплату в размере
причитающегося пособия по безработице
(стипендии) за счет средств фонда
занятости периода временной нетрудоспособности
в течение не более 12 месяцев.
Одной из важнейших
функций системы социальной защиты
населения является социальное
обслуживание, т. е. деятельность
по оказанию различных видов
услуг, предоставляемых в стационарных
и нестационарных условиях в
виде правовой, материальной, медико-реабилитационной,
социально-психологической и других
видах помощи. Государственные гарантии
в области социального обслуживания
определены законами «Об основах
социального обслуживания населения
в РФ», «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и
инвалидов» и др.