Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью является, во-первых, исследование сущности социальной политики, во-вторых, анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики. Достижение поставленных целей потребовало решения конкретных задач: исследование теоретических проблем, касающихся сущности социальной политики, ее структуры, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; критического анализа действующей системы социальной политики республики, основных проблем механизма реализации социальной политики; выделение основных направлений совершенствования социальной политики и обоснование подходов для ее оптимизации в современных условиях развития Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции 5
1.2. Структура социальной политики 8
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Безработица и занятость в Республике Беларусь 16
2.2. Анализ уровня реальных доходов населения 18
2.2. Состояние социальных гарантий в нерыночном секторе экономики 22
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
3.2.Политика социальной защиты 26
3.3. Политика социальных гарантий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
СОДЕРЖАНИЕ
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
Несмотря на достигнутые положительные результаты реформ в Республике Беларусь, характеризующиеся стабильным и высоким экономическим ростом (в 2006 г. рост ВВП составил 109,9 %), низким уровнем безработицы (в 2006 г. - 1,2 % к экономически активному населению[23]), снижением уровня инфляции и т.п., многие аспекты жизни населения находятся в критическом состоянии. Так, согласно официальной статистике, несмотря на реальный рост доходов населения, увеличившихся в 2006г. на 25,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005г., количество жителей Беларуси с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще представляет значительную величину - 27,1% от общей численности населения. В республике по-прежнему остро стоит проблема скрытой безработицы и безработицы среди молодежи, требует внимания демографический аспект развития страны.
В связи с вышеизложенным, в настоящее время является актуальным рассмотрение проблем, возникающих в процессе реализации государственной социальной политики с целью выявления направлений ее совершенствования и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в социальной сфере.
Таким образом, целью данной работы является, во-первых, исследование сущности социальной политики, во-вторых, анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики.
Достижение поставленных целей исследования потребовало решения конкретных задач:
Объектом исследования является государственная социальная политика в Республике Беларусь.
В исследовании применялись методы системного анализа, обобщения и сравнительного анализа, индексные методы.
Была использована литература как отечественных, так и зарубежных авторов; задействованы также и периодические издания, которые помогли отразить реальное состояние социальной политики Республики Беларусь. При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь на 2006 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа на своих официальных сайтах и в статистических ежегодниках 2005, 2006 годов.
Функционирование рыночного
механизма само по себе не гарантирует
необходимый минимальный
Социальная политика. Что это такое?
Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Говоря о социальной политике государства в узком смысле слова, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. В широком смысле социальная политика– это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества.
Основными принципами проведения социальной политики являются [15, c.116]:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики
социального страхования,
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Главная цель социальной политики - стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его некоторого роста.
Основные цели в области социальной политики [8, c.9]:
• сокращение масштабов бедности;
• повышение доли трудовых доходов и их реального роста;
• улучшение качества жизни. Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширения возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживанию, расширению возможностей отдыха, обеспечению комфортных условий и др.
Важнейшими задачами социальной политики на современном этапе являются [7, c.59]:
•повышение трудовой и хозяйственной активности населения - предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное использование;
•регулирование доходов населения;
•целевая поддержка социально уязвимых групп населения;
•обеспечение занятости и поддержка работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки;
•реформа организационных структур и источников финансирования социальной инфраструктуры, пенсионного обеспечения, жилищная реформа.
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов [4, c.75].
Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В своем учебном пособии Холостова [5] все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики делит на две группы:
Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами [5, c.20-21].
В учебнике Волгина [8] обобщена социальная практика стран с развитой рыночной экономикой. Сделаны следующие выводы:
1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.
2. Существует прямая
зависимость между уровнем
3. Общество всегда стоит перед выбором – рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).
4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу – степени вмешательства государства в социальную сферу – претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.
1.2.1. Политика регулирования доходов населения
Как направление государственного регулирования – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Крупнейшие экономисты Запада - Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.
Доход населения - сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.
Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.
Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в рассматриваемых автором источниках различна. Например, Лутохина определяем формы проявления политики конкретного государства следующими обстоятельствами: [9, c.95-98]:
- социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
- степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;
- традициями заключения коллективных договоров;
- социальной напряженностью в обществе.
Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение. Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения.
Причины неравенства распределения доходов:
Во всякой рыночной экономике существует система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. Морова [11] отмечает, что у нас этот процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.