Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью является, во-первых, исследование сущности социальной политики, во-вторых, анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики. Достижение поставленных целей потребовало решения конкретных задач: исследование теоретических проблем, касающихся сущности социальной политики, ее структуры, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; критического анализа действующей системы социальной политики республики, основных проблем механизма реализации социальной политики; выделение основных направлений совершенствования социальной политики и обоснование подходов для ее оптимизации в современных условиях развития Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции 5
1.2. Структура социальной политики 8
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Безработица и занятость в Республике Беларусь 16
2.2. Анализ уровня реальных доходов населения 18
2.2. Состояние социальных гарантий в нерыночном секторе экономики 22
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
3.2.Политика социальной защиты 26
3.3. Политика социальных гарантий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Наиболее важными направлениями развития отраслей социальной сферы в ближайшие годы должны стать поддержка и сохранение систем образования, здравоохранения, культуры, обеспечения доступности их услуг населению. Государственная поддержка этих важнейших сфер жизнедеятельности общества должна обеспечиваться введением принятых государственных минимальных социальных стандартов в области образования культуры, здравоохранения, предоставляющих собой тот минимальный уровень государственных гарантий, который оно может обеспечить для удовлетворения потребностей населения в услугах этих отраслей на определенном этапе своего экономического развития.
Главной задачей в области образования является обеспечение непрерывного образования населения в соответствии с потребностями государства. Государство также ставит цели[24]:
В области здравоохранения, осуществляются следующие государственные программы [17]:
С целью оказания помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, относящимся к социально уязвимым группам населения и имеющим ограниченные возможности для обеспечения своей жизнедеятельности на достойном уровне, с 1 января 2001 г. в Республики Беларусь реализуется система адресной социальной помощи.
Приоритетным направлением социальной экономической политики государства является семья. Указом главы государства 2006 год был объявлен Годом матери. С 2006 года при награждении многодетных матерей орденом Матери им выплачивается сумма в размере 5-кратного утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Источник финансирования - республиканский бюджет. В соответствии с указом Главы государства № 369 от 2 июня 2006 г. наниматель обязан продлить контракт с матерью (с ее согласия), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком, на срок не менее чем до достижения ребенком 5-летнего возраста. Это требование распространяется и на отца ребенка вместо матери, опекуна, занимающихся воспитанием ребенка. Утверждена президентская программа ”Дети Беларуси“ на 2006-2010 годы [17]. Ее главной задачей является улучшение качества жизни и защита подрастающего поколения, укрепление престижа и авторитета женщины-матери и крепкой семьи в обществе. Постановлением Совета Министров в перечень граждан (семей), имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи, включена новая категория. Это лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [24].
Особое внимание будет уделяться обеспечению жильем молодых семей и строительству жилья на селе. Предполагается, что в 2015 г. - 29 - 30 м2 против 20,0 м2 в 1997 г. В городах будет отдано предпочтение строительству малых и среднеэтажных (2-5-этажных) жилых домов и индивидуальных домов для одной семьи. [24].
Для решения в Республики Беларусь проблем бедности приняты законы о «Социальной защите инвалидов в Республики Беларусь», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС», «О социальном обслуживании», «О государственном обслуживании», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Разработаны и реализуются программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «дети Беларуси», Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000 - 2005 гг., Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.
Таким образом, для решения в Республике Беларусь проблем, связанных с бедностью, необходимо [20]:
•поэтапное увеличение размеров социальных пособий (в том числе по безработице) до уровня черты бедности;
•формирование стабильной
и эффективной системы
Актуальной проблемой в Республике Беларусь является совершенствование демографической политики. Для ее решения намечается реализация системы упреждающих государственных мер по стабилизации и повышению рождаемости, укреплению здоровья населения, снижению уровня смертности и увеличению средней продолжительности жизни; преодолению негативных последствий катастрофа на ЧАЭС; осуществление миграционной политики, направленной на позитивные территориальные перемещения населения. Осуществление этих мер позволит в значительной степени предотвратить негативные демографические тенденции. Для решения демографических проблем первостепенное значение имеет обеспечение потребности в жилье. Национальная жилищная стратегия предусматривает реализацию права на жилье для всех групп и слоев населения при обеспечении социальных гарантий для малообеспеченных граждан.
Таким образом, в Республике Беларусь разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране. Однако проведению эффективной социальной политики препятствует множество различных внутренних и внешних проблем. Практически исчерпаны экстенсивные источники и факторы долговременного экономического роста. Многие проблемы связаны с чрезмерной открытостью экономики Республики Беларусь, экономической зависимостью ее от других стран. Сложные задачи предстоит решать в процессе формирования активной социальной политики, повышения эффективности ее, в том числе в области доходов и оплаты труда, в развитии здравоохранения, при решении демографических проблем.
Проведенное исследование позволило заключить, что социальная политика — комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
Основная цель социальной политики - повышение уровня и качества жизни населения Республики Беларусь на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью
В настоящее время
социально-экономическое
В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.
Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое место среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни.
Решение накопленных проблем призваны обеспечить различные государственные программы, а также годовые социально-экономические прогнозы.
Т. 2.-Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2000 г., - 216 с.
Табл. П. 1. «Основные социально-экономические показатели на 1990-2006гг.»[23]
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Численность населения |
10190 |
10177 |
9990 |
9951 |
9899 |
9849 |
9800 |
9751 |
9714 |
Естественный
прирост, |
|||||||||
тыс. человек |
32,6 |
-32,6 |
-41,2 |
-48,6 |
-57,9 |
-54,7 |
-51,1 |
-51,4 |
-41,7 |
на 1000 населения, человек |
3,2 |
-3,2 |
-4,1 |
-4,9 |
-5,9 |
-5,5 |
-5,2 |
-5,2 |
-4,3 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек |
5151 |
4410 |
4441 |
4417 |
4381 |
4339 |
4316 |
4350 |
4362 |
Численность безработных,
зарегистрированных органами государственной
службы занятости (на конец года), |
– |
131,0 |
95,8 |
102,9 |
130,5 |
136,1 |
83,0 |
67,9 |
52,0 |
в процентах к экономически активному населению |
– |
2,9 |
2,1 |
2,3 |
3,0 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,2 |
Денежные доходы
населения, |
24 |
63077 |
5577 |
11506 |
17087 |
22795 |
29565 |
38622 |
47433 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
112,4 |
66,4 |
114,1 |
128,1 |
104,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
117,3 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике, тыс. руб. |
269 |
755,1 |
58,9 |
123,0 |
189,2 |
250,7 |
347,5 |
463,7 |
590,7 |
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
113,8 |
95,0 |
112,0 |
129,6 |
107,9 |
103,2 |
117,4 |
120,9 |
117,6 |
Средний размер назначенной месячной пенсии (на конец года), тыс. руб. |
107 |
387,2 |
36,4 |
65,0 |
89,6 |
113,9 |
172,6 |
211,0 |
277,6 |
Реальный размер
назначенной месячной пенсии (на конец
года), |
… |
130,3 |
143,2 |
122,1 |
102,3 |
101,4 |
132,4 |
113,2 |
123,4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(на начало учебного года)
1990/91 |
1995/96 |
1996/97 |
1997/98 |
1998/99 |
1999/00 |
2000/01 |
2001/02 |
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 | |
Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования) |
|
|
4964 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4187 |
4063 |
В них учащихся, тыс. |
1507,7 |
1582,2 |
1593,5 |
1602,9 |
1624,9 |
1595,9 |
1547,6 |
1488,9 |
1430,0 |
1369,0 |
1303,4 |
1240,9 |
1179,3 |
Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования) |
|
|
150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
204 |
205 |
В них учащихся, тыс. |
143,7 |
122,4 |
125,2 |
132,5 |
138,4 |
144,3 |
150,3 |
155,4 |
160,9 |
162,3 |
158,4 |
154,1 |
152,5 |
Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования) |
|
|
59 |
|
|
|
|
|
|
|
|
55 |
55 |
В них студентов, тыс. |
188,6 |
197,4 |
208,9 |
224,5 |
244,0 |
262,1 |
281,7 |
301,8 |
320,7 |
337,8 |
362,9 |
383,0 |
396,9 |