Социальная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью является, во-первых, исследование сущности социальной политики, во-вторых, анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики. Достижение поставленных целей потребовало решения конкретных задач: исследование теоретических проблем, касающихся сущности социальной политики, ее структуры, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; критического анализа действующей системы социальной политики республики, основных проблем механизма реализации социальной политики; выделение основных направлений совершенствования социальной политики и обоснование подходов для ее оптимизации в современных условиях развития Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции 5
1.2. Структура социальной политики 8
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Безработица и занятость в Республике Беларусь 16
2.2. Анализ уровня реальных доходов населения 18
2.2. Состояние социальных гарантий в нерыночном секторе экономики 22
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
3.2.Политика социальной защиты 26
3.3. Политика социальных гарантий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Файлы: 1 файл

Копия Готовая_макра_курсач_В=========.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов. Индексация доходов возможна со стороны, как  государства, так и предприятия,  которое  для этого отдаёт часть прибыли. Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде  и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы, выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться [12, c.91-93].

1.2.2. Политика социальных гарантий

Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке  установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

В экономическом журнале  Разумов [18] вычленяет четыре институциональные формы социальной защиты населения. Обобщив, их можно представить в следующей форме:

Форма

Финансовый источник

Определяющие характеристики

Государственная социальная помощь

Государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы.

Отношения государства с уязвимыми категориями населения. Выплаты осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход.

Обязательное социальное страхование

Страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного соцстрахования.

Замещение утраченной заработной платы ( предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных. 

Базовый институт социальной защиты.

Добровольное страхование

Страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования.

Наличие страхового договора, самоответственность граждан.

Корпоративные системы социальной защиты

Средства предприятий.

Организуются работодателями.


 

Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение  можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Характерной чертой принципа страхования является предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам  справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:

 - осуществляется частными компаниями (добровольное);

 - осуществляется государством (принудительное).

Для развитых стран общепринятым  является  обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. Общие черты между социальной помощью и общественным страхованием:

- предполагают перераспределение доходов;

- связаны со сложившимися в обществе представлениями о справедливости;

- имеют поля пересечения.

Но также имеются  и отличия, одно дело, когда нуждающийся  получает помощь за счет других лиц, и  совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество.

Минимальная заработная плата является одним из важнейших  рычагов воспроизводства рабочей  силы и её стимулирования, кроме  того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др [3, c.314].

1.2.3. Политика социальной защиты

Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. У нас данный термин стал употребляться относительно недавно.

Обобщив трактовки категории "социальная защита", можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

К важнейшим характеристикам  термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы  социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования [2, c.6].

Направления социальной защиты [4, c.63]:

- создание условий  для занятости населения трудовой  деятельностью, позволяющей работникам  зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

- обеспечение безопасных  условий труда для работников  и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

- обеспечение работников  и членов их семей прожиточным  минимумом материальных средств  в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

Все многообразие видов  деятельности в социальной сфере, начиная  от оказания помощи на дому престарелым  и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления: социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь [1, c.67].

 

2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Безработица и занятость  в Республике Беларусь

Одной из сложнейших и болезненных социальных проблем  в период перехода к нормальным рыночным отношениям является безработица. Проследим механизм: крайняя техническая отсталость социалистического производства, низкая производительность трудаÞ низкое качество и потребительские свойства выпускаемой продукцииÞ неспособность конкурировать с несоциалистическими производителями аналогичных товаровÞ падение спроса на отечественную продукцию и потеря рынков сбытаÞ избыток рабочей силы на предприятиях, что выражается в сокращении рабочего времени, неоплачиваемых отпусках, отсутствии фронта работ, снижении интенсивности труда.

 Естественное желание предприятий избавиться от лишней численности работников подавляется административными мерами, следствием чего является стагнация производства, невозможность выйти из финансовых трудностей, обновить выпускаемую продукцию, повысить конкурентоспособность производства, увеличить занятость.

Проанализирум показатели, приведенные в приложении 1. Процесс увольнения избыточных работников привел к фиксации открытой безработицы в начале 2003 г. на уровне 136 тыс. человек, или примерно 3,1% экономически активного населения. Это самый высокий показатель за период 1990-2006 гг. Уровень зарегистрированной безработицы в последующих годах снижался и на 1 декабря 2006 года составил 1,2% к численности экономически активного населения. Наблюдается тенденция сокращения числа безработных.

 Это, однако, не свидетельствует об уменьшении проблемы, поскольку административные меры, применяемые властями, дали свой эффект лишь по отношению к официально зарегистрированной (открытой) безработице.

 Сопоставление помесячных абсолютных значений прироста занятости и сокращения численности безработных показывает, что какой-либо корреляции между этими показателями незаметно. Так, например, в июне 2005 г. с учета было снято 7,8 тыс. безработных, в то время как число занятых увеличилось всего на 2,5 тыс. чел.. Еще нагляднее данные за июль и декабрь 2005 г.: здесь число безработных уменьшилось на 6,3 и 3,5 тыс. чел. соответственно, в то время как занятость сократилась на 10,6 и 10,8 тыс. чел.[23] Иначе говоря, значительная часть безработных просто снималась с учета без какой-либо помощи в трудоустройстве.

Исследования, проведенные Минским научно-исследовательским  институтом социально-экономических и политических проблем [11], подтвердили, что существенное сокращение открытой безработицы произошло за счет роста скрытой. Так, к началу октября 1997 г. в Минске на одного зарегистрированного безработного приходилось еще как минимум четверо незарегистрированных. К середине 2000 г. скрытая безработица в 3-4 раза превышали официальную. Следовательно, в стране свыше 400 тыс. фактически безработных, что составляет почти 7,5% трудоспособных.

Это значение само по себе весьма показательно. Однако необходимо иметь в виду, что на предприятиях имеется значительный избыток рабочей силы, сокращать который президент запретил. В случае ослабления административного пресса вся эта масса излишних работников немедленно окажется за воротами предприятий, пополнив ряды и без того значительной армии безработных.

Как же белорусское  государство помогает безработным? За период с 1991 по 1994 г. в стране была создана достаточно цивилизованная система социального страхования от безработицы. Безусловно, она была не идеальной, поскольку собственный опыт отсутствовал. Тем не менее она функционировала и с помощью зарубежных консультантов постепенно совершенствовала деятельность по оказанию помощи безработным [20].

Финансирование  мероприятий по оказанию помощи безработным  и по реализации программы занятости населения, ежегодно утверждаемой правительством, должно осуществляться из Государственного фонда содействия занятости, который до 1999г. являлся страховым и внебюджетным.

В сентябре 1999 г. Государственный фонд содействия занятости решением правительства превращен из страхового в бюджетный. Средства фонда сконцентрированы в казначействе и ими распоряжается Министерство финансов. С этого момента отчисления нанимателей в фонд превратились из страховых платежей в налог на заработную плату. В соответствии с законом средства фонда не могут быть использованы на цели, не относящиеся к социальному страхованию[2, c. 146].

2.2. Анализ уровня реальных доходов населения

Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения Беларуси [17].

Рассмотрим проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь в  современный период в разрезе, учитывающем  такие аспекты, как демографическая ситуация в стране, политика доходов и качество жизни населения, борьба с бедностью и развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и т.д.).

Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из интегральных показателей.

На протяжении всех послевоенных лет, вплоть до начала 90-х годов, численность населения страны постоянно росла. Однако интенсивность этого роста начала снижаться уже с начала семидесятых годов. Впервые смертность превысила рождаемость в 1993 г.[23], и страна вступила в качественно новый этап своего развития - депопуляцию. Динамику численности населения можно отследить в приложении 1, откуда видно, что уже более 10 лет в Республике Беларусь годовая численность умерших превышает численность родившихся и, несмотря на положительный миграционный прирост, население в стране уменьшается. На сегоднешний день численность населения Республике Беларусь составляет менее 9700 тыс. человек.

Несмотря на то, что естественный прирост в республике стал отрицательным только с 1993 г., негативные тенденции в демографическом развитии страны - давние. Республика не воспроизводит своего населения уже более 25 лет, начиная с 1978 г., когда коэффициент воспроизводства населения снизился ниже минимума, необходимого для простого воспроизводства. В городской местности это произошло еще раньше. До 1993 г. численность населения страны увеличивалась лишь благодаря накопленному ранее демографическому потенциалу [7, c.202].

Современная демографическая ситуация показывает представляет реальную угрозу безопасности развития республики. Сложившиеся структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию в стране, а численность населения сохранит отрицательную динамику еще длительное время, особенно сильно - во втором-третьем десятилетии XXI века [19, c.65].

Следующая проблема реализации социальной политики - борьба с бедностью. Для анализа динамики бедности в республике обратимся к рисунку 2.1. Рис.2.1. Динамика бедности в Беларуси (доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общего населения) [23]

Информация о работе Социальная политика Республики Беларусь