Социальная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью является, во-первых, исследование сущности социальной политики, во-вторых, анализ проблем, возникающих в процессе ее реализации на современном этапе развития Беларуси и поиск направлений совершенствования проводимой в республике социальной политики. Достижение поставленных целей потребовало решения конкретных задач: исследование теоретических проблем, касающихся сущности социальной политики, ее структуры, рассмотрение целей, направлений и задач, стоящих перед ней; критического анализа действующей системы социальной политики республики, основных проблем механизма реализации социальной политики; выделение основных направлений совершенствования социальной политики и обоснование подходов для ее оптимизации в современных условиях развития Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции 5
1.2. Структура социальной политики 8
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Безработица и занятость в Республике Беларусь 16
2.2. Анализ уровня реальных доходов населения 18
2.2. Состояние социальных гарантий в нерыночном секторе экономики 22
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
3.2.Политика социальной защиты 26
3.3. Политика социальных гарантий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Файлы: 1 файл

Копия Готовая_макра_курсач_В=========.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

 

На рисунке наглядно видно резкое увеличение доли бедного  населения с 1990 года пасле распада  СССР. Максимальные показатели наблюдались в 1999г. И на сегоднешний день ситуация с бедностью в Беларуси остается сложной. Количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще представляет значительную величину - 30,1% от общей численности населения или 2900 тыс. чел. Из них 178 тыс. чел. живут в крайней бедности, когда доходы в два раза ниже величины прожиточного минимума.

За годы реформ в Республике Беларусь снизился реальный уровень основных видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. В реальном выражении они составляют менее половины от дореформенного (1990 г.) уровня. Основные индикаторы текущей ситуации в области доходов населения отражают снижение доли денежных доходов в ВВП (на начало 1999 г. оно составило 67%, в 1998 г. - 74,3%); уменьшение доли оплаты труда в ВВП с 41% в 1990 г. до 32% к началу 1999 г. (в развитых зарубежных странах - 53 - 62%); уменьшение доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73% в 1990 г. до 47% к началу 1999 г. (в зарубежных странах - 58 -70%) [6, c.69].

К основным группам с  высоким уровнем бедности относятся  проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества и др. Бедные и очень бедные слои населения заняты в основном в сельском хозяйстве и непрестижных видах работ в других секторах экономики.

В основе официально принятого  в стране метода измерения бедности  лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка потребительской корзины, а также расходы по обязательным платежам и сборам составляют величину прожиточного минимума. При этом необходимо иметь в виду, что в начале к малоимущим (бедным) категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых ресурсов ниже 60% минимального потребительского бюджета (МПБ). Местным органам власти рекомендовалось использовать данный норматив (60% МПБ) для отнесения граждан к категории нуждающихся и возможного оказания им помощи. Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер.

Минимальная заработная плата (МЗП) является одним из средств социальной защиты населения. Она используется  в  качестве  важнейшего  инструмента  формирования платежеспособного   спроса   населения   и   решения   проблемы малообеспеченное. Практика ее установления в разных странах отличается большим разнообразием, но везде она является социальным стандартом, нижней точкой отсчета для установления достаточного уровня жизни населения. МЗП должна обеспечивать по крайней мере уровень жизни трех членов семьи работника выше порога бедности.

Общий вывод состоит в том, что причиной бедности в Беларуси является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. Показатели занятости, приведенные в предыдущей главе, свидетельствуют об относительно низком числе безработных. В то же время 30% малообеспеченного населения- это достаточно высокий уровень. Следовательно получение работы не является необходимым условием для того, чтобы выбраться из бедности. Поэтому серьезной проблемой становится все еще массовое явление «работающей бедноты».

2.2. Состояние социальных гарантий в нерыночном секторе экономики

Значимость и роль государства в отношении отраслей социальной сферы возрастает в связи с тем, что в экономике республики наряду с рыночной системой хозяйствования действует нерыночный сектор, куда относятся отрасли образования, культуры, здравоохранения и др. и их регулирование резко отличается от регулирования рыночным сектором.

Сложная медико-демографическая ситуация в Беларуси связана, с нерациональной организацией медицинской помощи. Так, притом, что уровень медицинского обслуживания в Беларуси ниже, чем в Германии, Франции, Швеции, число коек в больничных стационарах на 10 тыс. населения в Беларуси больше на 27,5%, чем в Германии, на 32,2% - во Франции и более чем в три раза - Швеции. Среднее пребывание больного в стационаре примерно в два раза дольше, чем в указанных странах. Это связано с тем, что больной часто проходит в стационаре обследование и принимает процедуры, которые можно осуществлять на дому или в амбулаторных условиях [4, c.86].

Характерно  соотношение  числа  медицинских  работников  и обслуживаемого ими населения. В Беларуси на 10 тыс. человек населения приходится 45,7 врача, тогда как в Германии 35,4, Франции - 30,3, Швеции -31,1 [4]. Весьма важным является соотношение численности врачей и средних медицинских работников. В Германии, США на одного врача приходится 3,3 средних медицинских работников, тогда как в Беларуси - 2,6. Эти данные свидетельствуют о том, что в системе здравоохранения Беларуси есть возможности гораздо более рационального использования имеющихся ресурсов. Другими словами система здравоохранения Беларуси унаследовала от бывшего СССР набор сложных проблем, прежде всего явное несоответствие между количественными параметрами системы и ее качественными характеристиками. Доля ресурсов, выделенных на развитие здравоохранения в 1996-2000 гг., в объеме ВВП была в 2,1 раза ниже той, которая предусматривалась в Законе «О здравоохранении» (10%). Около 45% лечебно-профилактических учреждений расположены в неприспособленных помещениях. Более 50% медицинского оборудования работает свыше 10 лет и подлежит списанию в связи с моральным и физическим износом[4].

Для преодоления негативных тенденций в развитии здравоохранения  и существенного улучшения здоровья населения была разработана Концепция  развития здравоохранения,  которая одобрена Советом Министров Республики Беларусь. В области охраны здоровья населения реализуется около 30 государственных и отраслевых программ, которые охватывают практически все основные направления деятельности: борьбу с социально значимыми и социально опасными заболеваниями, укрепление материально-технической базы отрасли, кадровую политику, здоровый образ жизни и многое другое [24].

Образование, составляя  один из ключевых факторов международного престижа Республики Беларусь, позволяет ей сохранить довольно высокое место в международных рейтингах. Развитие экономики опирается на накопление человеческого капитала, в формировании которого важнейшую роль играет образование. Как видно из приложения 2, за период с 1990 г. по 2007г. в республике количество вузов возросло с 33 до 55, т.е. почти удвоилось, из которых на сегодняшний день 19 являются университетами. Контингент студентов за этот же период тоже почти удвоился с 188,6 тыс. человек до 396,9 тыс. человек, а количество студентов на 10000 населения( см. приложение 3) с 185 до 409 студентов соответственно, причем процесс увеличения численности вузов происходит постепенно, последовательно, без рывков. На сегодняшний день в вузах страны осуществляется подготовка специалистов более чем по 300 специальностям.

Несмотря на имеющиеся  успехи в образовательной сфере, выражающиеся в высоком уровне грамотности, широкой студенческой аудитории, инновационных образовательных технологиях, в данной сфере имеется и ряд проблем. Следует отметить хотя и возрастающее, но пока ещё недостаточное государственное финансирование образования, которое в 2003 г. достигло 6,0% от ВВП, а по международным стандартам для динамичного развития сферы образования необходим уровень его общего финансирования не менее 10% от ВВП. Это влечет за собой перегруженность не только средней школы, но и вузов, проводящих занятия зачастую в две и больше смен.  

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.

Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основную заработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается обеспечить за счет [17]:

- среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения в 2006-2010 гг. - 5-6%; реальной заработной платы - 6-7%;

- повышения доли оплаты труда в ВВП в 2010 г. - 60% против 42,1% в 2000 г.

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

Особенно важное место  в социальной политике государства  занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Одним из главных ее аспектов является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других.

Воздействие на уровень  доходов осуществляется через договорные отношения   между   работниками   и   работодателями,   систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

Проведение активной государственной политики в области  доходов населения должно отвечать следующим принципам:

•повышение роли оплаты труда в доходах населения  как условия роста его производительности в реальном секторе экономики;

•создание условий для  самообеспечения благосостояния и  достойного уровня жизни трудоспособного  населения;

•адресная социальная поддержка  нетрудоспособных и бедных граждан. Стратегическими целями заработной платы выступают:

•превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье и позволяющий создать накопление;

•создание социально  справедливых условий и гарантий оплаты труда, обеспечивающих повышение мотивационного потенциала заработной платы [17].

3.2.Политика социальной защиты

Основная цель социальной защиты -поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение.

Социальное  страхование призвано не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально ориентированный характер. Социальному страхованию, как особой организационно-правовой форме социальной защиты, отводится роль автономного и самостоятельного механизма для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также выполнения ряда других функций - организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование по безработице).

Решать задачи социальной защиты пожилых, недееспособных граждан  предусматривается путем совершенствования пенсионной системы. Развитие пенсионного обеспечения будет осуществляться на базе Концепции реформы пенсионного обеспечения, принятой правительством Республики Беларусь, основная задача которой - рационализация и оптимизация условий предоставления и норм пенсионного обеспечения. Средний размер назначенной месячной пенсии в ноябре 2006 года составил 277,8 тыс. рублей (121,1% величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров) [25]. С 1 февраля, 1 мая, 1 августа 2006 года в связи с изменением бюджета прожиточного минимума повышался размер надбавок и повышений к пенсиям, а также размер минимальных и социальных пенсий. Совершенствование пенсионного обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан. Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы - будет формироваться на накопительных принципах. Средняя пенсия должна составить в 2010 г. 50 -60% от средней заработной платы [17].

Важной задачей  является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи.

Для достижения ориентиров и целевых показателей социальной политики предусматривается соответствующее развитие отраслей социально-культурного комплекса.

В настоящее время  система социальной защиты в республике в основном состоит из двух видов программ. Программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет страховых взносов. Существуют также программы государственной социальной помощи тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений.

Дальнейшее совершенствование  социальной защиты населения предполагает повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование средств, выделяемых на удовлетворение социальных нужд. В этом направлении предусматривается[24]:

- усиление адресности социальной защиты посредством четкой ориентации социальных программ на определенные группы населения и увязка социальной помощи с материальным положением получателей;

- совершенствование структуры и порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы государственных стандартов;

- организация действующей системы социальных пособий и выплат на базе разработки единых принципов и критериев предоставления.

3.3. Политика социальных гарантий

К числу социальных гарантий относятся: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, право на труд, право на бесплатное образование, право на жилье, отдых, медицинское обслуживание, механизм поддержания номинальных доходов населения (индексация), право на собственность и доходы от нее и другие.

Основные направления  и задачи социального развития находят  отражение в социальной политике Республике Беларусь, которая предполагает как минимум сохранение ныне действующих социальных гарантий в сфере доходов населения, занятости, социальных услуг; закрепление наметившихся тенденций стабилизации уровня жизни населения, сокращение масштабов бедности; оптимизацию ситуации на рынке труда. В стране за последние годы много сделано по укреплению материальной базы отраслей социальной сферы, повышению эффективности учреждений науки и образования. Это находит свое отражение в индексе человеческого потенциала, по которому Беларусь в 2000 г. занимала 5б-е место среди 173 стран мира и опережала все страны СНГ [12, c.89]. Во многом реализация социальной политики зависит от уровня развития социальной инфраструктуры. На современном этапе основным направлением ее развития должно быть недопущение снижения существующих государственных социальных гарантий в здравоохранении, образовании, культуре, в приобретении жилья, потреблении бытовых услуг.

Информация о работе Социальная политика Республики Беларусь